Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

CD
Лошадь белая

Диски, MP3
«Аквариум»
kroogi.ru/«Мистерия звука», 2008

Средняя оценка: 4.6 из 5

Голосов: 15

Проголосовать
Лошадь белая

Рецензия «Афиши»

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 6
Александр Горбачев

693 рецензии · 830 оценок · 1127 спасибо

Мои мысли, мои скакуны

Олег Шар — дарбука, шейкеры, гуиро. Бекки Тейлор — ирландская волынка. Клэр Саламан — никельхарпа и харди-гарди. Самита Ахенбах-Кёниг — виолончель. Джон Джо Келли — бойран. Мария Помяновска — падудла. Пип Истоп — флюгельгорн.

Выходные данные этого альбома читаются как поэма. На обложке изображена собственно белая лошадь — и это первая обложка «Аквариума» за многие годы, на которую можно смотреть без содрогания. И первая, на... Показать полностью

Мои мысли, мои скакуны

Олег Шар — дарбука, шейкеры, гуиро. Бекки Тейлор — ирландская волынка. Клэр Саламан — никельхарпа и харди-гарди. Самита Ахенбах-Кёниг — виолончель. Джон Джо Келли — бойран. Мария Помяновска — падудла. Пип Истоп — флюгельгорн.

Выходные данные этого альбома читаются как поэма. На обложке изображена собственно белая лошадь — и это первая обложка «Аквариума» за многие годы, на которую можно смотреть без содрогания. И первая, на которой отсутствует в том или ином виде портрет Б.Б.Гребенщикова, — из чего, очевидно, можно сделать вывод, что под героиней открывающей диск песни про эту самую лошадь подразумевается сам автор. А как иначе объяснить строчки «Конюх сбился с ног: «Да что с тобой?»/Целый день звонит, пишет»? Не лошади же он пишет, в самом деле?

Извините, я отвлекся — исключительно из-за того, что альбом «Лошадь белая» вогнал меня в серьезный ступор. Борис Гребенщиков — бородач всея Руси, официальный юбиляр, коллаборационист с елейным голосом, поклонник System of a Down и кельтской народной музыки; человек, о котором никогда не хотелось говорить плохо, но давно не было причин сказать хорошо, — впервые за черт знает сколько лет записал альбом, который не провоцирует на растерянный смех (как «Беспечный русский бродяга»), не нуждается в оправданиях (как «Сестра Хаос») или не вызывает желания поскорее его забыть (как «Zoom Zoom Zoom»). Который попросту хочется ­пере­слушивать.

Притом что по большому-то счету ничего не изменилось. Вся эта экзотическая инструментальная фанаберия процветала и на прежних альбомах БГ. Поет он ровно так же — то дрожаще-задушевно, практически по-окуджавски, то пуская в оборот тревожно-хриплые мелодекламации. Типология песенных форм сводится все к тому же многократно опробованному набору: трудно не заметить, что «Аригато» почти один в один повторяет «Слишком много любви», что здесь есть традиционные аквариумовские босса-новы и не менее традиционный застольный хор — и так далее и так далее. Это ни в коем разе не претензия — какие могут быть претензии к группе, у которой да­же по самым скромным подсчетам выходит 26-й альбом? Это констатация факта: все как обычно — при этом кажется, будто Гребенщиков вылез из бутылки, стряхнул с бороды пыль, вырвал из нее пару седых волос — и сотворил чудо.

Может быть, дело в звуке. Черт его знает, чья это заслуга — сводившего альбом старца Джерри Бойса, работавшего с Али Фаркой Туре и Everything But the Girl, вернувшегося в состав «Аквариума» басиста Титова или какого-нибудь анонимного тихого ангела, — но весь этот русско-абиссинский оркестр с падудлами и бойранами тут звучит моложаво и уместно, не скатывается в псевдоэтнический китч, цветет и пахнет. Большая часть «Лошади белой» — обоснованно помпезный акустический фолк в духе какого-нибудь Суфьяна Стивенса; музыка дышит, в ней много воздуха, живой органики. Почти исчезли тупорылые клавишные аранжировки, более подошедшие бы Василию Шумову с его прямотой материнской платы, а там, где электроника появляется, в ней есть необходимая мистика, алхимия (см. «Господу видней»).

Может быть, дело в песнях — которые в кои-то веки могут сообщить что-то не только об эрудиции и психическом состоянии автора, но и о слушателе. На «Лошади белой» Гребенщиков местами достигает почти позднепастернаковской ясности; традиционные отвлеченные афоризмы сцепляются в нечто осмысленное — грубо говоря, про большую часть сочинений с этого альбома можно сказать, о чем это (вплоть до, извините, «Слова Паисия Пчельника» — ну да, комическая песня о феми­низме). Апофеозом «Лошади» в этом смысле является «Сокол» — краткое, несколько обтекаемое, но очень емкое и торжественное сочинение на тему «Почему люди не летают». Гребенщиков философствует, Гребенщиков печалится, Гребенщиков злится, Гребенщиков, по обыкновению, много смеется (в основном над собой — и тот же «Паисий Пчельник» не выглядит маразмом потому, что, придумав его, БГ немедленно крутит пальцем у своего же виска) — из «Лошади белой» не сложить цельного высказывания, зато на диске присутствуют несколько очень крепких спаек песен. Самая ответственная, неразрывная и серьезная из них — «Дуй», «Еще один раз» и «Господу видней» — абсолютно адекватно смотрелась бы на любом альбоме «Аквариума» из лучших времен.

Абсолютно адекватно, вот именно. Можно было бы выстроить много версий, отчего БГ встрепенулся именно сейчас — может, нерв времени оголился до той степени, что затронул и Гребенщикова или русская музыка в этом году вообще забурлила настолько активно, что разбудила и его, — но все это будут натяжки; не похоже, чтобы универсалии «Лошади белой» были инспирированы внешними, а не внутренними источниками. Сохранившие пыл апостолы русского рока вообще все похожи на Дон Кихотов (Кинчев изгоняет собственных бесов, Шевчук борется с придуманными врагами); Гребенщиков в этом смыс­ле напоминает героя Сервантеса ближе к концу второго тома — когда безумие на литературной почве переходит в благородное просветление. Понятно, что все его последние альбомы были похожи на диалог с самим собой; «Лошадь белая» походит на диалог с тем собой, с которым есть о чем говорить. «Акуна-Матата», по сути, иронический парафраз давней песенки «Аквариума» «Нам всем будет лучше». «Еще один раз» с ее вотумом недоверия темной воде и северной звезде заставляет вспомнить о «Волках и воронах». Наконец, в финальной и, возможно, ключевой вещи «Неизъяснимо» трудно не усмотреть смиренную полемику с хрестоматийным «Поездом в огне». И вагон, где ты был, проносится мимо. И белый тигр молчит, и синий дракон поет, и Пип Истоп выводит соло на флюгельгорне. Есть повод прийти сюда еще один раз.

Скрыть

Отзывы пользователей

Оценка: 5 из 5
Кирилл Ежов

1 рецензия · 7 оценок · 0 спасибо

Уже очень много лет подряд Борис Борисович Гребенщиков, выходя на сцену, разводит руки в стороны, как бы желая обнять всех и каждого, стоящих, сидящих и лежащих в зале, и говорит в микрофон, лучась обезоруживающей улыбкой: "Здравствуйте, любимые!" Что ж, своей новой работой он опять и снова доказал, что он нас любит. А мы-то Вас как, Борис Борисович!
Следует начать с формальностей. Альбом вышел сегодня (то есть 3 декабря 2008 года) и доступен для скачивания в интернете по системе а-ля... Читать полностью

Оценка: 5 из 5
Евгений Погребной

235 рецензий · 3930 оценок · 458 спасибо

Думаю БГ уже оконьчательно достиг той степени просветления, когда слова сами складываются в строчки, а аккорды и ноты как послушные дети встают на свои места. Очень ровный и целостный альбом, без выпирающих и невписывающихся в общее пространство альбома песен, который когда слушаешь, кажется что даже монитор компьютера, или плеера, начинает светится как то особенно по другому.

Все рецензии 3

Квест про женскую логику

Страшнее, чем у Стивена Кинга: игры про потусторонние миры, зомби и особняки с привидениями

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Как по-настоящему: игры с впечатляющими декорациями и невероятными спецэффектами

Шведский масс-маркет расширяет коллекцию денима. К основной серии в новом сезоне добавится новая...

В избранных кинотеатрах идет первый за 13 лет большой фильм режиссера Рустама Хамдамова со...

Два ресторана Аркадия Новикова — морской «Магадан» и халяльный Umma, второй Burger & Pizzetta,...

Новый детектив в мире Apple — в iOS появилась уязвимость, которая останавливает работу айфона,...