Новая программа дирижера Федора Леднёва и артистов musicAeterna «Тихая музыка» заимствует название у дуэта для скрипки и виолончели, написанного Альфредом Шнитке. В его «Тихой музыке» два инструмента действительно не играют фортиссимо, здесь не так много музыкальных событий на единицу времени. Однако суть происходящего — взаимодействие тишины и физически ощущаемого напряжения. Скрипка и виолончель зеркально отражают партии друг друга и пытаются вырастить хорал из мотива, напоминающего о финале Девятой симфонии Малера. Тишина в этой музыке тревожит, а медленное течение мысли создает саспенс кинематографической интенсивности,
Тот же принцип слышится в других сочинениях отечественных классиков XX-XXIвеков: тишина и неспешность — еще не синонимы спокойствия. В Септете и Трех мадригалах «фирменная» полистилистичность Шнитке сплетается то с моторикой минимализма, то с эмоцией классической немецкой lied, и эффект оказывается не столько умиротворяющим, сколько будоражащим. Неуспокоенно звучит медленный тихий опус Гии Канчели Exil —самостоятельная пьеса для сопрано и инструментального ансамбля, ставшая частью вокального цикла под тем же названием. Нагляднее всего тишина и смятение входят в резонанс в сочинении Анатолия Королева «Стихи о страшном суде»: оно было написано более 20 лет назад для ансамбля современной музыки eNsemble, которым руководил Федор Леднёв. В тихий нежный посвист струнного квартета погружены песни, разрабатывающие мелодику русских духовных стихов и повествующие об апокалипсисе: в народных текстах парафразы из Откровения Иоанна Богослова соединяются с жутковатыми бытовыми подробностями, что придает звучащему целому особенно тревожную достоверность.
Исполнители:
артисты оркестра и хора musicAeterna
дирижер Федор Леднёв
Программа*:
Альфред Шнитке (1934–1998)
Септет для флейты, двух кларнетов, скрипки, альта, виолончели, клавесина и органа (1981—1982)
Introduction. Moderato
Perpetuum mobile. Allegretto
Chorale. Moderato
Анатолий Королев (р. 1949)
«Стихи о страшном суде» для сопрано и струнного квартета (2001)
Альфред Шнитке
«Тихая музыка» для скрипки и виолончели, op. 138 (1979)
Три мадригала для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона и клавесина на стихи Франсиско Танцера, ор. 144 (1980)
Sur une étoile / «На звезде»
Entfernung / «Воспоминание»
Reflection / «Отражение»
Гия Канчели (1935–2019)
Exil, часть V на стихи Ганса Заля из вокального цикла Exil для сопрано, альтовой флейты, струнных и синтезатора (1993—1994)
* В программе возможны изменения