Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5.7

Выставка
Современные датские шпалеры

Еще одно доказательство всемогущества скандинавского дизайна

В конце XIX века по всей Европе возник массовый интерес к возрождению традиционных ремесел — и на этой волне в Дании стали практически заново обучаться шпалерному ткачеству, которое к тому времени уже не практиковалось. В течение всего XX века техника отвоевывала свое место не только в декоративно-прикладном жанре, но и в поле современного искусства. В Эрмитаже покажут работы объединения «Датские шпалеры», возникшего в середине 1990-х годов. Среди участников выставки — Шарлотте Шредер, работы которой посвящены гражданской войне в Сирии, и Рут Малиновски, продолжающая традиции конструктивистов.

  • Современные датские шпалеры – афиша
  • Современные датские шпалеры – афиша
  • Современные датские шпалеры – афиша
  • Современные датские шпалеры – афиша
Декоративно-прикладная

Как вам выставка?

Отзывы

9
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
8 июня 2015

Посетив выставку, снова убедилась в том, что искусство притягательно не только эстетическим чувством, но и магией творчества. Конечно, шпалеры прошлых веков, выполненные искусными мастерами по картинам известных художников, впечатляют трудоемкостью, качеством, виртуозностью исполнения. Но там одно, а здесь другое. Там шпалеры представляют собой копию художественного произведения, и их специфические качества утрачиваются. На восприятие работает только цвет и иллюзорность. Гобелены из серии «Времена года», выполненные в начале XX века в стиле модерн по картонам Жюля Шере и хранящиеся в Эрмитаже, поражают изощренной цветовой гаммой, невероятной тонкостью колористических нюансов, виртуозностью, но вместе с тем ощущается некий достигнутый предел. В современных датских шпалерах сохраняются особенности тканых ковров, где большое значение имеет выбор материала и способа переплетения нитей, текстура ткани и фактура тканой поверхности. Когда шпалера представляла собой копию картины, художник и ремесленник были разделены в процессе работы. Здесь все от начала до конца – свободный творческий процесс одного мастера, с момента появления идеи до ее разработки, от творческого импульса до результата работы. Фотографии, эскизы, тексты, видеофильмы, сопровождающие выставку, помогают глубже проникнуть в творческий процесс. Шпалеры, представленные на выставке, разнообразны по изначальному замыслу, технике исполнения, по качеству и цвету нитей, их окрашиванию и переплетению. При создании некоторых из них использовались современные компьютерные средства.
Наверно, был тайный умысел у кураторов в том, чтобы разместить выставку не в Главном штабе, как предполагалось, а в Зимнем дворце, в залах, где находились картины немецких и итальянских художников XIX-XX веков. В зале, где раньше экспонировались мистико-романтические пейзажи Давида Каспара Фридриха, представлены шпалеры на тему природных стихий, в зале Кандинского – работы, в которых конкретная видимая реальность преображена в абстракцию. Воплощение «Завтрака на траве» Эдуарда Мане в шпалере с сетчатой структурой не воспринимается забавой. Интуитивно чувствуется стремление мастера передать другими средствами и в другом материале специфику этой картины, эпатировавшей когда-то салонную публику, ее простоту, свободу, прозрачность атмосферы, окружающей фигуры людей.
Одним словом, выставка – тот случай, когда увиденное превзошло ожидаемое.

2
0
5
Кирилл Титков
55 отзывов, 274 оценки, рейтинг 111
26 апреля 2015

Не знаю, не знаю... возможно, мне недостает знаний, понимания, кругозора, чувства эпохи. Возможно, меня заклеймят ретроградом, но эти современные датские шпалеры произвели на меня гнетущее впечатление. Нет, вру, они не произвели никакого впечатления, так будет вернее.
Начнём с азов. Шпалера - это безворсовый тканый настенный ковер, рисунок которого образован перекрёстным переплетением нитей разных цветов. В качестве нитей использовался шелк, шерсть, золото и серебро, а в настоящее время и всевозможные синтетические волокна.
Расцвет шпалер в Европе пришелся на XV-XVII века. Но это не значит, что в последующие эпохи шпалера, как вид декоративно-прикладного искусства, была забыта. Вовсе нет! И за подтверждением этого факта далеко идти не нужно. Например, на проходящей в Главном штабе выставке "Дары Востока и Запада Императорскому двору за 300 лет" можно увидеть четыре шпалеры серии "Времена года" по картонам Жюля Шере, выполненные на знаменитой мануфактуре Гобеленов в 1910-1914 годах. И во все времена шпалера сочетала в себе живописную композицию (зачастую созданную по картонам или картинам лучших живописцев своей эпохи) и практическую, утилитарную функцию настенного ковра, "защищающего стены от сырости, а Вас от ревматизма".
В коллекции Эрмитажа множество шпалер разных эпох. Например, великолепные образцы шпалерного ткачества Фландрии и Франции XV-XVII веков можно увидеть в Темном коридоре Зимнего дворца (зал 303). Этим коридором шел и я, направляясь на выставку современных шпалер. Не скрою, что прошел таким маршрутом специально, чтобы сравнить впечатления. О результатах этого сравнения я вам уже поведал.
Пройдя по выставке, моя спутница сказала, что всё это напоминает ей ИКЕЮ, только там поинтереснее будет. И лучше сказать нельзя. Демонстрируемые датские шпалеры действительно напоминают напольные коврики-переростки для прихожей. Они могли бы, вероятно, неплохо смотреться на выставке интерьерного дизайна, будучи дополненными соответствующей мебелью, светильниками, другими бытовыми предметами. Но, вырванные из какого бы то ни было контекста, они разочаровывают.
И дело не в рисунке, рисунок вполне в духе современных беспредметных абстракций или детско-лубочных композиций. И не в использованных материалах. Дело в самом изменении понимания шпалеры.
Крутой разворот произошел в XX веке. Шпалера утратила своё прикладное значение, шпалеры-картины перестали находить своё место в современных интерьерах. Общие сдвиги в художественных предпочтениях и понимании творческого процесса приводят к отказу от работы мастера-ткача по эскизам профессионального художника. Ткач становится сам себе художником-дизайнером. Возникает интерес к пластическим свойствам, из плоских ковров шпалеры становятся трехмерными. Происходит отказ от техники ткачества и поворот к различным техникам ручного плетения. В обиход вводятся различные новые материалы, порой совершенно неожиданные, например, резина. В итоге мы получили некий художественный объект, лишенный конкретного функционального назначения и имеющий со шпалерой общее только свое текстильное происхождение.
Быть может, чтобы избежать лишних параллелей, ассоциаций и сравнений с прошлым, произведения на выставке следовало позиционировать не как шпалеры, а просто как художественные объекты современного ручного ткачества, и выставить их в Главном штабе. Но этого сделано не было. А в Зимнем дворце сравнений со шпалерами других эпох избежать нельзя. И это сравнение, увы, не в пользу датчан.
В остальном выставка прекрасно организована и каких-либо нареканий вызвать не может.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все