Москва
6.9

Фильм
Офицер и шпион

J'accuse, Франция, Италия, 2019Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Слово Полански в свое оправдание

Сюжет нового фильма Романа Полански строится вокруг Альберта Дрейфуса (Луи Гаррель), которого в Париже в 1894 году перед сотнями солдат лишают офицерского звания в связи с обвинениями в шпионаже и ссылают на тропический остров в Атлантическом океане. Бывший наставник Дрейфуса и начальник департамента разведки Жорж Пикар (Жан Дюжарден) начинает свое расследование, которое поможет пролить свет на правду в этом кейсе. Пикар полагает, что пожизненная ссылка в Кайенну связана с антисемитскими настроениями в обществе. Многие критики после премьеры фильма на Венецианском кинофестивале взъелись на Полански за то, что он, мол, ассоциирует себя с невинно осужденным героем и таким образом провоцирует скандал вокруг своего и так довольного шаткого положения (напомним, что режиссер обвиняется в изнасилование). Безусловно, эта точка зрения имеет место, хотя и выглядит попыткой породить моральный бунт на ровном месте. Кажется, дело обстоит куда проще. Для Франции «дело Дрейфуса» не менее важная историческая отметка, чем, например линкольновская поправка для Америки или снос берлинской стены для Германии. Для Полански Франция, куда он был вынужден бежать после судебного преследования в США, давно стала вторым домом. Поэтому «Офицер и шпион», безусловно, авторская рефлексия, но, прежде всего, не на тему политической несправедливости, а о человеке, попавшем в безвыходные обстоятельства.

  • Офицер и шпион – афиша
  • Офицер и шпион – афиша
  • Офицер и шпион – афиша
  • Офицер и шпион – афиша
  • Офицер и шпион – афиша
Исторический, Триллер, Драма
16+
Роман Полански
30 августа 2019
6 февраля 2020
2 часа 7 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Романа Полански

Участники

Материалы о «Офицер и шпион»

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
6 сентября 2019

Возвращение Романа Полански

В январе 1895 года французский офицер Альфред Дрейфус (Луи Гаррель), осужденный за шпионаж в пользу Германии, подвергнут перед строем символической гражданской казни: с его формы срывают знаки отличия, его шпагу ломают надвое. Вскоре Дрейфуса отправят в заточение в каменную хижину на острове Дьявола во французской Гвиане.

Тем временем подполковник по имени Жорж Пикар (Жан Дюжарден), когда‑то учивший Дрейфуса в академии, возглавляет военную разведку — мрачную и не слишком эффективную организацию, проходящую под кодовым названием «Отдел статистики» и занятую в основном перлюстрацией дипломатической почты и перетряхиванием посольского мусора. Внимание Пикара привлечет некий майор Эстерхази, возможно, продающий информацию немцам, — и постепенно он придет к выводу, что именно тот виновен в действиях, за которые осудили Дрейфуса.

Дело Дрейфуса интересовало Романа Полански очень давно, и несколько лет назад его друг британский писатель Роберт Харрис, автор «Фатерлянда» и экранизированного тем же Полански романа «Призрак», решил написать об этом книгу сразу с прицелом на будущий фильм. Про многолетнюю дрейфусовскую эпопею — один из ключевых во многих смыслах и самых символических эпизодов истории Европы перед Первой мировой — много чего написано и снято, в том числе и художественного, но Харрису удалось найти собственный угол зрения: он зацепился за фигуру Пикара, офицера и джентльмена, непосредственно повлиявшего на ход событий.

Именно благодаря этому «Офицер и шпион» (название книги, которое Полански изменил на «Я обвиняю», но в английской и, как мы видим, русской версиях фильма оно вернулось) из нравоучительной исторической хроники превратился в захватывающую жанровую смесь: также это политический триллер, судебная драма и даже любовная история.

Играющий Дрейфуса Гаррель, превращенный гримерами в рано постаревшего мужчину с залысинами, очечками и нарочито прямой спиной, выглядит как готовый вскипеть чайник, но появляется лишь в нескольких сценах. На переднем плане — герой Жана Дюжардена, тоже с усами и военной выправкой, но куда более вальяжный, уверенный в себе господин. Несколько комическая природа дюжарденовской красоты, помогавшая ему сделать именно комедийную карьеру, здесь очень тонко использована режиссером. Жорж Пикар — герой поневоле, зажатый между своими моральными принципами и своими же убеждениями. Искренне влюбленный в армию карьерный военный, вынужденный идти против начальства, антисемит, жертвующий всем ради еврея. Это вызывает законное восхищение, но благодаря выбору Дюжардена образ Пикара не становится тяжеловесным.

Не случайно здесь и внимание, которое Полански уделяет многолетнему роману героя с замужней женщиной (в этой роли — супруга режиссера Эмманюэль Сенье): его искренняя любовь к ней и готовность пойти тут против правил (у этой линии еще совершенно замечательный финал) — черта, во многом определяющая Пикара. Это вроде бы фарсовая ситуация — но и совершенно серьезная, жизненно важная.

Равно как и суд над Дрейфусом — с откровенно подделанными уликами, врущими генералами и великим экспертом Бертильоном (уже откровенно комический выход Матье Амальрика), высматривающим в особенностях почерка еврейский заговор. Это система, которую можно было взломать только изнутри, — и траектория Пикара, которую пристально рассматривают Харрис и Полански, конечно, куда более поразительна, чем деятельность либеральных адвокатов или автора открытого письма «Я обвиняю!» Эмиля Золя (он тут мелькает в паре эпизодов).

Как вдруг выяснилось, 86-летний Полански находится в лучшей своей форме со времен «Пианиста»: «Офицер и шпион» — мастер-класс энергичной, монументальной и в то же время экономной режиссуры, работа почти что уровня классических работ Пауэлла и Прессбургера, трагический, но воздушный, полный иронии фильм, не запихивающий в глотку зрителю свои уроки, однако не оставляющий шанса их не усвоить.

И конечно, антисемитизм, судебные преследования, предвзятость и безапелляционность общественного мнения — темы, не чужие для режиссера. Речь никоим образом не идет о том, чтобы сравнивать его с Дрейфусом, это безумие: Дрейфус, в отличие от Полански, был ни в чем не виновен. Речь в этом фильме вообще, как несложно заметить, идет не о Дрейфусе — она идет обо всех остальных.

18
2

Отзывы

9
ДИАНА ЭШКИНД
14 отзывов, 23 оценки, рейтинг 72
6 февраля 2020

Смотреть обязательно! Очень своевременная , общечеловеческая история.

7
0
9
Татьяна
50 отзывов, 51 оценка, рейтинг 131
9 февраля 2020

Потрясающий фильм. Пир для глаза в каждом кадре. И этот шедевр по одному сеансу в течении нескольких дней? Понятно, не про холопов же.

6
0
7
Князь Процент
329 отзывов, 349 оценок, рейтинг 1591
22 апреля 2021

Околополитическая драма, которую Полански снял на не менее серьезных щах, чем «Призрака». У фильма хороший линейный сюжет, но много внимания уделено суду, что часто обеспечивает скуку в зале. Есть место и шоку: кажется, Сенье на этот раз не обнажила грудь в фильме своего супруга.

5
0
9
Ольга Голыбина
45 отзывов, 68 оценок, рейтинг 47
10 февраля 2020

Потрясающая работа с очень неудачным названием в российском прокате. Да, роман Харриса, положенный в основу фильма, действительно, называется "Офицер и шпион", но насколько же это проигрывает хлесткому "J'accuse" ("Я обвиняю") в оригинальном назывании фильма Полански!
Это история о справедливости. Об офицерской чести и долге (Пикара). О беззащитности человека (Дрейфуса) перед толпой. Об опасности "круговой поруки" (в обществе вообще и в армии в частности). И даже о роли прессы и общественного мнения.
Героям веришь безоговорочно. Они не лишены недостатков (тот же Дрейфус не слишком приятен своей занудной педантичностью), но это хорошо снижает градус пафосности, без которого в подобной истории обойтись не получится. "Водевильная" внешность Дюжардена тут тоже на руку: тем рельефнее конфликт образа жизни этого бонвивана, карьериста и (чего уж греха таить) антисемита с его глубинными чертами характера и внутренним стержнем.
Отдельно стоит отметить прекрасный кастинг и работу гримеров: персонажи очень похожи на свои реальных прототипов.

4
0
9
Пользователь Афиши №4021032
12 отзывов, 17 оценок, рейтинг 89
8 февраля 2020

О, какой это прекрасный фильм! История откликнется в душе каждого русского, кто смотрит новости не по Первому каналу ; )
Прекрасеый Париж и достоинство людей чести против напуганных и честолюбивых крыс.

3
0

Подборки Афиши
Все