Москва
7.6

Фильм
1917

1917, Великобритания, США, Канада, Индия, Испания, 2019
Описание Афиши
Описание прокатчика
Снятая одним планом военная драма Сэма Мендеса

Удивительный формалистский эксперимент режиссера Сэма Мендеса и оператора Роджера Дикинса: снятый одним планом один весенний день 1917 года из жизни британских солдат (Дин-Чарлз Чапман и Джордж МакКей), которые на полях Первой мировой войны должны пересечь вражескую линию фронта и доставить послание союзникам. Уже увидевшие картину первые зрители спешат сообщить, что это завораживающее путешествие в самое сердце войны и настоящий взрыв мозга. Отметим, что для фильма были написаны два сценария: один обычный, с актерскими репликами и локациями, а другой — со схемами, картами, движением артистов и камер. К слову, картину снимали на компактную Arri Alexa Mini LF, которая позволяет работать даже в чрезвычайно тесных помещениях. А поскольку съемки (в отличие от «Бердмэна» или, скажем, «Веревки») проходили на натуре, группа не могла ставить искусственное освещение и часами ждала, пока солнце не скроется за облаками.

  • 1917 – афиша
  • 1917 – афиша
  • 1917 – афиша
  • 1917 – афиша
  • 1917 – афиша
Драма, Военный
16+
Сэм Мендес
4 декабря 2019
30 января 2020
1 час 59 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Сэма Мендеса

Участники

Материалы о «1917»

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

8
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
31 января 2020

На Западном фронте без монтажных склеек (почти)

Апрельским днем 1917 года в расположении британской армии на севере Франции капрала Блейка (Дин-Чарлз Чапман) вызывают в палатку к начальству, велев прихватить еще кого‑нибудь, — он берет своего приятеля Скофилда (Джордж МакКей). Генерал (Колин Ферт) дает им срочное задание: пробраться через позиции, вроде бы оставленные немцами, найти английский батальон, который наутро собирается выступать, и остановить выступление, поскольку это ловушка. На кону жизни полутора тысяч солдат, в том числе старшего брата Блейка.

Почти гарантированный победитель «Оскара-2020», второй (после «Морпехов») военный фильм Сэма Мендеса и первая его режиссерская работа за десять лет, в которой не фигурирует агент 007, издалека, в золотом свете выглядит как серьезное историческое кино. Ничего не бойтесь: на самом деле это настоящий народный блокбастер, аттракцион из разряда даже не «Дюнкерка», как хочется сказать, а, допустим, «Гравитации», американские горки по британским траншеям, немецким бункерам и французским развалинам.

Фильм родился, по словам режиссера, написавшего «1917» вместе с молодой шотландской сценаристкой Кристи Уилсон-Кернс, из устных воспоминаний о Первой мировой его собственного деда (который был не только ветераном, но и важным литератором в Тринидаде и Тобаго). Но первая ассоциация тут, конечно же, — «Властелин колец». Скофилд и Блейк — Фродо и Сэм, малыши, которых сильные мира сего отправляют куда‑то с самоубийственной миссией, потому что они не привлекут внимание врага. Имеется и совет у Элронда, и Мория (даже с бездной, которую надо перепрыгнуть в конце), и зачарованный лес с эльфийским пением. Учитывая, что эпос Толкина сам вырос из Великой войны, это сравнение справедливо.

Главный фокус «1917» в том, что он как будто снят одним кадром. На самом деле там полно склеек, но за исключением пары случаев их не приметить: современная техника позволяет прятать швы, не прибегая к прозрачным хичкоковским ухищрениям. Да и какая разница — человеку, отправившемуся в кино, смешно жаловаться на обман. В отличие от, например, немецкой «Виктории», где оператор просто приклеивался к героям, камера Роджера Дикинса всячески привлекает к себе внимание: она дышит солдатам в спину, обгоняет их, выделывает сложные фигуры, взлетает, во время погонь забавно срезает углы и так далее (вот бы это правда был 70-летний Дикинс со стедикамом).

Есть мнение, что вся эта головокружительная эквилибристика вместо того, чтобы гарантировать погружение зрителя в военный ад в реальном времени, наоборот, выталкивает его из фильма. И действительно, иногда трудно отвлечься от искусствоведческих мыслей об операторской работе (как, скажем, и на фильмах Любецки). А с другой стороны, так ли бесценно это погружение? Не будем уподобляться фанатикам ролевых компьютерных игр. А не мешают ли погружению камео элегантных британских кинозвезд, равномерно распределенных по Западному фронту? Поскольку в начальных точках герои натыкаются на Колина Ферта и Эндрю Скотта, в конце ожидаешь уже как минимум Шона Коннери. Увы, нет, но там тоже неплохо.

У фильма есть более очевидные недостатки. Музыка Томаса Ньюмана, очень навязчиво диктующая эмоциональные состояния (не «Дюнкерк», но почти). Тяга к неуловимо вульгарным мелодраматическим жестам и метафорам, которая сопровождает Мендеса всю карьеру (хочется винить его театральный бэкграунд). Пара длиннот, вполне простительных, впрочем, учитывая условно реальное время действия. Нарочитая и возрастающе нелепая, если задуматься, череда удач и неудач, сваливающихся с неба на героев, словно они и вправду проходят компьютерный квест.

Но все это не очень существенно, если относиться к фильму правильно: не как к роману Толстого, который способен сообщить нам какую‑то новую правду о состоянии человека на войне, а как к «Безумному Максу». «1917» — по большей части захватывающее, местами грандиозное зрелище; все же чуть больше, чем просто «техническое достижение». Эпизод с песней растрогает и камень. Пробежка вдоль траншеи ближе к финалу — попросту одна из лучших киносцен года. Воспевая силу человеческого духа, Мендес мудро показывает ее через непрерывное, непреклонное движение, преодолевающее смерть не лирикой, но физикой.

27
4

Отзывы

8
Акакий Люлька
71 отзыв, 1173 оценки, рейтинг 2452
30 января 2020
На Западном фронте без перемен.

Немногословная, технически совершенная кино-реконструкция, детально воспроизводящая на экране события одного дня - 6 апреля 1917 года на Западном фронте на Севере Франции. Рекламная компания фильма строилась на том, что он полностью снят одним планом, но это далеко не так. Ни один план в фильме не длится более восьми минут, но за счет умелой склейки и компьютерных эффектов, действительно достигается эффект непрерывности действия и полного присутствия на месте событий – своеобразная смесь компьютерного шутера от первого лица по мотивам первой мировой войны, «Дюнкерка» Нолана и «Бердмена» Иньяриту. Хотя фильм и не поражает своей драматургией и накалом страстей, за счет слаженной филигранной работы мастеров своего дела - оператора Дикинса и композитора Ньюмена Мендесу удается обеспечить нужное воздействие на все органы чувств зрителей, заставляя их, вместе с двумя юными капралами, погрузиться в кошмарную военную реальность и испытать всю гамму ощущений от пребывания на смертельно опасной передней линии Западного фронта в разгар боевых действий.
Сюжет фильма довольно простой и линейный, практически полностью построен Мендесом на документальном пересказе реальных событий, произошедших с дедом режиссера, служившего посыльным капралом во время Первой мировой войны. При этом, за внешне простой фабулой, как в лучшем фильме Мендеса – «Красота по-американски», весь фильм происходит органичное и многоплановое смешение печали и обреченности, грязи и боли, удивительной красоты и нежности, простоты и метафоричной сложности. Апокалипсическое переплетение взорванных мостов и упавших самолетов, рек с разбухшими трупами солдат и готических развалин, живописных картин провинциальных сел и городов и серых траншей, лошадей в тумане, цветущих вишен и младенцев. И, несмотря на то, что в фильме нет ничего эпичного и масштабного, отсутствуют яркие конфликты или оригинальные повороты сюжета, «1917» проносится при просмотре на одном дыхании с неизбежным эмоциональным катарсисом в финале, делая новый фильм Мендеса универсально понятным, трогательным и полным гуманизма современным высказыванием об ужасах войны.

21
1
10
Le_Tallec
119 отзывов, 133 оценки, рейтинг 751
29 января 2020

Как и любой другой хороший фильм о войне, «1917» Сэма Мендеса является настоящим антивоенным фильмом, показывающим весь тот кромешный ад, который царит на полях сражений. Буквально с первых минут нас погружают в окопы Первой мировой с нехваткой продовольствия, гигантскими крысами и ранеными солдатами, а потом и вовсе подводят к утопающему в грязи, раскуроченному от воздушных налетов некогда зеленому полю с бесчисленными трупами людей и животных, колючей проволокой и мертвой техникой. Атмосфера страха, ужаса и неопределенности постепенно окутывает зрительный зал.

«1917» рассказывает историю двух юных солдат, которым дают сверхсрочное и чрезвычайно опасное поручение — они должны пересечь линию фронта и доставить жизненно важное сообщение об отмене наступления одного из батальонов, в котором находится 1600 солдат. Картину решили снимать как бы одним дублем и показать весь путь этих двух героев единым планом без монтажных склеек. Камера выдающегося оператора современности Роджера Дикинса неотступно следует по пятам бойцов, соблюдая тем самым классическое правило драматургии о единстве времени, места и действия. Такой подход не выглядит прихотью режиссера, не только из-за того, что современные технологии позволяют творить подобные чудеса, но и потому, что таким образом это смертельно опасное путешествие будет выглядеть куда как реальнее и правдивее, нежели обычная съемка с разных камер, в которой может потеряться ощущение времени и целостности истории.

История эта, правда, надо сказать, вымышленная. Однако она была написана самим режиссером в соавторстве с Кристи Уилсон-Кернс по рассказам его деда-ветерана и прочим документальным сведениям из Имперского военного музея. Как принято говорить в подобных случаях, — фантастика, основанная на фактах. Но главное в этой истории, все-таки люди. Те невидимые бойцы, небольшие группы разведчиков, связистов, посыльных, выполняющих опасные поручения, рискующих собственной жизнью ради спасения, куда большего числа жизней своих однополчан. Те люди, настоящие герои, благодаря которым в военных сводках звучали фразы: на западном фронте без перемен или на фронте в этот день ничего значительного не произошло.

Двух бойцов, младших капралов Скофилда и Блейка, отправившихся по вражеской территории с секретным сообщением, сыграли молодые и не примелькавшиеся Джордж Маккэй и Дин-Чарльз Чепмен с внешностью тех самых настоящих солдат-мальчишек, которых два года назад в своем документальном фильме «Они никогда не станут старше» оживил Питер Джексон. Помимо них в эпизодических ролях в фильме были задействованы британцы Колин Фёрт, Марк Стронг, Бенедикт Камбербэтч и Ричард Мэдден, а также француженка Клэр Дюбюрк и ирландец Эндрю Скотт. К некоторому сожалению, за всеми выдающимися техническими средствами и масштабными реалистичными декорациями актерская игра Маккэя и Чепмена осталась не особо замеченной критиками. А ведь ребята прекрасно справились со своими сложными ролями. Скофилд и Блейк друзья, но постепенно между ними вырисовывается небольшой конфликт. Скофилд чуть старше и уже имеет военный опыт, в то время как более юный Блейк не до конца понимает всю серьезность ситуации и по-мальчишески с открытым забралом рвется вперед. В какой-то степени эта картина еще и о дружбе, настоящей и искренней, а не только о долге перед родиной.

Масштабные декорации, начиная от длиннющих союзных окопов на различных территориях и немецких укрепленных бункеров, до заброшенных ферм и разрушенного небольшого города, вкупе с невероятно выверенной операторской работой, поражают зрителя не меньше, чем сама миссия двух солдат с возникающими на пути трудностями и столкновениями. Безусловно, за столь грандиозную работу на натуре с естественным освещением и огромной массовкой, равно как и за аутентичное обмундирование и различные визуальные эффекты стоит поблагодарить всю съемочную группу и в отдельности каждого человека, чью фамилию вы увидите в титрах. Многочисленные репетиции и талант отдельных людей, позволили создать одно из лучших произведений о войне. Эта картина заставляет зрителей всей кожей почувствовать ужас крупномасштабных сражений Первой мировой войны, а также показывает то, что пришлось проделать великому множеству солдат ради защиты своих близких от безжалостных захватчиков. А дойдя до финала этой ленты, спокойно выдохнуть тоже получится далеко не у всех, ведь слова произнесенные полковником Маккензи могут ранить еще сильнее, нежели все увиденное ранее.

20
3
9
Danila Eremin
2 отзыва, 15 оценок, рейтинг 14
30 января 2020

Отличный фильм, особенный кайф от работы оператора. Да и вообще в целом вся постановка сильно впечатляет, хоть и на фоне не самого изощренного сюжета. После фильма хочется еще раз послушать балладу, которую пел в лесу солдат и снова подумать о бессмысленности войны для простого человека.

13
2
6
Князь Процент
329 отзывов, 349 оценок, рейтинг 1591
8 февраля 2021

Снятый словно одним планом «1917» – дитя и одновременно заложник формалистского эксперимента. Порой кажется, будто пером сценариста водила камера, что вряд ли добавляет ленте вистов. Но у сценария есть и плюсы – скажем, внезапная, в духе «Игры престолов», смерть одного из героев.

5
0
8
Александр Крылов
14 отзывов, 15 оценок, рейтинг 23
1 февраля 2020
Фильм-аллегория. Не столько реалистично, сколько символично.

Не знаю, зачем режиссёру потребовалось снимать фильм в стиле "одним кадром", но у меня было ощущение, будто я наблюдаю, как некто проходит двухчасовую миссию в игрушке типа Call of Duty. Камера постоянно держит в кадре героев, меняются только локации, причём таким же макаром, как в игре: идёшь 15 минут по разбитому и выгоревшему полю боя, спускаешься в воронки и пустые траншеи, поворачиваешь за угол - и перед тобой неожиданно зелёный луг, где полк готовится к атаке. Смена локации без прерывания действия. Локации нарисованы качественно, просто в 2 часа действия их втиснуто слишком много, чтобы поверить в реальность происходящего. Смотришь не как на реальных людей, выполняющих задание на реальной войне, а как на некоторую условность, символизирующую войну вообще. Ещё показалось несколько нелогичным, насколько герои выглядят чистыми, сытыми и ухоженными на третьем году мировой войны в окопах, но может я и придираюсь.
Резюме: у меня не получилось отнестись к фильму как к реалистичной истории, но как символ и аллегория он снят вполне неплохо, посмотреть стоит.

6
1
...

Подборки Афиши
Все