Выставки Москвы

Выставка Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого, Санкт-Петербург
Эрмитаж, 7 декабря 2014 – 8 марта 2015, Санкт-Петербург

7.4

Выставка о том, как старое искусство повлияло на конкретного современного художника

Несмотря на отказ в поддержке Года культуры России и Великобритании со стороны британских официальных лиц, в Эрмитаже все-таки открыли выставку одного из ключевых художников XX века Фрэнсиса Бэкона. Британский экспрессионист прославился в первую очередь портретами, изображавшими искаженные человеческие тела на беспредметном фоне, и рекордными аукционными ценами. У экспозиции есть и еще один официальный повод — 250-летие Эрмитажа, но, кажется, главная причина того, что выставка все-таки приехала, в том, что ее костяк составляет коллекция четы Сейнсбери, известных британских меценатов, которые поддерживали художника еще при жизни. В Эрмитаже покажут не только тринадцать полотен из их коллекции, но также работы из коллекции галереи Тейт в Лондоне и многих других важных институций, архивы из мастерской Бэкона в дублинской галерее Хью Лейна. Все это будет выставлено вместе с произведениями из эрмитажного собрания: начиная от египетского искусства и заканчивая живописью Рембрандта и Пикассо — идея показать в каком художественном контексте существует его творчество.

Место проведения

Эрмитаж

Эрмитаж

8.8
Главный музей страны
Несмотря на невероятных размеров коллекцию, главный музей страны устроен вполне рационально: на первом этаже — древность (отечественная археология и классическая античность), второй — искусство Ренессанса, барокко и классицизма, с картинами Рафаэля, Эль Греко, Рубенса. На третьем этаже продолжение истории европейской живописи (XIX — начало ХХ века) — Ренуар, Моне, Матисс — и экспозиции «Индия», «Иран», «Китай». В фильме режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» камера за полтора часа успевала побывать в 33 залах музея. Всего же их — 365.
телефон+7 (812) 571 34 65
адрес
ценаВход 400–600 р., для детей до 18 лет вход свободный. В первый чт месяца вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьЭрмитаж

Галерея

Отзывы пользователей о выставке «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого»

Фото Кирилл Титков
отзывы:
53
оценок:
71
рейтинг:
93
3

Впечатления от выставки, родившиеся меж двух портретов папы Иннокентия X.

Бэкон - это постмодерн.
Хотя строго определить, что такое постмодерн и не представляется возможным. Но какие-то черты выделить можно.
И первое - это использование/заимствование готовых форм, будь то обычные предметы потребления (уорхоловская банка томатного супа) или цитирование произведений мирового искусства (со времён античности до самого постмодернизма, включительно). Произведение лишается самоочевидной значимости. Оно требует прочтения. Прочтения в контексте истории тех объектов, которые оно цитирует, заимствует, воспроизводит, симулирует. Поэтому сейчас авторы часто уделяют больше внимания формулированию этого прочтения, чем самому произведению. Собственно прочтение и становится произведением, а то, что изображено на холсте, отлито в бронзе, нарисовано на бумаге, не имеет уже иного смысла, как материального носителя, порождающего это прочтение. Что-то вроде флешки.
Образно говоря, постмодерн - это подражание в караоке исполнителю кавер-версии ремейка старого шлягера. Это забава, игра. Игра с объектами, игра со зрителями, игра на деньги. Зачастую на очень большие деньги.
Так вот, Бэкон - это постмодерн.

Эрмитажная выставка построена так, чтобы зритель не мучился в поисках прочтения. Всё тут, всё рядом. И бэконовские цитаты, и источники цитат. Нате, дорогой зритель, берите, пользуйтесь на здоровье. И караоке, и оригинал в одних наушниках. Что вам нравится больше?
И чтобы довершить картину постмодерновского творчества Бэкона, на выставке представлены предметы из его мастерской, в том числе перепачканные краской художественные альбомы и каталоги (Рембрандт, Веласкес, Энгр, искусство древнего Египта...). Это, так сказать, его рабочие цитатники, откуда он черпал вдохновение, идеи и цитаты для своих полотен.
А также выставлены 15 больших фотографий мастерской Бэкона. На фотографиях запечатлен творческий беспорядок в мастерской. Хотя беспорядок это не то слово, которое приходит на ум при виде того предметно-колористического хаоса, который там царил. Бедлам, бардак, гадюшник, бомжатник, последствия погрома или военных действий – вот что приходит в голову. Складывается картина безумия автора, творящего в этом безумном антураже. Но присмотревшись, вы понимаете, что это безумие постановочно, а весь хаос мастерской тщательно срежиссирован. Вдруг, на фотографиях, посреди груды ни пойми чего, даже в самом центре кадра, как бы случайно оказываются всё те же перепачканные краской альбомы Рембрандта, Веласкеса, что должно показать зрителям "неразрывную связь" Бэкона с его великими предшественниками. Ещё более замечательным объектом на другой фотографии оказывается каталог лондонской галереи Тейт творений самого Бэкона. Он чист, элегантен, не замусолен. Он представляется рыцарем в сияющих доспехах, он словно великий пророк, ведущий за собой народы, почти новый мессия от искусства во всей своей славе. И зритель уже готов идти за этим мессией черт знает куда.

Как всё это оценить? И почему я поставил две звезды? Попробую изложить мотивы.
В плане возможности составить своё представление о Фрэнсисе Бэконе, возможности ознакомления с его творчеством, с его личностью - выставка безупречна, твёрдая пятёрка.
Творчество Бэкона мне не нравится (собственно дихотомия нравится/не нравится была, есть и всегда будет главным критерием оценки любого произведения) Не нравится как по постмодерновской стилистике, так и по конкретной реализации. И "Портрет папы Иннокентия X" работы Веласкеса я всегда буду ценить несопоставимо выше, чем "Этюд на Портрет папы Иннокентия X Веласкеса" работы Бэкона.
Выставив рядом с Бэконом произведения старых мастеров, античные статуи, египетские артефакты организаторы выставки пытались погрузить неискушенного зрителя в мир постмодерна, в мир цитат и подражаний, заимствований и обыгрываний, в мир сравнений и толкований, в мир постмодерновской игры. А может быть, даже и привить вкус к этой игре. Многие видят в этом очевидное достоинство выставки, мне же это представляется плохой идеей. Постмодерном нужно переболеть, как ОРЗ, и выздоровев идти дальше, а не загонять болезнь в форму хронического бронхита. Кому-то такое соседство старины и Бэкона будет хорошим лекарством, шоковой терапией, а у кого-то и осложнения могут начаться. Поэтому для меня тут тоже минус.
И в плане организационном, однако, минусы есть. Главный штаб место для меня новое, неосвоенное, и ориентация в нём представляет довольно большую проблему. К моему сожалению схем выставочных помещений Главного штаба в электронном виде на сайте Эрмитажа я не нашел, как и не встретил их в самом Главном штабе ни в виде информационных щитов, ни в виде бумажных распечаток. Быть может, они есть, но мне они не встретились. (А было бы недурно, если бы их вручали прямо на кассе, вместе с билетом). Указатели на места проведения выставок есть, но следуя им, вы вовсе не всегда придёте на интересующую вас выставку кратчайшим маршрутом, возможно, придётся довольно долго побродить через целые анфилады залов. Так и я на Бэкона добирался кружным путём, пройдя через всех импрессионистов. Тут организаторам ещё есть над чем работать и работать.

Возможно, впоследствии я буду раскаиваться в такой оценке, думать, что поставил слишком мало или слишком много. Но таково моё первое впечатление, а первое впечатление самое непосредственное, искреннее, а значит и правильное.

Фото Елена Самукова
отзывы:
214
оценок:
219
рейтинг:
282
7

Выставка прекрасно организована. Если бы на ней были представлены только картины Фрэнсиса Бэкона, наверно, первое восприятие было бы на грани психологического шока. Можно умозрительно принимать факт существования эстетики безобразного, но когда на тебя неожиданно и мгновенно выплескивается негативные эмоции, испытываешь дискомфорт. Фотографии художника и его друзей, альбомы и книги, принадлежавшие ему, помогают увидеть за деформациями изображений более тонкие психические состояния.
Произведения Бэкона изрядно разбавлены картинами и скульптурами из собрания Эрмитажа для того, чтобы протянуть нити к творчеству художника от его предшественников. Интерпретации и цитаты из Пикассо, Гогена, Ван Гога, Векласкеса очевидны. Но наиболее сильное и неожиданное впечатление произвел на меня обратный эффект – воздействие картин Бэкона на знакомые эрмитажные произведения. Резонансно усилились деформации образов Пикассо, архаичность Матисса, экспрессия Сутина, отверженность персонажей Рембрандта. И совершенно неожиданно дисгармоничный и напряженный Ван Гог обрел успокоение в своей пасторали. Винсент в изображении Бэкона предстает очень хрупким и ранимым существом, и в этом два художника близки друг другу.
В отдельном зале представлены в реальном масштабе фотографии мастерской художника. В хаосе красок, эскизов, фотографий Бэкон находил вдохновение для творчества, которое было для него психическим освобождением от тревоги и отчаяния.

Фото Олег Баранец
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
9

Очень грамотная расстановка экспонатов. Советую! Отлично поработали кураторы выставки - сочетание сюра Бэкона и классической живописи шикарная находка

Фото Клара Хивен
отзывы:
29
оценок:
29
рейтинг:
44
7

Шла на эту выставку с некоторой тревогой, если не сказать страхом. И была очень рада, что ошиблась в предчувствиях. Депрессивно-агрессивные картины полного тёзки знаменитого философа оказались "разбросанными" среди наследия прошлого. Нужно сказать, что кураторы выставки наполнили смыслом это "разбрасывание", не знаю, какого эффекта добивались они, для меня эффект был очевиден - Рембрандт только выиграл от такого соседства. Неожиданная встреча с шедеврами, которые привыкла видеть непосредственно в Зимнем дворце, очень порадовала. Не знаю, чем руководствовались кураторы, помещая рядом с Бэконом Микеланджело, Гогена, Ван Гога, Рембрандта, Родена, но эффект безусловно получился ярким. "Трагическая маска Бетховена" Э. Бурделя оказалась под картинами Бэкона, которые больше напоминали наброски, интересным оказалось то, что и скульптура Бурделя - это не классическое искусство, это взрывная пластика рубежа XIX-ХХ вв., казалось бы, всё должно быть уравновешено, но - нет, Бетховен Бурделя перетягивал всё внимание на себя, оставляя невзрачным фоном картины-наброски Бэкона, просто пятнами краски на стене, обведёнными рамами.
Спасибо кураторам, что дали возможность ещё раз определиться, ещё раз осмыслить, где настоящее, а где - заработок...

Фото Александра Македонская
отзывы:
19
оценок:
170
рейтинг:
12
9

Это лучшая выставка, которую я видела в Главном штабе. Безусловно, картины Бэкона говорят сами за себя, но сочетание с другими шедеврами оставляет незабываемое впечатление. Спасибо!

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить