Кинокритик («Афиша Daily»):
— Поскольку это, как известно, будет самый скучный и слабый «Оскар» на человеческой памяти, я ничего не жду и, если бы не работа, смотреть бы его не стал. Победят, очевидно, «Кочевники», Чжао, Боузман, Калуя, корейская бабушка, Маллиган или Дэвис. По большому счету из всей основной колоды мне нравится только «Манк», которому светит что-то типа «художник-постановщик», так что болеть ни за кого не буду.
«Манк»/Netflix
Юлия Шагельман
Кинокритик («Коммерсантъ»):
— В этом году ситуация на «Оскаре» складывается достаточно предсказуемая. Лучшим фильмом после триумфального наградного сезона должна стать «Земля кочевников» Хлои Чжао — я очень удивлюсь, если ее на последнем повороте обойдет какой-то другой фильм. Это действительно сильная картина, поднимающая темы одновременно вневременные и актуальные, при этом она очень американская по своей сути — то, что надо для главной американской кинопремии. Также сама Хлоя Чжао, думаю, уже может готовить место на полке для «Оскара» — награда Гильдии кинорежиссеров практически зацементировала ее шансы.
Среди актерских номинаций можно считать уже решенным посмертный «Оскар» для Чедвика Боузмана за роль в «Ма Рейни: Мать блюза». Это сильная и неожиданная для него (хотя, к сожалению, и последняя) работа, к тому же академия наверняка захочет почтить его память этим красивым прощальным жестом. Награда за мужскую роль второго плана, скорее всего, уйдет Дэниелу Калуе за «Иуду и черного мессию».
«Девушка, подающая надежды»/Focus Features
Те две номинации, в которых для меня все еще сохраняется интрига, — это за женские роли как первого, так и второго плана. В лидинге у нас есть три сильные кандидатуры: Кэри Маллиган, чьи шансы подкрепляются наградой Critics’ Choice, Виола Дэвис, у которой премия Гильдии киноактеров, что, как правило, определяет шансы на «Оскаре», и Фрэнсис МакДорманд, которая сыграла в фильме-фаворите «Земля кочевников», и у нее уже есть два «Оскара» (хотя именно это может сыграть против нее).
Лично я болею за Маллиган, но не удивлюсь, если награда уйдет Дэвис. В женском саппорте также интересная борьба между достойными работами, но шансы Юн Е Чжон значительно выросли после получения ею награды Гильдии киноактеров, так что я ставлю на нее. Меня из всех номинированных фильмов больше всего зацепила «Девушка, подающая надежды», и, конечно, я бы хотела видеть ее победу во всех категориях, где она выдвинута, но понимаю, что этого не случится. Так что радуюсь тому, что у этого дерзкого и честного фильма есть номинации — целых пять, что круто для дебютной картины. Наибольшие шансы выиграть у нее в номинации за оригинальный сценарий, хотя здесь сильные конкуренты — «Суд над чикагской семеркой» и «Минари», и победа первого, раз уж Аарон Соркин не получил за режиссуру даже номинацию, меня тоже порадует.
Кинокритик (Colta.ru, «КиноПоиск»):
— «Лучший фильм» — «Иуда и черный мессия». Все думают, что победит «Земля кочевников», но именно «Иуда» адекватно отражает реальную повестку, причем радикально объединяя общество против капитала, а не разъединяя его в угоду политикам. Победу в номинации «Лучший актер» возьмет Чедвик Боузман посмертно, но я бы дал Гэри Олдману. «Лучшая актриса» — Фрэнсис МакДорманд. Она вообще объективно лучшая из всех номинанток. «Лучший режиссер» — ну, дадут, наверное, Хлое Чжао за притворную коммерческую аутентичность. А я бы дал Ли Айзеку Чуну — у него и правда очень классный, простой и сложный одновременно фильм, а не такое занудное, претенциозное и дедовское говно, как «Манк». Актриса второго плана — Мария Бакалова. Тут не может быть сомнений. Но лично я, как фанат Хон Сан Су, за Юн Е Чжон.
«Иуда и черный мессия»/Glen Wilson/Sundance Institute
Василий Степанов
Кинокритик («Сеанс»):
— Честно говоря, мне все равно, но, по-моему, все будет банально. «Лучший фильм» — «Земля кочевников». Женщина-режиссер (она и за режиссуру возьмет), китайское имя, МакДорманд и венецианский мандат. Финчеру ничего не дадут, думаю. Обойдется. Все фильмы душноватые.
«Земля кочевников»/Fox Searchlight Pictures
Кинокритик, редактор сайта («Кинорепортер»):
— Главный фаворит этого года — конечно, «Земля кочевников», которая уже взяла «Золотого льва», «Золотой глобус», BAFTA и по мелочи награды различных киношных гильдий. «Земля кочевников» представлена в главных номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер», думаю, награду в одной из них фильм возьмет. Вероятно, свой третий «Оскар» получит Фрэнсис МакДорманд, сыгравшая в «Земле кочевников» главную роль.
Если судить по конъюнктуре, высокие шансы у «Минари» (по следам прошлогоднего успеха «Паразитов») и «Девушки, подающей надежды» (но, надеюсь, эти надежды не оправдаются). «Оскар» за женскую роль второго плана, думаю, вручат Гленн Клоуз, сыгравшей в «Элегии Хиллбилли»: для Клоуз это уже восьмая номинация, должны наконец дать награду.
«Звук металла»/CoolConnections
Я буду болеть за «Манка». У фильма 10 номинаций — но это значит только то, что его могут прокатить по всем. Очень хочется, чтобы Финчер, у которого до сих пор ни одного «Оскара», получил приз за режиссуру. Еще я бы вручила «Манку» «Оскар» за сценарий (его написал уже покойный отец режиссера Джек Финчер) и за операторскую работу (во-первых, она правда чудесная, про такое говорят «магия кино», во-вторых, у оператора фамилия Мессершмидт).
Кроме того, я болею за Риза Ахмеда и «Звук металла» (если фильму дадут премию за звук, будет красиво), а в номинации «Актер второго плана» — за Дэниела Калую и Лейкита Стэнфилда из «Иуды и черного мессии» (за обоих, так что тут предоставляю американским киноакадемикам самим принять решение). В категории «Лучший фильм на иностранном языке» пусть победит «Еще по одной» Томаса Винтерберга (кстати, в ней представлен отличный румынский «Коллектив», док про журналистское расследование пожара в клубе, местной «Хромой лошади»). Награду за лучший анимационный фильм, как всегда, получит Pixar с «Душой» (он поборется с другим пиксаровским мультфильмом «Вперед»). Но хорошо, если кто-то наконец разрушит монополию Pixar — например, можно дать приз очень красивой «Легенде о волках» ирландцев Cartoon Saloon.
Денис Рузаев
Кинокритик (Lenta.ru):
— Не хочется лицемерить — «Оскар» меня интересует исключительно в свете рабочей необходимости его освещать, и поэтому ни прогнозов, ни планов на его счет я уже давно не строю. В этом году даже и сам список номинантов расстраивает больше прежнего — в отсутствие множества перенесенных из-за пандемии фильмов, которые бы на «Оскар» претендовали, у Американской киноакадемии был шанс обратить внимание на то кино, которое она традиционно игнорирует, — сложное, противоречивое, рискованное. Этот шанс она благополучно продинамила. Какая разница, кто победит на премии, которая ухитрилась не заметить и не оценить «Пятеро одной крови», «Любовь Сильви», «Никогда, редко, иногда, всегда»? Или благополучно записала в сериалы и забыла гибридный кинотелепроект Стива МакКуина «Голос перемен»? Всерьез мне интересен лишь исход в номинации «Лучший документальный фильм», в которой выдвинуто «Время» Гарретт Брэдли, блестящий образец, с одной стороны, импрессионистского подхода к журналистскому по сути материалу, а с другой — беспрецедентного уравнивания в авторстве фильма, в соучастии в его создании, на которое режиссерка идет по отношению к своей героине. Тот факт, что «Время» загнано «Оскаром» в гетто документальной номинации, тоже симпатий к награде не вызывает.
«Время»/Amazon Prime
Егор Беликов
Кинокритик, редактор («Кино ТВ»):
— Весь сезон «Земля кочевников» плотно шла к главному «Оскару», и тут вдруг в конце сезона что-то пошло не так. Разные косвенные признаки, индустриальные премии и прочие обстоятельства показывали, что, возможно, с этим фильмом, реально чересчур артовым для основной номинации, не так уж все и понятно. Мне кажется, что ситуация в основной категории примерно такая же, как была с «Ла-Ла Лендом» и «Лунным светом», где «Ла-Ла Ленд» — это «Суд над чикагской семеркой» Аарона Соркина, а «Лунный свет» — это «Земля кочевников». Соркину дадут положенные ему по статусу призы, но все же у него скорее зрительский и стриминговый хит, чем действительно большое кино. То есть сейчас, может, и есть небольшие сомнения, что фильм Хлои Чжао выиграет, но скоро этих сомнений не останется. Что касается остальных самых важных категорий, то там примерно везде все понятно: «Лучшая мужская роль» — однозначно Чедвик Боузман («Ма Рейни: Мать блюза») посмертно; «Лучшая мужская роль второго плана» — Дэниел Калуя («Иуда и черный мессия»); «Лучшая женская роль второго плана» — Юн Е Чжун («Минари»).
«Суд над чикагской семеркой»/Netflix
В актерских номинациях неоднозначность только в женских ролях: скорее всего, победит Кэри Маллиган («Девушка, подающая надежды»), но еще остались весомые шансы у Виолы Дэвис («Ма Рейни: Мать блюза») и Фрэнсис МакДорманд («Земля кочевников»). Если бы я ставил на это деньги (что в России незаконно), то я бы выбрал Маллиган, но с опаской. Режиссура — однозначно Хлоя Чжао («Земля кочевников»), оригинальный сценарий — «Девушка, подающая надежды», адаптированный сценарий — «Земля кочевников». Вот и весь ваш «Оскар-2021».
Анастасия Гладильщикова
Кинокритик («Профиль»):
— Главный «Оскар» года почти со стопроцентной вероятностью получит «Земля кочевников», и это правильно. Кажется, некоторые шансы все же есть и у «Суда над чикагской семеркой». Прочие варианты будут сенсационны. Немного обидно за «Манка», но это явно не год Дэвида Финчера, если говорить о премиях. Лучшим режиссером должна стать Хлоя Чжао — пора уже второй раз в истории «Оскара» напомнить цисгендерным и преимущественно белым мужикам, что не они одни обладают талантом.
Лучшим актером, скорее всего, посмертно признают Чедвика Боузмана, что, с одной стороны, красиво и заслуженно, с другой — не факт, что так уж верно: все прочие претенденты изначально чувствуют себя в такой номинации статистами. Я бы все же больше обрадовалась за Энтони Хопкинса, сыгравшего в «Отце» одну из своих самых сильных ролей, или за Риза Ахмеда, совершенно поразительного в «Звуке металла».
«Борат-2»/Amazon Prime
Если отталкиваться от наград актерской гильдии, то в женской категории победит Виола Дэвис. Но тогда академики в обеих актерских номинациях поощрят фильм «Ма Рейни: Мать блюза» — небезынтересный, но чересчур театральный и отнюдь не выдающийся. Так что есть ощущение, что дать могут кому-то другому, но тут предугадать сложно. Сама буду болеть в первую очередь за талантливейшую Кэри Маллиган — она давно заслуживает гораздо большего признания. Не расстроюсь, если получит Ванесса Кирби или Фрэнсис МакДорманд. Что касается ролей второго плана, то тут в фаворитах Дэниел Калуя и Юн Е Чжон. Последней я бы все же предпочла Марию Бакалову: корейская бабуля, конечно, огневая, но перед Бакаловой стояла более сложная задача, и справилась она блестяще.
Впрочем, «Борат-2» скорее получит награду за адаптированный сценарий, чем за женскую роль второго плана. Вообще, буду рада любой победе этой картины. Премию за оригинальный сценарий, вероятнее всего, отдадут Эмералд Феннелл с ее «Девушкой, подающей надежды» — буду абсолютно согласна с таким решением. Лучшим иностранным фильмом, понятное дело, назовут «Еще по одной», лучшим анимационным — «Душу», а было бы интереснее, если б «Легенду о волках».
Алексей Филиппов
Кинокритик («Кино-театр.ру», «Искусство кино»):
— Все идет к тому, что основной «Оскар» получит «Земля кочевников», главную мужскую — посмертно Чедвик Боузман, второстепенную — Дэниел Калуя, который если не одним черным мессией, то по сумме последних лет точно наиграл, да и анимационный триумф «Души» наверняка закончится статуэткой. С «Землей», может, как-то просто — фильм уже обнаградили со всех сторон, но будет радостно за Чжао, это действительно большая, актуальная и вечная работа. Instant classic.
С актерами наверняка нас снова ждет буча, кого наградили за мастерство, а кого по «квоте» — но при всем уважении к Хопкинсу и Олдману, про их мастерство мы все знаем, это же не Сталинская премия, чтобы бесконечно давать мэтрам. Поэтому и МакДорманд, надеюсь, переживет без третьего «Оскара» — есть же фантастическая мимика Маллиган или фрагменты Кирби. Юн Е Чжон во второстепенной номинации, наконец, ну или Мария Бакалова. Честно говоря, все эти основные стычки меня интересуют куда меньше анимационной: очень надеюсь прочитать утром, что монополия Pixar примерно на все (даже на злокозненный наш лайфстайл и на «Оскар») будет нарушена с третьей попытки Томмом Муром. «Легенда о волках» — это тоже ода свободе, нарисованная куда свободнее очередного технического прыжка. Так победим.
«Легенда о волках»/Apple TV+
Со списком номинантов на «Оскар» можно ознакомиться здесь.