Москва

Вы могли пропустить: «Тука и Берти» — мультсериал для взрослых от создательницы «Коня БоДжека»

На американском канале Adult Swim стартовал второй сезон «Туки и Берти», мультсериала о двух птицах-миллениалках и их экзистенциальных кризисах. Создательница шоу — Лиза Ханавальт, одна из важных творческих единиц «Коня БоДжека», главного мультсериала 2010-х (прости, «Рик и Морти»!). Как и предшественник, «Тука и Берти» — сюрной ситком об антропоморфных животных, который отталкивается от неврозов и травм современных людей. Впрочем, клоном «БоДжека» сериал назвать невозможно — слишком уж самобытен. Рассказываем, почему на мультсериал стоит обратить внимание, даже если приключения неудачливого коня-актера оставили вас равнодушными.
Василий Говердовский
22 июня 2021

Лиза Ханавальт в детстве сходила с ума по лошадям — настолько, что время от времени бегала на четвереньках, изображая любимое непарнокопытное. Позднее Ханавальт стала художницей, и ее обсессия вылилась в иллюстрации и комиксы об антропоморфных зверях. Однажды старый товарищ Лизы Рафаэль Боб-Ваксберг поделился с ней концептом для будущего шоу: «БоДжек — депрессивный говорящий конь». Ханавальт стала продюсеркой и ответственной за облик сериала, который известен нам под названием «Конь БоДжек». После того, как шоу стало зрительским и критическим хитом, Netflix дал Ханавальт и Бобу-Ваксбергу зеленый свет на еще один проект — мультсериал «Тука и Берти».  

Главные героини, тукан Тука (в оригинале озвучивает Тиффани Хэддиш) и певчий дрозд Берти (Али Вонг), — две 30-летние подруги, живущие по соседству в многоквартирном доме. Тука — разбитная фрилансерка и круглосуточная тусовщица с тяжелой семейной историей. Берти — загоняющаяся по любому поводу карьеристка; в начале сериала она съезжается со своим возлюбленным — малиновкой по имени Пестряш (Стивен Ен, Гленн из «Ходячих мертвецов» и с недавних пор номинант на «Оскар»).

Если в «Коне БоДжеке» главным человеком был Боб-Ваксберг, то во время работы над «Тукой и Берти» он поменялся местами с Ханавальт и отошел на второй план. Заметно, что у двух проектов общее ДНК. Ханавальт не стала менять свой фирменный визуальный стиль, и потому, на первый взгляд, Тука и Берти кажутся соседями БоДжека по вселенной. Похож и подход к нарративу: Ханавальт продолжает исследовать внутренние переживания миллениалов с помощью тропов ситкомов и говорящих животных.

Однако разница быстро становится очевидной — «Тука и Берти» в разы безумнее предшественника. Боб-Ваксберг намеренно делал мир «БоДжека» приземленнее — насколько это было возможно в случае с шоу про говорящего коня. Для Ханавальт преград нет: во вселенной «Туки и Берти» у небоскребов есть груди, а вместо поездов метро — гигантские змеи. Как это объясняется? Да никак, смиритесь. В «БоДжеке» регулярно появлялись экспериментальные эпизоды — «Тука и Берти» выглядят как один сплошной экспериментальный эпизод. Ханавальт и ее команда постоянно пробуют новые приемы, играясь с возможностями анимации и комбинируя различные стили. По всей видимости, результат получился диким даже для аудитории Netflix, потому что стриминг закрыл шоу уже через полтора месяца после выхода. Спасителем выступил канал Adult Swim, где «Тука и Берти» начиная со второго сезона обрели свой дом.

Да, на экране творится форменная дичь. Однако эту дичь поддерживает крепкий ситкомовский скелет. Во втором эпизоде второго сезона главных героев зовут на свадьбу: Берти обещает Туке поддержать решение подруги жить в трезвости и не пить алкоголь во время девичника, однако сдержать слово выходит с трудом, потому что без горячительных напитков Берти не удается преодолеть свою застенчивость — это сюжет А; сюжет Б — Пестряш рассчитывает на классический мальчишник, однако впутывается в похищение одного особенного цветка. Мы не упоминали, что действие происходит в городе растений? Если забыть этот факт, то сюжет звучит как рядовой эпизод реалистичной телевизионной комедии.

Впрочем, одной сценарной структурой различия с «БоДжеком» не ограничиваются. «Тука и Берти» — редкая птица: мультсериал для взрослых с женскими персонажами в главных ролях. Мужчины, вам не всегда будет просто — Лиза Ханавальт не знает тормозов, и ей ничего не стоит поставить шутку о женской физиологии. В одной из самых запоминающихся сцен первого сезона Тука умудряется завести себе лобковых вшей, которые из-за неправильного лечения значительно вырастают и устраивают абсурдное подобие оргии в супермаркете (на вопрос, как Ханавальт удалось придумать настолько странную сцену, она ответила, что истоки лежат в образе из сна).

Ханавальт и Боб-Ваксберг еще в «БоДжеке» научились смешивать комедию, фарс, сатиру с трогательной драмой и находить небанальные замечания о жизни. В «Туке и Берти» все вышеперечисленное на месте и в нужных пропорциях. Главные герои разбираются с реальными проблемами: харассментом, одиночеством, последствиями сексуального насилия. Однако «Тука и Берти» избавлены от проповеднического тона: Ханавальт находит нюансы и источник для юмора в каждом из своих персонажей. Однако еще в мультсериале есть то, чего лишены «Гриффины» и поздние сезоны «Симпсонов», — эмпатия. Юмор — не самоцель, а средство подсластить горькие темы, сделать разговор о них приятней.

Впрочем, на это же работает и экспрессивный стиль анимации. Мы живем в беспокойные времена и сходим с катушек от депрессий, неврозов и психологических травм. Забавное безумие мира «Туки и Берти» приятно оттеняет совсем не забавное безумие мира реального. В одном из эпизодов Берти получает неуместный комментарий от коллеги по поводу внешности — и тогда левая грудь героини, внезапно получившая характер, говорит, что с нее хватит, и уходит, оставляя хозяйку с дырой в теле. Мало того, что шутка смешная, она еще и неплохо описывает чувства людей, подвергшихся объективации. Реалистичные шоу вроде «Я могу тебя уничтожить» режут по живому; «Тука и Берти» умело балансируют на грани между эскапизмом и честностью.  

«Конь БоДжек» в значительной степени был сериалом о шоу-бизе, и количество полученного от него удовольствия прямо связано с тем, насколько вы разбираетесь в американской развлекательной индустрии. «Тука и Берти» с их набором тем, понятным многим современным 20- и 30-летним, близки большему количеству людей, несмотря на свою визуальную анархию. Пусть «Тука и Берти» и адресованы в первую очередь женской аудитории, это не мешает мультсериалу Лизы Ханавальт претендовать на роль самого комфортного, искреннего и точного произведения о современных миллениалах. Неплохое достижение для девочки, которая мечтала стать лошадью.

Первый сезон доступен полностью на Netflix, второй сезон выходит еженедельно на Adult Swim.