Концерты в Москве

Концерт «Идоменей»: Сергей Годин, Мари-Клод Шапюи, Йинь Фан, Элеонора Буратто, Пермь

Концерты: «Идоменей»: Сергей Годин, Мари-Клод Шапюи, Йинь Фан, Элеонора Буратто

Концертное исполнение оперы. Либретто Джамбаттисты Вареско на основе либретто Антуана Данше к одноименной лирической трагедии Андре Кампра. В биографии Теодора Курентзиса это шестая опера Моцарта, которой он дирижирует. В биографии Моцарта «Идоменей» стоит тринадцатым по дате появления на свет и первым, открывшим эпоху шедевров композитора. Опираясь на канву французского переложения древнегреческой драмы о перепутанных судьбах (по сюжету троянская царевна Илия захвачена в плен критским правителем Идоменеем, но влюбляется в его сына Идаманта, жизнь которого оказывается под угрозой из-за отцовской алчности), 25-летний Моцарт впервые открыто ставит вопрос о роли правителя и его готовности жертвовать своими интересами ради общественного блага. «Идоменей» (1781) стал прорывом в жанре оперы seria, от которого прямая дорога к «Милосердию Тита» (1791), и параллельная — «Дон Жуану» (1787). Как утверждал музыковед Иоганн Фридрих Рохлиц, якобы со слов самого Моцарта, «из всех своих опер ни одну он не ценил выше „Идоменея“ и „Дон Жуана“». «В „Идоменее“, — пишут Павел Луцкер и Ирина Сусидко, — Моцарт предпринял шаг к созданию новой, современной оперы, в которой совместились бы достоинства разных европейских школ — не только итальянской, но и французской, и австро-немецкой... Он стремился к чему-то большему, имел перед глазами некую эстетическую цель — предложить свой вариант универсального и образцового серьезного оперного жанра». Эту задачу композитор решил с помощью усиления роли хора, чему помог его опыт сочинения церковной хоровой музыки и реформы Глюка, аккомпанированных речитативов, ставших важнейшим средством музыкальной характеристики персонажей, и изобилия арий глубокого духовного измерения. В их числе ария Идоменея «Fuor del mar» и ария Илии «Si il padre perdei», вошедшие в сокровищницу мирового вокального репертуара. Вторая, к тому же, по словам Луцкер и Сусидко, «представляет собой тщательнейшим образом выполненный и доведенный до высшей степени утонченности эксперимент оркестровой техники»: солирующие голоса поручены разнородным духовым инструментам: флейте, гобою, фаготу и валторне, которые исполняют тоже своего рода мини-арии. Этой, последней, примете моцартовского письма маэстро Курентзис придал особую выделку на Зальцбургском фестивале в 2017 году, когда вывел на сцену кларнетиста, составившего проникновенный дуэт Сексту. На концертном исполнении «Идоменея» у публики Дягилевского фестиваля есть все шансы стать свидетелями нового музыкального чуда.

Место проведения

Пермский театр оперы и балета им. Чайковского
Один из старейших театров России, Пермский театр оперы и балета ведет свою историю с 1870 года, когда состоялась премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Само здание было возведено на средства неравнодушных горожан, а среди покровителей театра когда-то значились — ни много ни мало — Петр Ильич Чайковский и Сергей Дягилев. Вторую жизнь театр получил во время Второй мировой войны, когда в Пермь был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета (знаменитая Мариинка). Именно тогда Пермь и стала третьей балетной столицей России. Среди важных дат нельзя не упомянуть 2011-й — год, когда художественным руководителем театра стал греко-российский дирижер Теодор Курентзис. Благодаря ему в театр подтянулись не только местные фанаты оперы и балета, но и разнообразные модные «десанты». На Дягилевские сезоны люди летали в Пермь и раньше, но все это было как-то скромно и необязательно, чего не скажешь о премьерах Курентзиса, пропуск которых приравнивают к настоящему культурному преступлению.
касса +7 (342) 212 30 87
адрес
подробнее
режим работы пн-вс 10.00–14.00, 15.00–19.00
официальный сайт
Главная фотография: afisher.info