— Артефакты — это более ста экспонатов, которые я отобрала из собрания Всероссийского музея декоративного искусства. Для меня было важно найти предметы, смысл которых сегодня утрачен. Например, это коробочка для кузнечиков, светец, рубель, бурдалю. Есть и более знакомые и понятные всем вещи: кружевные панно начала XX века, холмогорский сундук-теремок последней трети XVII века, ковер 1930-х годов, старинные сосуды из рубинового и уранового стекла и многое другое. А гаджеты — это современные высокотехнологичные приборы, такие как система для распознавания лиц в новых турникетах метро или смартфоны. Но выставка называется «Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной», то есть это все-таки взгляд художника на происходящие в обществе трансформации, связанные с цифровизацией, развитием новых технологий и новой волной промышленной революции, которую мы сегодня наблюдаем. Поэтому в экспозиции я не просто соединяю артефакты из музея и гаджеты из магазина, а выстраиваю многоуровневое доказательство авторской гипотезы об их взаимосвязи. Можно даже сказать, что это научное исследование методами сайенс-арта.
предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства
— Современное искусство — это, как правило, анализ актуального исторического момента теми или иными визуальными способами и интеллектуальными приемами. И я нашла, как мне кажется, привлекательный для широкой аудитории контекст в виде синтеза из «преданий старины глубокой», научных или околонаучных гипотез, даже конспирологических теорий и интерпретирую его. Беру за основу декор, которым традиционно украшали предметы быта, и предлагаю посмотреть на него как на прототип микросхемы или часть высокотехнологичной системы некой ушедшей цивилизации, ключи к которой давно потеряны. Вместе с радиоинженером с помощью формул мы перевели орнаменты и узоры в некую фрактальную структуру. На ее основе получилось изготовить на заводе в Зеленограде работающие фрактальные антенны (так называют миниатюрные антенны нового поколения, которые конструируются по принципам фрактальной геометрии. — Прим. ред.). Так моя гипотеза прошла этап эксперимента и доказала, что традиционные орнаменты — это и есть сегодняшние фрактальные антенны, то есть подтвердила взаимосвязь артефактов и гаджетов.
предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства
— Да, в экспозиции представлены предметы декоративно-прикладного искусства из собрания музея, современные гаджеты, фрактальные антенны и «чипированные» ими картины. Например, «Снегурочка и НЛО», «Космонавт и химера», «Навигатор и клубочек». В них проскальзывает намек на то, что русская народная сказка запечатлела технологии, которыми мы сегодня пользуемся. Так, яблочко, которое по блюдечку катается и показывает героине мир, — метафора видеосвязи. Изображение огненной колесницы, которое встречается практически во всех эпосах народов мира, например в легенде о Гильгамеше, мифологии древней Греции, в библейских сюжетах (известный сюжет «Огненное восхождение Ильи пророка»), и все сюжеты, связанные с появлением богов или их уходом на небо, — не что иное, как способ описания реактивного двигателя. Видимо, очевидцы космических летательных аппаратов, испускающих клубы огня, находили поэтические образы, крылатых красных лошадей в огне, колесницы в небе и т.д. Образ клубочка, показывающего дорогу, — не что иное, как навигатор. Сейчас все ездят по таким клубочкам с искусственным интеллектом, и дорогу никто не знает. Меня вдохновляют порой понятия из квантовой физики, такие как «квантовая нелокальность», когда в одной отдельно взятой точке пространства времени содержится прошлое, настоящее и будущее. Опираясь на это понятие, я пытаюсь показать в своем проекте, как в мгновении «здесь и сейчас» встречается прошлое, настоящее и будущее.
предоставлено Всероссийским музеем декоративного искусства
— Я считаю, что будущее уже наступило, оно находится в этом моменте. В первую очередь это изменения, обусловленные перспективой внедрения технологических инноваций. Эти технологии уже существуют, но пока полностью не внедрены в нашу жизнь. Внедрение технологий ИИ одновременно с трансформацией гуманистических ценностей через идеологию трансгуманизма способно запрограммировать будущее в определенных его аспектах. По признакам «дежавю из будущего» или современного состояния общества я сужу о тех трансформациях, которые наступят потом.
— У моего творчества много этапов, в каждом десятилетии я изучаю что-то новое, реагируя на изменения, пытаюсь передать дух времени. Художник не может застыть и быть всегда похожим на вчерашнего себя, остаются неизменными лишь принципы. Этот проект мне ценен тем, что он сделан сегодня и так или иначе отражает тот этап цивилизационного развития, в котором мы сейчас оказались: прошел очередной системный виток и стало очевидно, что все это уже когда-то было.
Проект осуществляется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Sarah Vinitz Foundation и галереи ILONA-K artspace. После Москвы выставку покажут в регионах — на Чукотке, в Апатитах, Калининграде и Новосибирске.