Москва

«Я и ты, мы все одиноки»: все, что нужно знать про аниме «Евангелион» Хидэаки Анно, у которого вышел еще один финал

Дмитрий Елагин
На платформе Amazon Prime вышла заключительная часть многолетнего проекта Хидэаки Анно «Евангелион: 3.0+1.0». Это третий финал истории о борьбе человечества против инопланетян Ангелов. О том, почему «Евангелион» завоевал мировую популярность и зачем Анно несколько раз менял сюжет, рассказывает Дмитрий Елагин.

    «Есть выражение „Жить — значит меняться“. Показать, как эта история меняет людей и сам мир, который они населяют, было одним из главных желаний, побудившим меня взяться за работу. 

    Я уже четыре года находился в глубочайшей депрессии, не способный буквально ни на что. В эту работу я вложил ВСЕ.

    Я четыре года занимался лишь одним — убегал. Убегал от всего и вся, разве что руки на себя так и не наложил… И за эту работу я брался, будто заклинание повторяя про себя: „Не убегать!..“»

    Хидэаки Анно в интервью для первого тома манги «Евангелион».

    17 июля 1995 года 

    Мальчик едет на электричке и слушает запись на кассете. Меняются люди вокруг, он же сидит без движения. Это Икари Синдзи, ему 14 лет, у него нет матери, мальчик ходит в среднюю школу. Отец 11 лет не обращал на него никакого внимания, но в один день отдает приказ садиться в Еву — тогда жизнь Синдзи обретает смысл. 


    Стресс индустриальной жизни

    «Евангелион» — один из главных культурных проектов для японской нации. Манга в жанре меха (в котором люди управляют огромными роботами. — Прим. авт.) начала выходить в 1995 году, в том же году получила экранизацию, а закончилась только в 2013-м. Параллельно с выходом манги режиссер создал аниме и четыре фильма (1, 2, 3, 4) с  отличным сюжетом. Последний фильм вышел в Японии в начале 2021 года. «Евангелион» заслуженно критикуют за постоянно ноющего главного героя и перегруженность ненужными деталями, неосмысленные аллюзии на иудаизм и христианство. Но нельзя отвергнуть факт безумной популярности франшизы, которая родилась в 90-х — самом сложном десятилетии для послевоенной Японии.

    Для начала стоит разобраться, что же привлекло в манге Хидэаки Анно. Его заинтересовал образ потерянного, находящегося в депрессии человека, не ребенка и не взрослого — подростка Синдзи Икари. Мангака Ёсиюки Садатомо (один из основателей студии Gainax, на базе которой создавался «Евангелион». — Прим. авт.) вложил в Синдзи свои проблемы. Себя в нем увидел и Анно, а потом и люди по всему миру. 

    Популярность «Евангелиона» можно объяснить, обратившись к историческому контексту. Япония стремительно пережила урбанизацию, что привело к хроническому стрессу у всей нации. Это отразилось в ядерной поп-культуре, а ее главное творение — аниме — направлено на школьников. Аниме для школьников может быть в любом жанре, но особенно выделяется поджанр «повседневности». По его канонам ученики развлекаются вместо уроков, не ставят целей на будущее и наслаждаются жизнью. Подобное отражение жизни школьников — чистый эскапизм, который у взрослых должен вызвать ностальгию по молодости, а школьников отвлечь от проблем в учебе и с одноклассниками. Аниме поджанра «повседневность» скрывает, что школа — это пространство контроля, где многие выборы делают за тебя. После школы идут институт и работа в офисе, где нет никакой свободы. Хидэаки Анно выступает против общества согласия и контроля, поэтому он отправляет школьника Синдзи на поле боя, где мальчик каждую секунду должен принимать решения и понять, кем он хочет быть и чего хочет от жизни.


    Без бога

    Некоторые детали сюжета разнятся в манге, аниме и фильмах, но основа одна. Миллиарды лет назад на Земле произошел «Первый удар», который породил человечество. 13 сентября 2000 года произошел «Второй удар», вызвавший сильнейшие климатические изменения. Изменения породили войны и другие катаклизмы, которые уничтожили 3 млрд человек на Земле. После «Второго удара» была создана организация NERV (с нем. «нерв»), которая должна была противостоять Ангелам, инопланетным существам, жаждущим уничтожить человечество. Для защиты Земли NERV создает гуманоидов Евангелионов (кратко Ева), которыми могут управлять специально подобранные люди. С этими знаниями стартует зритель, посмотревший первые серии аниме. Если не описывать все в деталях, то внутри NERV хранится второй Ангел — Лилит, соединение с которым уничтожит всех людей. Компанией NERV под руководством отца Синдзи Гэндо управляет совет SEELE (с нем. «душа»), который руководствуется записями со Свитков мертвого моря и хочет использовать Лилит для комплементации, объединения человеческой расы в одно сознание.

    «Евангелион» — плод экзистенциального одиночества человека, который родился после «смерти» бога. Если нет высшего существа, то человек один на Земле. Анно показывает одиночество людей через архитектуру. Конструктивизм, модерн, хай-тек, минимализм — эти главные современные стили вытесняют природу из жизни человека, делят пространство на четкие, строгие линии. Город Токио-3 (предыдущие были уничтожены катастрофами) — одно из оставшихся убежищ для человека — выглядит как стальной мегаполис без малоэтажных домов и парков. Нет больших собраний людей, все прячутся по своим маленьким комнатам в безынтересных квартирах. В этом мире технологий будущего человечество создало Ев — живых существ, облаченных в железные доспехи, которые могут двигаться только при подключении к электричеству. Таковы и люди в мире без бога: они привязаны к технологиям, а их фигуры теряются среди огромных зданий.


    Одиночество и любовь

    Депрессию одиночества авторы выразили в Синдзи, требующем от отца родительской любви, но получающем только приказы. От психологического и экзистенциального отчаяния внутри Синдзи и других героев отвлекает сборище броских деталей. В «Евангелионе» упоминается «дилемма дикобразов» (ее использовали Зигмунд Фрейд и Артур Шопенгауэр), иудейские (врата Гафа), христианские (копье Лонгиниум), японские (мать Синдзи зовут Юи, чей иероглиф переводится как «единственная»), древнегреческие (фамилия Икари) символы и понятия. Подобный бурный коктейль напоминает Европу в мультфильмах Хаяо Миядзаки (кстати, Анно и Миядзаки дружат: например, Анно анимировал гиганта из картины Миядзаки «Навсикая из Долины ветров»), который вдохновляется реальными западными городами. Если же убрать всю псевдорелигиозную шелуху, которая не складывается в один концепт, то остается желание человека избавиться от одиночества и жить в любви. 

    В «Евангелионе» действуют три силы. Человечеством управляет совет SEELE, который хочет осуществить комплементацию. Тогда не будет войн, ссор, решится «дилемма дикобраза», так как исчезнут все чувства. Другого хочет отец Синдзи Гэндо, мечтающий воссоединиться с утерянной во время «Второго удара» женой Юи. И есть Ангелы, которые хотят воссоединиться с их отцом Адамом, размножиться и уничтожить человечество. 

    Все исходы зависят от томящегося в депрессии Синдзи, поскольку Евы создаются специально под пилотов. От подростков не требуется военная подготовка или особые знания — надо только иметь выдержку, чтобы ими управлять. «Не бежать» — эту главную фразу повторяет Синдзи, потому что управление Евой связано с психической и физической болью (пилоты синхронизируются с телами Ев), ему приходится убивать. Но из раза в раз его отец Гэндо уточняет, что вести Еву или нет — это личный выбор. Если не хочет — он больше не нужен. Поэтому в основе «Евангелиона» лежит выбор и разговор о возможности самоценности каждой личности.

    Хидэаки Анно сделал выбор в пользу объединения человечества. Хотя «Евангелион» рассказывает о судьбе всего мира, режиссеру оказался важнее индивид. Последние два эпизода аниме «Евангелион»— это экспериментальная анимация, психотерапевтический анализ проблем героев, их разговоры друг с другом ради достижения взаимопонимания. Все аниме и финал — абсолютный прорыв для жанра. Вместо типичных для мехи гипербол — натурализм, сюжет сложно переплетен между всеми персонажами. Эпичности Анно предпочел интимность, за что получил гору критики от фанатов. Он вернулся в депрессию, во время которой снял альтернативный конец, где человечество получает еще один шанс жить (такой же исход был в манге).

    ***

    После небольшого перерыва Хидэаки Анно переснял историю «Евангелиона», превратил аниме в серию из четырех фильмов. Подобная практика типична для Японии, где популярный на телевидении аниме-проект потом переделывают для кинотеатров. Но Анно не пошел по легкому пути, а изменил финал. Не происходит комплементации, человечество не получает второй шанс — на Земле происходит «Третий удар». Он почти полностью уничтожает планету, а новая организация WILLE (с нем. «воля») борется против отца Синдзи, все еще мечтающего стать богом и воскресить жену.

    Работа над завершающим проектом «Евангелион: 3.0+1.0» велась с 2012 года, откладывалась из-за финансовых проблем и депрессии режиссера, но увидела свет спустя 9 лет. Остается главный вопрос: почему Хидэаки Анно решил переснять аниме и изменить сюжет? Может быть,  причиной стало недовольство навязанным фанатами финалом, но, скорее всего, время продиктовало обстоятельства. В 1990-е появился интернет, а к концу 2000-х он захватил весь мир. Оказалось, что связь всех во всем мире не облегчает страдания и радости, а только множит их. Поэтому Хидэаки Анно выбирает очередной апокалипсис, где люди, может быть, будут едины в борьбе за выживание. Тогда не будет одиночества.


     

    Подробности по теме

    А здесь можно прочитать наш отзыв на «Евангелион: 3.0+1.0»



    Смотреть на Amazon Prime

    В этой статье