Еще недавно Disney планировал каждый год выпускать по новой части «Звездных войн» в кино, однако относительные провалы «Девятого эпизода» и спин-оффа про молодого Хана Соло привели киновселенную к неясным перспективам. Успех пришел из неожиданного места — сериала «Мандалорец» на стриминговом сервисе Disney+. Его создатели Джон Фавро и Дейв Филони вычленили из ДНК «Звездных войн» связь с вестернами и самурайскими фильмами, сотворив чудо: нечто знакомое превратилось во что-то новое. Судя по многочисленным анонсам сериалов во вселенной, Disney видит будущее «Звездных войн» именно в таком формате. Однако сами шоу — несколько спин-оффов «Мандалорца» и сольный сериал про Оби-Вана Кеноби — пока что выглядят преддверием еще одного идейного кризиса.
«Видения» появились как будто бы специально, чтобы дать серии глоток свежего воздуха. Японским студиям, участвовавшим в производстве короткометражек, выдали креативный карт-бланш и охранную грамоту от фанатского гнева предупреждением, что новеллы существуют вне канона «Звездных войн». В этом разрезе «Видения» любопытно сравнить с «Аниматрицей» — сборником аниме-короткометражек во вселенной сестер Вачовски. «Аниматрица» не просто была каноном — значительная часть новелл в ней проясняла события сиквелов. «Видения» избавлены от какого-либо груза ответственности перед вселенной. Для одной из новелл сценаристы даже придумывают новую причину, почему у световых мечей разные цвета (это нововведение приводит к изящному твисту).
И хотя хардкорные фанаты все равно будут в ярости от многочисленного реткона (отклонений от канона), «Видения» сохраняют вайб «Звездных войн». Вообще, в том, чтобы отдать подобный сборник аниме-студиям, есть своя элегантная логика. Лукас многое позаимствовал из японских фильмов о самураях — теперь же сами японцы отдают должное американской апроприации. Эпизод «Дуэль» остроумно стилизован под затертый монохром древнего самурайского кино, разбавленный разноцветными лазерными вспышками. В новелле «Акакири» на первом плане выступает квартет из воина, принцессы и двух крестьян — тот же набор героев фигурировал и в фильме Акиры Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости», послуживший вдохновением Лукасу в работе над «Новой надеждой».
Верность духу «Звездных войн» не скрыть за визуальной неоднородностью эпизодов. Фанаты «Гурен-Лаганн» и «Kill la Kill» без труда узнают знакомую руку студии Trigger в размашистом и безумном эпизоде «Близнецы». Однако иконография саги — жужжащие световые мечи и космические крейсеры — тоже тут. Конечно, дух «Звездных войн» не ограничивается только ей. Под постмодернистской мешаниной из сериалов о Флэше Гордоне, самурайского кино, героического фэнтези, научной фантастики, военного эпика и философии нью-эйджа всегда билось живое сердце истории о семейных связях, дружбе, долге и чести. А также о поиске своего настоящего я. Ключевой кадр «Звездных войн» — тот, в котором Люк Скайуокер, еще неопытный юнец, вглядывается в татуинский закат, пытаясь угадать будущее.
Авторы «Видений» понимают, где находится сердце саги. Новелла «Лоп и Очо» рассказывает о сложных отношениях между отцом, дочерью и приемным ребенком, которые разрушаются влиянием Империи. В «Татуинской рапсодии» главный герой, юный джедай, находит себя и ключ к спасению друзей в рок-музыке. В «Деревенской невесте» героиня-джедайка не может найти в себе силы встать между простыми жителями крестьянской планеты и разбойниками. Семья, поиск себя, честь — знакомо, не правда ли?
Верность авторов «Звездным войнам» создает и негативный эффект. Иногда сериал даже слишком полагается на источники вдохновения «Звездных войн» — из-за этого сюжеты начинают повторяться. История из «Семи самураев» о защите крестьян от злодеев используется дважды — в «Дуэли» и «Деревенской невесте» (а до этого она была в одной из историй «Мандалорца»). Казалось, спущенные продюсерские вожжи могли привести к радикальным экспериментам, но увы. Пускай авторы новелл не опускаются до абрамсовской фанатской вечеринки, однако они по большей части занимаются рекомпиляцией идей серии со своими или идеями других произведений. Новелла «T0-B1» и вовсе напоминает потерянный эпизод классического аниме-сериала «Астробой».
На это можно было бы закрыть глаза, будь сами истории интересными и запоминающимися, но далеко не все из них одинаково хорошо работают на короткой дистанции. Большая часть и вовсе заканчивается клиффхэнгерами, из-за чего эпизоды больше напоминают пилоты к несуществующим сериалам, чем полноценные короткие истории. Но даже так в сборнике есть по-настоящему классные — особенно хочется отметить ту же «Дуэль», простецкую, но очаровательную «Татуинскую рапсодию» и закрученный «Девятый джедай» с необычной для фильмов и сериалов вселенной параноидальной атмосферой.
Если вы любите «Звездные войны» (и аниме) и изголодались по новым историям в старых декорациях, то «Видения» станут вашим самым приятным впечатлением от саги за долгое-долгое время. Это занимательный шоукейс того, какими могут быть «Звездные войны». Вот только на вопрос о будущем вселенной он пока принципиально новых ответов не дает.