Все развлечения Москвы
Москва

Зарубежечка + современочка: что смотреть на осенних театральных фестивалях

Лучшие привозные и отечественные спектакли, которые можно будет увидеть на фестивалях современного театра этой осенью в Москве и Петербурге
8 октября 2018, Виктор Вилисов

Осенью, когда темнеет рано и чиновники от культуры слепнут, в Россию под полой провозят зарубежный театр. Голые мужики, голые бабы, роботы, голые роботы, феминизм, гомосексуализм, постантропоцентризм, спектакли в наушниках, Эймунтас Някрошюс – все то, что так враждебно русской земле, начинают показывать на сценах самых больших театров. Это удивительное время! Театральные фазанки пустеют, пьяный перекупщик хриплым голосом кричит: «Кому билет на Марталера?!», Мединский надевает бороду, очки и идет смотреть, что там с модерндансом. «Афиша» помогает сориентироваться в пространстве мечты и понять, на какие спектакли театральных фестивалей Москвы и Петербурга следует попадать в обязательном порядке.

 

Балтийский дом

Петербургский театральный фестиваль на базе одноименного театра уже в самом разгаре, на нем успели показать резонансный спектакль Эймунтаса Някрошюса «Zink», – режиссера, по выражению одного сумасшедшего русского актёра, «заразившего русский театр вирусом авангардизма», а также спектакль московского Театра Сатиры «Операнищих», в котором популярный актер Максим Аверин надрывается на тему судеб родины. Если задаться целью прямо сейчас, то еще можно успеть попасть на спектакль Оскараса Коршуноваса «Сумасшедший» по Гоголю, а также на спектакль культового нидерландца Иво ван Хове «То, что проходит мимо». Тут, как и везде, действует универсальное правило: перед тем, как спешить, подумайте, надо ли оно вам вообще?

 

Территория

Хроники русского кураторского безумия: Уилсон соседствует с Кулябиным, Фабр с Григорьяном и Мироновым. Фестиваль с традиционно самой приятной и мейнстримной программой объединяет красивые зарубежные спектакли с тем, как их методы видят через кривую лупу и используют в своем творчестве отечественные режиссеры. В этом году из поразительного – моноспектакль Роберта Уилсона по культовому тексту Джона Кейджа «Лекция о ничто»: Уилсон хоть и мужчина бодрый, но ему уже скоро помирать, когда еще россиянам выдастся шанс посмотреть на него в его же спектакле? Ян Фабр, которому теперь запретили лезть в трусы к своим актрисам, привозит милый моноспектакль «Ангел смерти». Билетов уже нет, но можно не расстраиваться: моноспектакли у этого режиссера обычно не очень получаются. Зато еще есть билеты на кинопоказ фильма «Surrender» о том, как делался его спектакль «Mount Olympus». Также зрителей ждет шестидневная эпопея Бориса Юхананова «Орфические игры», много современного танца и спектакль в виртуальной реальности «Whist».

 

Context. Diana Vishneva

Один из самых симпатичных фестивалей современного танца в России в этом году привозит Национальный балет Канады, чей вечер показывают и в Москве, и в Петербурге. Помимо этого, в Гоголь-центре в рамках фестиваля пройдет вечер молодых хореографов, а в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко покажут новый спектакль хореографа Охада Наарина «Венесуэла». Помимо этого, у фестиваля в этом году традиционно мощная образовательная программа, включаящая мастер-классы и, например, лабораторию танцевальной критики.

 

Новый европейский театр (NET)

Фестиваль NET, славящийся своей визуальной айдентикой и веб-дизайном, в этом году празднует двадцать лет. По этому поводу в кинотеатрах КАРО покажут видеозаписи плохого качества тех спектаклей, показанных на NET за все это время, за которые уже не переживают зарубежные театры. Из живого опыта обязательно стоит пережить спектакль последнего великого режиссера планеты Кристофа Марталера «Мы берем это на себя». Сходить на него стоит даже два раза, тем более что одновременно с ним в рамках фестиваля будут показывать новый спектакль Константина Богомолова «Теллурия» по разомкнутому роману Владимира Сорокина. Кроме этих мастодонтов на фестивале будет множество маленьких спектаклей, которые в принципе недорого возить в Россию, в которых авторы пережевывают наследие перформанс-арта середины прошлого века. Из гарантированно хорошего: пластический перформанс «Камилла» на музыку Алексея Ретинского и спектакль Клима Козинского «Ведьмы: эфир» – спектакль, который режиссер делал в резиденции у Яна Фабра.

Главные театральные события Москвы и Петербурга — в телеграм-канале «Афиши». Подписывайтесь!