Москва
«Университет детей» Политеха: как ученые превращают детские вопросы в научные исследования
Семь лет в Политехническом музее в Москве ребенка можно записать в «Университет детей» — на занятиях ученые, популяризаторы науки, превращают детские вопросы в научные исследования, вместе с детьми от 7 лет проводят опыты, эксперименты, выбираются в город, исследуя, как работают депо, химчистки, мусоросжигательные фабрики, зоопарк и другие места. Мы поговорили с исполнительным продюсером проекта сотрудницей музея Оксаной Здобниковой и выяснили, чем «Университет» отличается от школы, как влюбить ребенка в науку и на какой детский вопрос ученые не смогли ответить.
23 января 2020

— Как появилась идея организовать «Университет детей»? 

Проект существует уже седьмой год. Формат неоригинальный, его придумали наши польские коллеги. Ученые вузов по выходным проводили лекции — на них рассказывали про науку, адаптируя сложные научные темы для детей. В таком формате проект продолжает существовать в Польше и некоторых других странах. А в России в нашем «Университете детей» есть свои «региональные» особенности. У нас появилось деление на направления: «Энергия» (7–8 лет), «Импульс» (9–10 лет), «Динамика» (11–12 лет), «Векторы» (13–14 лет). Откуда взялись эти деления? В каждом возрасте свои особенности восприятия информации и развития ребенка. Мы выстраиваем программу каждого направления с учетом этих особенностей, делаем наиболее доступной и интересной для детей.

— Сколько детей учится в «Университете»?

Ежегодно у нас учится 900 детей. Соответственно, за 6 лет работы мы выпустили около 5000 студентов.

— Кто преподает у вас?

Поскольку цель проекта — развитие любопытства к окружающему миру и знакомство различными науками, мы привлекаем к работе самых разных ученых и экспертов. С нами работают и лингвисты, и специалисты по метеорологии, и химики, и физики, и нейробиологи, и антропологи, и филологи, и многие другие. Например, наше старшее направление «Векторы» занимаются с микробиологом на биофаке МГУ — в настоящих лабораториях делают опыты, выращивают бактерии, которые поедают нефть. Мы отталкиваемся от детских вопросов, думаем, какой специалист и через какое научное направление сможет максимально раскрыть необходимую тему, исходя из этого выбираем разных экспертов.  

— Как ученые отвечают на сложные вопросы так, чтобы дети все поняли? 

Всем ученым в подготовке занятий ассистируют продюсеры, которые есть у каждого направления. Роль продюсера — помочь ученому разработать занятие с учетом возрастных особенностей ребенка и адаптировать информацию под восприятие юных студентов. Мы уходим от громоздкой научной терминологии и от формул, которые снижают усвояемость информации у детей. Ученые не «сражаются» один на один с адаптацией тем, им во всем помогают наши продюсеры.

— Случается ли, что ученые не могут ответить на вопросы детей? 

Естественно, в работе мы иногда сталкиваемся с подобным. На первом этапе, когда мы высылаем вопрос ученому, иногда может возникнуть некий ступор. Ученые сразу задают вопрос: «А кто мои студенты?» Мы отвечаем, что это будут дети от 7 до 8 лет, и иногда специалист говорит, что не знает, как столь юным ученикам объяснить тему. В такие моменты мы думаем вместе, как это можно раскрыть ребенку, какие опыты стоит использовать, как сделать эту информацию интересной и легкой для восприятия. После этого ученые убеждаются, что смогут ответить на все вопросы детей, и спокойно соглашаются провести занятие.

— Где проходят выездные занятия «Университета»? И что вы делали на занятии в химчистке? А в депо? 

Все зависит от темы исследования. «Векторы» занимаются в лабораториях биофака МГУ, и у них было выездное занятие на мусоросжигательной базе в Котляково — тогда мы отвечали на детский вопрос «Почему мусор не сбрасывают в вулкан?». Там студентам рассказывали, как происходит переработка мусора, и объяснили, что сбрасывание отходов в вулкан не решит экологических проблем. Также наши студенты направления «Реставрации» занимались в настоящих реставрационных мастерских Музея архитектуры имени Щусева. Ребята работали над фресками, изучали реальные технологии, пользовались теми материалами, которыми пользуются профессиональные реставраторы. Если тематика нашего занятия предполагает освещение вопроса через внешнюю площадку, то мы всегда стараемся использовать эту возможность.

В депо мы ездили узнавать, как устроены «Ласточки» и «Стрижи» и почему они так быстро «ходят». Сотрудники рассказывали обо всех интересных деталях рабочего процесса.

В химчистке мы отвечали на детские вопросы, почему некоторые вещи мы отдаем в химчистку, а не стираем дома? Пытались узнать, какие соединения используют для очистки вещей. На занятии мы ходили в настоящий рабочий цех, поговорили о химических соединениях и тех свойствах, которые позволяют некоторым из них удалять разные пятна. Мы узнали больше о том, как ученые разрабатывают чистящие средства, чем отличается стиральный порошок от средства для мытья посуды и от средств, используемых в химчистке.

— Что главное в процессе обучения в «Университете»? 

Главная наша особенность — мы действительно отталкиваемся от того, что детям интересно. На все открытые мероприятия с нами всегда путешествует коробка любопытства, в которую каждый ребенок может положить свой вопрос. Из этих вопросов мы собираем большую базу, которая формирует тематику занятий. Все, что изучают в «Университете детей» — это то, что искренне интересно нашим посетителям, потому что родители тоже пишут вопросы для этой коробки. Кстати, для пап и мам у нас есть специальные родительские мероприятия, которые мы проводим 3–4 раза за семестр.

Важно, что мы формируем безоценочную среду: у нас нет оценок и обязательного к выполнению домашнего задания. Задания на дом есть, но они призваны дополнительно простимулировать ребенка, если его увлекла какая-то тема. В конце каждого семестра у нас проходит выставка проектов. И там тоже нет оценочной системы и призовых мест, мы не стремимся сравнивать детей и их достижения, называя кого-то лучшим, а кого-то аутсайдером. Мы считаем, что вклад каждого ребенка в силу его интересов и способностей очень важен. Главное для нас, чтобы у детей формировался кругозор, и они понимали, как работает научный метод и что задавать вопросы, узнавать что-то новое и сомневаться в исследованиях — это здорово. Построить именно такое восприятие — наша главная цель.
— Какие самые интересные, масштабные проекты создавали студенты «Университета детей»? 

Год назад у нас была потрясающая модель Солнечной системы с аудиогидом, которую сделала студентка нашего самого младшего научного направления. Это была коробка, в центре у нее горела лампочка, служившая Солнцем, а вокруг него были нарисованы планеты. Внутри коробки лежал телефон с наушниками, в которых проигрывалась запись голоса нашей студентки, где она рассказывала, как устроена модель Солнечной системы. Этот проект произвел фурор.

Последняя выставка проектов у нас была перед праздниками — 22 декабря 2019 года. Там был невероятный проект студента направления «Импульс», которого очень вдохновило занятие про то, как устроены мосты. На выставку он принес самый настоящий трехуровневый мост со сваренным из металлических деталей каркасом. На первом этаже едут поезда, на втором — автомобили, а третий предназначен для велосипедистов и пешеходов.

Одна студентка сделала увлекательное исследование «Работает ли магия». Она взяла на вооружение методы социологии, разработала специальную анкету и провела опросы среди своих одноклассниц, сделав репрезентативную выборку. Таким образом она выясняла, какие суеверия и приметы работают, а какие нет. Вывод заключался в том, что магия работает для тех, кто в нее верит.

— Дети на занятиях могут спорить с преподавателями? 

Конечно! Если у детей есть возражения и вопросы — это для нас главный индикатор их интереса и погруженности в тему. Хуже, когда они молчат. Чем больше вопросов и споров, тем лучше. А еще всех, кого лекция зацепила, мы приглашаем в дискуссионный клуб, где продолжается живое обсуждение темы с ученым-модератором.

— Почему в вашем «Университете» интереснее, чем в школе?

Сами наши студенты говорят, важно, что у нас можно спорить и задавать вопросы. Многие дети отмечают, что в школах, как правило, больше времени закладывают на объяснение темы, а на вопросы от детей его почти не остается. Ведь перебивать школьного учителя во время урока нельзя. А если школьнику дают высказаться, то это зачастую в формате «добро пожаловать к доске». Мы поощряем именно живую дискуссию и живое общение.

Также детям нравится, что мы не ставим оценок и нет домашних заданий. Дети не измучены необходимостью что-то постоянно дополнительно делать. Они делают только то, что им интересно: выбирают сами занятие и понравившиеся темы, а на выставке проектов могут реализовать собственные идеи, а не те, что им навязали согласно образовательной программе.

 

Мы попросили Оксану выбрать еще 3 проекта, которые создали выпускники «Университета детей».

Проект летающей инвалидной коляски

Автор предлагает поставить датчики на коляски, застелить пандусы специальным материалом (активируется датчиками на коляске), который позволяет коляске взлетать над пандусом и подниматься/спускаться без применения физической силы. Для управления коляской нужно будет просто наклоняться в нужную сторону.

Кинетическая (вращающаяся) модель торнадо из ваты с мотором и курицами внутри

Модель конической правильной формы, как торнадо, корпус из проволоки и обшивка из ваты. Есть мотор, который вращает торнадо. Внутри — игрушечные курицы, которых затянуло в эту зверскую воронку. Подставка под модель имитирует равнинный ландшафт.

Модели биомедицинских препаратов

Можем ли мы применять технологию восстановления плоского червя для лечения людей с ожогами и переломами? На занятиях студенты побывали в лабораториях медицинского центра МГУ, где узнали о возможностях живых организмов восстанавливать поврежденные ткани и целые потерянные органы. Они разобрались, почему запрещено клонирование человека и какие клетки, ткани и даже органы уже можно «выращивать» для лечения людей. В рамках итогового проекта студенты придумали, как использовать природные механизмы регенерации и обновления живых клеток для лечения человека и решения других задач: от создания искусственных органов до заселения других планет гибридными организмами. Они разработали модели настоящих биомедицинских препаратов: описали их особенности и назначение, технологические этапы получения и контроля качества, риски производства.

Записаться на занятия можно на сайте Политеха.