Выставки Москвы

Выставка Дар коллекции современного прикладного искусства от Фонда Эрмитажа (США): 1948–2013, Санкт-Петербург
Эрмитаж, 3 декабря 2014 – 10 января 2016, Санкт-Петербург

6.3

Работы важных американских дизайнеров

Несмотря на канцеляризм в названии, выставка отличная. Хелен Друтт Инглиш, именитая американская галеристка и коллекционер, пару лет назад уже приезжала в Эрмитаж с двумя открытыми лекциями на ту же тему — декоративное искусство США второй половины XX века. На этот раз в Эрмитаже она курирует выставку, в основе которой ее личная коллекция, а также предметы из других важных частных коллекций, все это перейдет в собственность музея. Ценность дара не только в том, что в Эрмитаже в принципе плохо с XX веком, но и, собственно, в качестве предметов. Среди работ — изготовленные с помощью 3D-печати украшения дизайнера Дага Буччи и брошь «Саммит» художников Робин Краницки и Ким Оверстрит, на которой американский и русский орлы пожимают другу другу крылья.

Место проведения

Эрмитаж

Эрмитаж

8.8
Главный музей страны
Несмотря на невероятных размеров коллекцию, главный музей страны устроен вполне рационально: на первом этаже — древность (отечественная археология и классическая античность), второй — искусство Ренессанса, барокко и классицизма, с картинами Рафаэля, Эль Греко, Рубенса. На третьем этаже продолжение истории европейской живописи (XIX — начало ХХ века) — Ренуар, Моне, Матисс — и экспозиции «Индия», «Иран», «Китай». В фильме режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» камера за полтора часа успевала побывать в 33 залах музея. Всего же их — 365.
телефон+7 (812) 571 34 65
адрес
ценаВход 400–600 р., для детей до 18 лет вход свободный. В первый чт месяца вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт
входит в сетьЭрмитаж

Галерея

Отзывы пользователей о выставке «Дар коллекции современного прикладного искусства от Фонда Эрмитажа (США): 1948–2013»

Фото Кирилл Титков
отзывы:
53
оценок:
71
рейтинг:
93
5

Изначально ожидал худшего. Но оказалось, что не всё так плохо. Привычный уровень современного (второй половины XX - начала XXI века) искусства. Даже особой американской специфики не почувствовалось. Это могла быть и Европа, и Азия, и Россия.

Естественно, что среди 74 экспонируемых объектов часть составляли такие, которые, что называется, ни уму ни сердцу. Например, тотемический объект "Лунный круг" Тошико Такаэзу (ок. 1990, керамика, глазурь, гончарный круг) или панно Деборы Уорнер "Её видение: клён" (1998) и ряд других.
Вообще панно меня не впечатлили совершенно (например, панно "Жилище" Ризе Нэгин, которое примечательно только тем, что рождает ассоциации с работами Пикассо и Миро), кроме разве что панно Теда Холлмана "Листья кувшинки", довольно натурально передающее унылый и несколько мрачный вид болотной глади, да и то постольку-поскольку.

Остальные объекты, несмотря на их разнородность, доступны пониманию даже людей, далёких от современных художественных тенденций.

К примеру, композиция Лизбет Стюарт "Летучая мышь на листе с цветком" (2010, фарфор, керамика, глазурь). К шедеврам скульптуры вообще и скульптурной анималистики в частности её не отнести, но как садовая скульптура для украшения оренжереи она вполне подходит. И в таком качестве она в полном объеме несёт на себе декоративную функцию. Как и скульптура "Лунное сумасшествие" (1986, керамика, дерево) Марка Бёрнса, композиции "Шаг" (1982, керамика, глазурь) Нэнси Кармен или "Размышление" (1999, каменная масса, глазурь) Санку Ю, выполненная в манере нарочитого подражания архаичным культурам, наивному искусству.
Всё это типичная современная скульптура. Не совсем понятно, правда, как это соотносится с провозглашенным прикладным характером выставки, так как прикладных функций у этих (и ряда других) работ нет, а декоративную можно приписать любой скульптуре.
Каким местом оно прикладное? И куда? Вспоминается "Недоросль" Фонвизина: "-Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
-Дверь? Котора дверь?
-Котора дверь! Вот эта.
-Эта? Прилагательна.
-Почему ж?
-Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна."
Вот и выходит, что большинство предметов выставки это имена "покамест существительные".
Но объяснение тут простое: так уж повелось, что фарфор и фаянс, стекло и керамика, текстиль и дерево - всё это относится к декоративно-прикладному искусству исключительно по своей материальной природе, вне зависимости от своих утилитарных функций.

Тем не менее, на выставке представлены и объекты, не утратившие своей исходной функциональности.
В первую очередь речь идёт о стуле с плетёным сидением (1988, по проекту 1944) Джорджа Накашима. Без стула, этого вечного источника вдохновения дизайнеров, представить выставку прикладного искусства было бы просто невозможно.
Далее следует упомянуть три "Византийских светильника" Дэна Дэйли (2002, стекло, бронза, алюминий, сталь, янтарь, аметист), сосуды с крышкой Вэла Кушинга (1985, каменная масса, глазурь) и целую группу украшений и произведений ювелирного искусства, представляющую из себя довольно пестрое собрание разнородных предметов (броши, браслеты, кольца, подвески, шейные украшения), выполненных из разнообразнейших материалов от весьма обычного серебра и до ... впрочем, в выборе материалов фантазия авторов пределов не имеет. У меня эти творческие опыты вызвали смешанные чувства. Если провокационные шейные украшения ручной работы из папье-маше 1993 года Марджори Щик ничего кроме недоумения и легкой досады вызвать не могут, то шейное же украшение Нэнси Уорден "Хороший знак" (2004, серебро, сталь, бетон, галька) представляет из себя стилистически выдержанное произведение, гармонично обыгрывающее цвет и фактуру материалов, несмотря на кажущееся очень странным такое их сочетание.

Все 74 экспонируемые работы описывать я, конечно, не буду, но в заключении упомяну ещё несколько:
Геометрические абстракции Энна Курриера, как графические: "Пастель N 20" (1988, картон, пастель), так и пластические: композиция "Сокращение" (2002, керамика, глазурь, ручная формовка) - заунывно привычны для абстракций, видели мы и такое не раз.
Витраж "Мать и дитя" Джудит Шехтер (2006, цветное и прозрачное стекло, роспись, лайтбокс) привлекает внимание не художественными достоинствами рисунка витража, которых, на мой взгляд, там нет; не подходом к очевидно библейскому сюжету, который при этом сознательно не упоминается; а самой формой представления витража в единой компоновке с лайтбоксом. Лайтбоксы в качестве произведений искусства привычно видеть в арт-галереях и музеях современного искусства, но не в Эрмитаже. Не исключаю, что такая интересная и богатая возможностями работы с цветом, светом и фактурой форма, как лайтбокс, уже давно представлена в эрмитажной коллекции, но мне она ещё здесь не встречалась.
И наконец, фарфоровая скульптура "Вершина Палисейдес" (2012, фарфор, ручная формовка) Паулы Винокур высотой выше человеческого роста, которую невозможно не заметить, привлекает внимание только своим размером.

Фото Александра Македонская
отзывы:
19
оценок:
170
рейтинг:
12
1

Вероятно, подобные произведения требуют более глубокого погружения в контекст, которым я не владею. Тем не менее впечатление об искусстве США складывается достаточно определенное...

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить