Творческий тандем режиссера Костаса Марсаана и продюсера Марианны Сиэгэн подарил зрителям в 2016 году триллер «Мой убийца» («Сайсары күөлгэ»), который первым из якутских картин был в списке претендентов на «Золотой глобус» и вошел в каталог Amazon Prime Video. Спустя пять лет они представили мистический хоррор «Иччи», также вошедший в историю Сахавуда — бюджет картины составил порядка 26 млн рублей, что делает ее самой дорогой работой в регионе для независимой студии. Не менее примечателен и тот факт, что к работе над хоррором была привлечена московская команда кинематографистов, приехавшая в Якутию с несколькими тоннами техники.
Так, оператором выступил Леонид Никифоренко, художником — Дарьяна Гизатулина. Оба принимали участие в съемках короткометражных проектов, и работа над «Иччи» стала одной из первых в полном метре. За сценарную часть отвечали Олег Богатов («Красный призрак»), Тема Золотарев («Солдаут») и Павел Полуйчик («Красный призрак»), в монтаже участвовал Егор Чичканов («Елки последние», «И снова здравствуйте!»), а за водную сцену отвечал Григорий Яблочников — известный подводный оператор-постановщик. Правда, эта сцена снималась уже в Москве после основного этапа съемочного процесса.
Синопсис фильма гласит, что семья в сельской глуши сталкивается со сверхъестественным. Внутрисемейные разборки отходят на второй план, так как выживание в приоритете. Им не от кого ждать помощи. Но станут ли они победителями в неравной схватке?
В день выхода трейлера многие зрители были уверены в том, что «Иччи» последует по пути своих «старших братьев» — «Астрала», «Паранормального явления», «Заклятия» и других американских хорроров, однако, по мнению Якутского-Саха информационного агентства (ЯСИА), вышла совсем другая картина:
«Создатели, можно сказать, схитрили и смогли удивить многих зрителей, включая и нашего корреспондента. Дело в том, что „Иччи“ невозможно назвать хоррором в том смысле, в котором принято его воспринимать. В нем нет обилия крови или внезапно возникающих силуэтов с рогами и клыками, кричащих „Мое!“. И тут многие могут задаться вопросом: страшный ли фильм? Безусловно. Страх он внушает. Зрители постепенно начинают погружаться в тревожную и гнетущую атмосферу от осознания приближающегося кошмара».
В то же время ИА «Sakhalife» заострило внимание на режиссерских приемах Костаса Марсаана — неспешные зарисовки и «шаманский» монтаж, вовлекающий в мистический мир:
«Вначале есть идиллия из неспешных бытовых зарисовок, которая тягуче перерастает в кошмар, на самом деле всегда присутствующий в жизни в скрытом виде. Эту историю нельзя воспринимать рационально. Сюжетные повороты граничат с психоделикой, напоминают поток сознания Джойса и интуитивный монтаж Дэвида Линча. Не случайно с легкой руки одного видеоблогера монтаж Костаса Марсаана назвали „шаманским“».
При этом многие утверждали, что фильм не займет место в сердцах молодой аудитории, выросшей на киноэпосах Marvel и DC. Такого же мнения придерживается известный в Якутии журналист и автор сборника «Страшные истории Якутии» Дмитрий Михайлов. Именно его книга послужила главным источником вдохновения для создателей хоррора:
«Не знаю, как отреагирует широкая публика: с одной стороны, снято добротно и актеры играют хорошо, с другой — хитросплетения повествования могут оказаться сложными для „попкорновой“ аудитории».
Фильм-долгострой, который наконец-то добрался до зрителей. Первая его часть была снята еще в 2015 году, но финансовые сложности, смена исполнителя главной роли и смерть режиссера Аркадия Новикова вынудили съемочную команду приостановить производство до 2018 года. Затем шел долгий процесс постпродакшена, который был сложнее за счет наличия большого объема спецэффектов, что редкость для якутского кино (около 70% сцен были сняты на зеленом фоне).
Тем не менее картина вышла и полюбилась зрителям. Не только в Якутии, но и в других регионах страны. Так, «Рядовой Чээрин» является самым популярным фильмом на канале «Watch. Русское кино» с 12 млн просмотров, а на «Кинопоиске» имеет оценку 7,2. При этом бюджет фильма составляет всего 5,5 млн рублей.
«Сюжет понятный, интересный, все в меру, смотреть одно удовольствие. Фильм душевный, о силе духа, о воле к жизни, о дружбе», — высказался премьер-министр Якутии Андрей Тарасенко.
Его поддержала экс-мэр Якутска, ныне депутат Госдумы Сардана Авксентьева:
«Я избегаю всячески смотреть кино про войну, потому что мне всегда больно, через себя все это переношу, тяжело эмоционально на это смотреть. Я сегодня пришла [на спецпоказ], потому что хотела это посмотреть, увидеть. И что получилось — это здорово».
«Если не тянуть кота, как говорится, за одно место, то фильм, если честно, на 3++ и то тройка и плюсики чисто за то, что кино якутское. Но в принципе не все так плохо. Сам сюжет довольно интересный (даже захотелось прочитать рассказ-первоисточник), в самом начале неплохая графика», — отмечает зритель.
Он же добавляет, что большое разочарование вызвала актерская игра:
«Что больше всего огорчило, так это игра актеров. Вернее, ее (игры) отсутствие: более-менее хорошо сыграл только „лейтенант Лобода“, но и то, если говорить честно, это только по сравнению с остальными „актерами“, даже главный герой играл немного деревянненько».
Романтическая драма «Потанцуй со мной» («Миигин кытта үҥкүүлээ») от режиссера-дебютанта Никандра Федорова хоть и не стала кассовым хитом при бюджете около 1,5 млн рублей (треть — собственные средства постановщика), но нашла отклик среди части зрителей. Как признавались коллеги по цеху, некоторые выходили из зала с опухшими от слез глазами. Сюжетно фильм сосредоточен на истории молодого парня Нюргуна (Айтал Слепцов), который с детства влюблен в Сайсары (Саина Иванова). Однако ему не хватает решительности признаться в своих чувствах. Проходят годы, они уже повзрослели, и судьба дарит им шанс. Воспользуются ли они подарком, пока не поздно?
Многие, впрочем, фильм ругали за простоту сценария. Киноэксперт Альбина Данилова не согласилась с такими высказываниями:
«Фильм зрительно воспринимается как лирическое настроение, романтическое путешествие в трепетный мир детства и юности, возврат в то неповторимое состояние влюбленности, когда тебе было совсем мало лет. В таком жанре сюжетные интриги и тяжелая драматургия излишни. К тому же и название фильма „Миигин кытта уҥкуулээ“ звучит как приглашение к танцу со своим внутренним миром, душой, памятью».
Пользователь одного популярного якутского портала отметил, что фильм лучше ранее упомянутого «Рядового Чээрина»:
«В целом фильм довольно-таки неплох. Немного, на мой взгляд, наивен. Немного, опять же по моему мнению, утрирован, немного американизирован, но в целом довольно-таки целостен».
Первый якутский истерн вышел в ноябре прошлого года и стал вторым самым дорогим фильмом в истории якутского кинематографа — его бюджет составил 13 млн рублей. В картине молодого режиссера Петра Хики Стручкова, основанной на рассекреченных документах времен Великой Отечественной войны, рассказывается о противостоянии отряда НКВД с бандой отморозков, грабящих золотые прииски и терроризирующих деревенских жителей.
В первую очередь многие зрители отметили красивые кадры, за которые отвечал известный оператор Иван Семенов («Пугало», «Костер на ветру», «Агент Мамбо»). Во-вторых, актерский состав и работу композитора Моисея Кобякова, чья музыка увеличивала эффект от происходящего в разы, заставляя вспотеть в напряженные моменты. Но, как отметил телеграм-канал «Киинэ Кэмэ, Рон!», сценарий получился обезличенным:
«Весь центр внимания сместили на саму историю. Конечно, она важна, но ведь без ярких персонажей любая история начинает меркнуть со временем. Мы как будто посмотрели документальный фильм, только закадрового голоса не хватало. Не хватило историй, терзаний и конфликтов. Были довольно неплохие эпизоды, когда основные персонажи, которых играют Аскалон Павлов и Петр Баснаев, выдавали реально хороший задел, но после… он так и оставался заделом».
При этом автор телеграм-канала говорит, что фильм получился достойным и смелым со стороны создателей:
«В целом фильм весьма смелый и показывает другую сторону войны, без прикрас. У медали, как говорится, две стороны, и в отечественном кино показывают только одну часть. Это очень сильно привлекает».
По мнению ИА «Sakhalife», фильм служит иной цели — героизации НКВД:
«Почитание сотрудников НКВД, стоящих за расстрелами тысяч людей, выходит на уровень неоправданной героизации. А образы дезорганизованных, заплутавших в тайге оленеводов, наоборот, демонизируются до уровня врагов народа и агентов японской разведки».
Один из зрителей в своем блоге остался под большим впечатлением от фильма и некоторое время не мог поверить, что «Холодное золото» снято якутскими кинематографистами:
«Радует подлинность костюмов и реквизитов фильма. Якутские кинематографисты не часто балуют нас в этом отношении. В нашем случае это может быть вид избы, обычный стол, старый разбитый карабин, курумуу и доха на Ханда и т.д. Они выглядят как настоящие. Чувствуется тщательность подготовки».
На десерт мы оставили один из самых титулованных якутских фильмов. Снятая Дмитрием Давыдовым драма «Пугало» о деревенской знахарке и ее взаимоотношениях с местными жителями, получила Гран-при «Кинотавра-2020» и ряд других наград, в том числе зарубежных. Если в других регионах картина была обласкана публикой, то в Якутии зрители разделились на два лагеря:
«Фильм не понравился. Якуты, а иже с ними все якутяне, показаны как какие-то жестокие, бессердечные, циничные люди, а республика — как глубоко депрессивный регион, где водку прямо из горла глушат даже женщины, к тому же обладающие мощной природной мистической силой, где царит криминал, где полные мрак и безысходность… Теперь, кажется, становится понятно, почему вдруг прилетала Собчак», — цитирует одного зрителя местный телеграм-канал «PRyanаya Якутия».
«Наконец-то посмотрел расхваленный и распиаренный фильм «Пугало»... Народ, вам серьезно понравился этот трешак? Менталитет Саха не только не раскрыт, но и опошлен, извращен и искажен до неузнаваемости. В общем, „не верю“ в каждом кадре», — цитирует тот же телеграм-канал уже другого зрителя.
«Гран-при такому фильму — это набор нелепых случайностей. Жюри в погоне за креативным выбором начало сходить с ума, уже не знают как отличицца. Довольно креативной им показалась якутская деревня, ради ее необычных видов решили дать высокую оценку якобы глубоким смыслам», — пишет один из пользователей популярного портала.
Полярную точку зрения выразил известный якутский дизайнер Петр Яковлев, который остался доволен фильмом:
«Сам фильм оставляет приятное „послевкусие“. Во время просмотра эмоции переполняли: в начале было интригующе, потом как-то наскучили все действия, потом появилось отвращение, затем появился интерес и в конце охватил восторг. Как сказали друзья, именно такая гамма эмоций должна быть от арта — испытание всех чувств. И это победа режиссера и всей команды».
Другой зритель отмечает, что якутское кино осилит не каждый зритель. Многие фильмы по тематике и атмосфере сродни работам Алексея Балабанова или его последователя Юрия Быкова, они не предназначены для уютного вечера с попкорном:
«Фильмы вроде „Пугала“ или даже «Текста» — это те фильмы, которые ты будешь прокручивать в голове еще много раз, вспоминая сцены, которые хочешь забыть. Поражает то, что фильм с небольшим бюджетом может задеть настолько глубоко».