Москва
8.1

Выставка
Филип Трейси: Шляпы в XXI веке

Масштабная выставка главного шляпника планеты

Пять лет назад в Мраморном дворце проходила выставка «Когда Филип встретил Изабеллу» — кто такие Филип и Изабелла, объяснять было не нужно. Дружба и сотрудничество уже тогда главного шляпного дизайнера планеты Филипа Трейси и влиятельнейшего креативного директора Изабеллы Блоу вылились в коллекцию удивительных головных уборов, которые к современному искусству имеют больше отношения, чем к моде. «Папская тиара» из розовой парчи, имитирующая головной убор священнослужителя, «Корабль», детально воспроизводящая французский боевой корабль XVIII века, — часть той выставки снова возвращается в Россию, но уже в составе гораздо более масштабного проекта, курировать который взялся сам Трейси. «Шляпы в XXI веке» — это в первую очередь самые известные публичные работы дизайнера, от скульптурных шляп в форме омара и телефона для Леди Гаги до головных уборов, созданных для свадьбы Кейт Миддлтон и принца Чарлза. Трейси работает для Chanel и Givenchy, создает шляпы для оперных постановок и «Гарри Поттера», манипулирует образами из творчества сюрреалистов и Энди Уорхола — но в общем и целом занимается тем, что возвращает головному убору утерянный в конце XX века статус предмета роскоши.

  • Филип Трейси: Шляпы в XXI веке – афиша
  • Филип Трейси: Шляпы в XXI веке – афиша
  • Филип Трейси: Шляпы в XXI веке – афиша
  • Филип Трейси: Шляпы в XXI веке – афиша
  • Филип Трейси: Шляпы в XXI веке – афиша
Видео, Инсталляция, Объект

Как вам выставка?

Отзывы

7
Кирилл Титков
55 отзывов, 274 оценки, рейтинг 111
22 февраля 2015

Как вы, наверное, понимаете, я не знаток моды. Поэтому прошу не судить меня строго за эту рецензию и оценку выставки в целом. Женский взгляд на предмет будет иным, а мне при слове шляпка, прежде всего, вспоминаются: безумный Шляпник из Алисы в стране чудес, скачки в Аскоте, а ещё французское изречение, что настоящая женщина может из ничего сделать три вещи: салат, шляпку и скандал.
Самое интересное, что все эти ассоциации, как оказалось, имеют определённое отношение к выставке.

Шляпки Филипа Трейси очень разнообразны, и рассматривая некоторые из них, действительно кажется, что это работа воистину безумного шляпника. Но, как говорят, нет гения без безумия.
Не знаю насколько Филип Трейси гениален, но в таланте ему не откажешь. Хотя иногда его явно, что называется, заносит. Творческие порывы надо уметь сдерживать, и шляпка всё-таки должна оставаться шляпкой, какой бы необычной она не была. Она должна дополнять, оттенять, подчеркивать красоту её обладательницы, скрывать возможные изъяны и недостатки её внешности, говорить о её стиле, вкусе и характере, и при этом не забирать всё внимание исключительно на себя. Шляпка для человека, а не человек для шляпки. А носить на голове в качестве шляпки голову Дэвида Бекхэма - это уже очевидный перебор. Не могу представить себе девушку, которой бы такая шляпка, напоминающая мозгового слизня из Футурамы, пришлась по душе. Наверняка такие есть, но мне они точно не понравятся.

Хотя Филип Трейси не женщина, но шляпку он может сделать из чего угодно (шелк и атлас, перья и мех, бумага и дерево, металл и пластик, кристаллы Сваровски и прочая, прочая, прочая) и превратить её во что угодно. Тут и корабль, и замок, и скат, и салат из красных перьев, и черно-белый взрыв и многое другое - работы, выполненные с отточенным мастерством, требующие скрупулёзного внимания к деталям, полные замысловатых сюжетов. Эти шляпки лет через сто-двести вполне вероятно будут украшать коллекции лучших художественных музеев мира (они верно и теперь там есть, например в «Метрополитен-музей» в Нью-Йорке, только речь не о том), но сейчас они, исполняя свою прямую обязанность, украшают головки прекрасных дам. (Конечно не все, ибо многие шляпы просто не создавались для того, чтобы быть простыми головными уборами, а для демонстрации с подиумов модных показов мастерства и беспредельной творческой фантазии их создателя). Среди их обладательниц: Леди Гага, Сара Джессика Паркер, Мадонна. Шляпы и шляпки работы Филипа Трейси вы сможете увидеть на королевских скачках в Аскоте - своеобразном ежегодном чемпионате по шляпному спорту. При том условии, конечно, если будете присутствовать на этой ярмарке британского тщеславия. В противном случае выставка - это ваш шанс прикоснуться к изысканному и довольно изощренному стилю Филипа Трейси, не покидая пределов России и Петербурга.

Само содержание выставки, как мне кажется, не совсем типично для Эрарты. Не по роду (это не инсталляции, не новые медиа, даже не живопись), не по стилю (не андеграунд и нонконфоримзм, а скорее мейнстрим), не по целевой аудитории. Тем не менее, выставка в стенах Эрарты смотрится весьма органично.
Тут довольно уютно, но освещение меня озадачило своей контрастностью. Мне было темновато. Некоторые стенды с описаниями шляп просто тонут во тьме. Радует то, что шляпы не спрятаны за стекло, и их можно рассмотреть с разных ракурсов. К некоторым, расположенным на пятом этаже Эрарты, можно подойти вплотную. Но огорчает то, что большинство из них находится довольно далеко от барьера, отделяющего их от публики. В итоге для людей с ослабленным зрением, к коим отношусь и я, а также для пожилых посетителей всё вместе это создает весьма ощутимые трудности. Рассмотреть мелкие детали не представляется возможным, увы. Цветовосприятие также страдает.
Фотографировать шляпки можно, но пользоваться вспышкой нельзя. Хватит ли вам освещения для качественного снимка, я не поручусь.
Кроме самих шляпок на выставке демонстрируются видео с записями модных показов шляп Филипа Трейси.

Понравится вам эта выставка или нет, но лучше её увидеть своими глазами, чем десять раз прочитать о ней.

3
0
9
Ирис Смайл
68 отзывов, 95 оценок, рейтинг 104
31 марта 2015
Зачем нужны лица, если есть такие шляпы?


Baby, take off your coat, Real slow.
Baby, take off your shoes. I'll take off your shoes.
Baby, take off your dress. Yes, yes, yes.
You can leave your hat on
You can…

Отнюдь не безумный шляпник из кэрроловской «Алисы в стране чудес», Филип Трейси не выдуманный герой, а вполне реальный ирландский создатель изумительных шляпных конструкций 21 века. С поразительной геометрической четкостью, умелым заимствованием всех достижений в области головных уборов прошлых столетий, с какой-то безрассудной фантазией и хорошо продуманным творческим упрямством, дизайнер собрал одну из лучших коллекций нашего времени. От скромных и сдержанных ретроспектив прошлых столетий до широкомасштабных аллегорий нашего времени. Шляпная копилка дополняется новыми «фасонами» ежегодно, подпитывая интерес известных модельеров и многочисленный звездный состав мировых знаменитостей. Соотнести головные уборы Трейси с определенным временем невозможно. Они цикличны, незапрограммированны, отдалены от реальности, исполняют свой собственный сюжет, говорят на любимом и понятном многим языке эксцентричности, претензии и провокации. Вряд ли, шляпы из разных коллекций Филипа Трейси направлены на акцентирование конкретных нарядов, или лиц?!? скорее событий, происшествий, предвкушений.

Каждая, из представленных моделей на выставке в музее «Эрарта», индивидуальна и выполняет функцию эгоистичного личного пространства, тренажера для глаз, намеренного удаления от реальности, погружения в собственный мир фантазий и иллюзий.
«Зачем нужны лица, если есть такие шляпы?» - хочется спросить.

Насчет одежды понятно, она скрывает наготу, подчеркивает достоинства, иногда скрывает недостатки. Шляпы Трейси скрывают лица, потому что у шляп Трейси есть свои лица. Эти лица хочется рассматривать, разглядывая каждую черточку, любуясь каждым движением глаз, каждым взглядом, каждым словом, даже каждой непропорциональной и необоснованной ошибкой. А если элегантная «ошибка» намеренно и визуально спровоцирована, то вызывает многократный интерес.

Шляпы-цветы, шляпы-маски, шляпы-короны, шляпы-вуали, шляпы-птицы, шляпы-корабли, шляпы-Стимул, шляпы-Влечение–Желание–Фетиш–Factitius- Passione- Magnifique-God`s Creation…

Бесконечная шляпная страна, которой хочется любоваться, которую хочется примерить, которой хочешь обладать, в которой хочется закрыться и стать невидимым. Опасность каждой шляпы заключается в том, что всегда будут смотреть на нее, а не на вас. Она будет привлекать внимание, а не Вы. Не каждый сможет ужиться с такой короной на голове, но быть коронованным таким произведением искусства заманчиво. Заманчиво и опасно одновременно.

В голову приходит одна нелепая, но не дающая покоя мысль, если полностью раздеться и оставить из гардероба только шляпу Трейси, на что будут смотреть глаза? На обнаженное тело, или на изящный изгиб головного убора? На спрятанные мысли под черным бархатом, или открытую грудь? На завуалированные разноцветным кружевом глаза, или красивую шею? На замаскированные стразами чувства, или идеальные ноги?
Каждая коллекция выдержанна в определенном стиле, цветовой гамме, сюжетном определении. Имена прекрасных «дам» вызывают одобрительные улыбки. Кажется, что этому мастеру доступны и свободны всевозможные ухищрения, изобретения, материалы и особенное виртуозное исполнение.

Главные действующие лица: стразы Сваровски, искусственные и натуральные перья, ретро-телефоны, смайлики, омары, пепельницы, птичьи гнезда, цветочные клумбы, перчатка Джексона, танцующая фигурка Фреда Астера, знаменитая улыбка Мэрлин Монро из коллекции Уорхолла, серебряная Гарбо, корабли, лилии, орхидеи, розы, красный диск, перечеркнутый черным пером, банан, замки и даже банка супа Campbell`s. Если можно было бы создать перфоманс “Brilliant Taste”, то можно было бы создать целую шляпную династию.

Магия из черного кружева, фантастика из красного и пепельного атласа, желание из бархата, любовный каприз из перьев, дружеское путешествие на волнах Malibu, диско-котелок для шоу, соломенная шляпка для Мадонны, розовый цилиндр для “private party”, сферические и подвесные конструкции, Golden Mask в лучших традициях венецианских масок. И все это великолепие на фоне золотого единорога - фамильного герба и талисмана Филипа Трейси, приносящего удачу.

Так зачем вам лица, когда есть такие ухищрения?

Звездные имена, начиная от Сары-Джессики Паркер, Мадонны, Леди Гааги, Кейт Мосс, Наоми Кэмпбелл, пересекаются с не менее культовыми именами модельеров Карла Лагерфельда, Александра Маккуин, Валентино, Шанель и Диор. Стоимость головных уборов колеблется от 200 до 1500 фунтов. От пестрого и щедрого многообразия разбегаются глаза. Хочется посоветовать кураторам выставки сделать еще один важный стратегический ход, добавить, к проходящей выставке в «Эрарте», небольшую дополнительную услугу с отдельным залом и огромными, во весь рост зеркалами, чтобы можно было примерить прекрасные модели и почувствовать на себе то, что можно ощутить только глазами.

Выставочные экспозиции выставлены в полутемных залах. Стены, задрапированные черной тканью, создают атмосферу молчаливой таинственности и сдержанной театрализованности предстоящего показа. Свет, слегка приглушенный, хочется иногда поставить на максимум. С другой стороны именно яркий свет может заглушить восприятие.
В отдельных комнатах демонстрируются видео с показов коллекций Филипа Трейси в разные годы его звездной карьеры. Манекенщицы, словно заводные куклы, кружатся на подиумном колесе обозрения, представляя взору все достоинства шляпного произведения. Модели, подъезжающие на автомобилях класса-люкс и дефилирующие по тротуару, представляют шляпы для простых обывателей и звездных гостей. И, наконец, видеорепортаж, где шляпная коллекция представлена в виде «стриптиз-шоу», во время которого полуодетые девушки с обложки возле шеста демонстрируют шляпы-портреты с лицами Джаггера, Мерлин Монро, Лайзы Минелли, Греты Гарбо и других культовых личностей XX-XXI века.

Еще раз убеждаешься, насколько творчески безграничной может быть фантазия и воображение отдельно взятого человека. А такой, как принято считать, устаревший возрастной атрибут, как шляпа, продолжает свое горделивое шествие, оставаясь изысканной традицией моды, редким деликатесом, дорогим украшением, надежной маскировкой, возможностью остаться секретом не только для других, но и для себя самого.

I'll be marching through the morning,
Marching through the night,
Moving cross the borders
Of my Secret life

1
0
9
Виктория Миронова
4 отзыва, 7 оценок, рейтинг 1
23 марта 2015

Выставленные шляпки-настоящее произведение искусства! Покоряют с первого взгляда! Совершенно необыкновенные, восхитительные, такие изящные и женственные! Всем очень советую посетить выставку, это надо видеть вживую!

0
0
9
Владимир Семенов
3 отзыва, 2 оценки, рейтинг 10
9 марта 2015

Несколько небольших залов с работами Гения, в начале и конце огромного пространства наполненного чем-то, называемым современным искусством
Сходить ОБЯЗАТЕЛЬНО,
ЗЫ (не в тему) Братцы,столько красивых,умных и одиноких девчонок одновременно я не видел в своей долгой жизни ни разу... Не туда ходил я молодым(((

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все