Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

CD
Романсы

Средняя оценка: 4.4 из 5

Голосов: 12

Проголосовать

Рецензия «Афиши»

Оценка: 5 из 5
Спасибо! 7
Александр Горбачев

693 рецензии · 830 оценок · 1127 спасибо

Одна колонка покоится на книге «Век Джойса» и фолианте, посвященном Малевичу, другая почему-то на биографии Сергея Есенина авторства Виталия Безрукова. На экране монитора курсор ползет по цветным ступенькам, расставленным в программе Pro Tools. Колонки транслируют звуки: простой, но точный электронный ритм, шершавые партии контрабаса, перебор гитарных струн, шумы, помехи, дрожащий голос. Контрабас принадлежит Владимиру Волкову, голос — Леониду Федорову; звуки — это их новая... Показать полностью

Одна колонка покоится на книге «Век Джойса» и фолианте, посвященном Малевичу, другая почему-то на биографии Сергея Есенина авторства Виталия Безрукова. На экране монитора курсор ползет по цветным ступенькам, расставленным в программе Pro Tools. Колонки транслируют звуки: простой, но точный электронный ритм, шершавые партии контрабаса, перебор гитарных струн, шумы, помехи, дрожащий голос. Контрабас принадлежит Владимиру Волкову, голос — Леониду Федорову; звуки — это их новая пластинка «Романсы», на сей раз — на стихи Введенского и Хвостенко. Я не впервые сижу в темной комнате, оторопело гляжу на монитор и пытаюсь зафиксировать в записной книжке какое-нибудь осмысленное впечатление. Федоров и Волков точны как часы: последние три года они неизменно поставляют новый альбом в конце декабря — и каждый раз ключи к нему приходится подбирать заново.
«Тексты — самое важное, что здесь есть», — говорит Федоров. Для человека, слывущего молчуном и отшельником, он вообще очень много говорит. «Я пробовал сюда еще Заболоцкого, Бродского, Пастернака, но с ними не вышло. У них тексты не развиваются, с ними как бы сразу все понятно: вот ты берешь Бродского и уже понимаешь, как дальше все будет двигаться. А у Введенского и Хвоста не так. Они не скучные, они не диктуют ничего, у них тексты сами текут, с языка буквально срываются — вот даже песня «Р.Э.П.», вроде бы проза, но за ней все равно не угнаться, она летит». «Я вообще специально брал самые непевучие тексты, у Хвоста — именно стихи, а не песни». «Все это случайно, как всегда, получилось — сделал одну вещь, а потом подумал, что надо записать альбом вот таких романсов кабацкого буквально толка».
«Рояль был весь открыт, и струны в нем дрожали», «Пьянеет музыка печальных скрипок, мерцанье ламп надменно и легко» — название пластинки ей точно подходит. Собственно, романсы (хоть городские, хоть аристократические) — это ведь, если вдуматься, очень органичный для Федорова жанр; эта чудная игра на разрыв сердца, эта лукавая тоска, этот театрализованный бал-маскарад — их всегда можно было у него разглядеть. Недаром же сольные концерты Федорова так крепко ассоциируются с сетью московских распивочных ОГИ тех времен, когда там просиживали жизнь книгочеи и поэты; недаром же он живьем порой озвучивал своим картавым голосом дворовых «Голубей» («Я тебя целую, дорогую,/А вчера я целовал другую»). В конце концов, марши гласных и согласных тех текстов, которые Федоров в последнее время берет в оборот, порой странным образом сходятся с «Азохтер махтер абгенах фахтоген ят» Северного.
Надо, впрочем, отдавать себе отчет, что если это кабак — то сродни тому, что изображен у Перова в «Последнем кабаке у заставы», и если это бал — то сродни тому, что выведен у Одоевского в одноименном этюде. На альбоме соседствуют самая страшная и самая светлая песни, которые мне приходилось слышать за последний год («Танго» — это Введенский; «Свеча» — это Хвостенко). Здесь есть два коротеньких игривых инструментала, есть десятиминутная смертная колыбельная «Галушка», в процессе которой я лично впал в тягостное сонливое оцепенение, — и есть ослепительно-снежный, нежный, сияющий псалом «Рождество» в финале. Здесь дребезжит грубый нервный бит, заставляющий вспомнить давние творения артиста Трики. В «Романсах» (как и всегда у Федорова с Волковым) вообще много чего слышится — хотя семплов тут почти нет, по сравнению с тарабарской вязью их предыдущей пластинки «Красота» альбом звучит очень просторно. Психофолковые шорохи и мороки, звонкий стук металлических молоточков (совсем как в последних альбомах Coil), барочные выверты, камерный джаз. Бесноватое, курехинское совершенно фортепиано.
«Один друг мой, классический музыкант, послушал и спросил: «Чего вы по клавишам колотите?» А я специально так Вовочку записывал — поставил в комнату два микрофона, чтобы все слышно было, как клавиши стучат, как он под нос себе чего-то мурлычет». Слышно действительно все: как пальцы нажимают на кнопки, как кто-то тихонько усмехается себе под нос, как ноготь цепляет струну. Федоровский кухонный — точнее сказать, комнатный — лоу-фай есть, однако, не столько выразительное средство, сколько питательная среда; домашность этой записи не подразумевает некой условной подлинности (которой повсеместно козыряет тот же психофолк); она не означает, но звучит. Мастеря свои песни на восьми квадратных метрах, среди книжных полок, глядя в экран «Макинтоша», Федоров и Волков попадают прямиком в музыкальную макроисторию, где находится место и Баху, и Богу, и черту в ступе.
В 1916 году молодой тогда филолог Жирмунский написал статью «Преодолевшие символизм». Речь там шла совсем о другом и о других — об акмеистах, о Гумилеве с Ахматовой, однако заголовок этого архивного текста, кажется, вполне применим к штудиям Волкова и Федорова. Преодолевая пустую многозначительность намеков и недомолвок, обращаясь к текстам, которые проще пережить, чем пересказать, они, в общем-то, воплощают в звуке извечную мечту обэриутов о равенстве предметов и слов. При прослушивании «Романсов» сложно отделаться от ощущения, что это музыка, которую следует воспринимать не сердцем или умом, но тактильно, на ощупь; в них присутствует не столько естество, сколько вещество языка. Песни здесь — всегда борьба: мелодии мучительно корчатся в бесконечных попытках состояться, слова подгоняют друг друга, парадокс следует за пароксизмом. Притом о сопротивлении материала и речи нет, музыка не соперничает с текстом, напротив, они совокупно, продираясь сквозь слова и вещи, прорезают ткань обыденного языка — и в результате на свет является та самая желанная и сокровенная гармония.
Гумилева с Ахматовой, кстати, Федоров терпеть не может.

Скрыть

Отзывы пользователей

Сюда пока никто не добрался. Оставьте свою рецензию и станьте первым!

Игровые площадки для лучшего торжества

Масштабные игры для больших команд

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

Космический квест, который точно понравится детям

С подарками для друзей разобрались, самое время подумать о том, чем порадовать самых близких. По...

Лутбоксы — это виртуальные ящики в играх, открыв которые можно получить случайную награду. В...

Музыка, деликатесы, прохладительные напитки, панорамные окна: как приютить залетного гостя?...

«Звездные войны», фильм про дружбу королевы Виктории и ее индийского подданного, фестиваль...