Все развлечения Москвы
«Студебекер» и «горбатый»: почему надо идти в автомузей «Моторы Октября»
Новый и блестящий автомузей «Моторы Октября» открылся на заводе «Кристалл» всего лишь в начале лета, но уже в эту субботу презентует новые залы и расширенную коллекцию. Идти туда надо. Невероятной красоты машины, душевные экскурсоводы и возможность погулять или проехать на ретроавто по территории одного из самых незаезженных культурных кластеров города всего лишь несколько причин. Об остальных мы спросили Главного хранителя музея Анну Краснову.
18 сентября 2019

Как собиралась и выбиралась ваша коллекция?

В мире много людей, которые любят что-нибудь собирать. Кто-собирает марки, кто-то монеты, некоторые коллекционируют ретроавтомобили. Полюбив старые авто, коллекционер выбирает себе тему для коллекционирования. 

Один собирает американские «кадиллаки», другой — советские «москвичи». Тут многое зависит от материальных возможностей и фантазии человека. Таких энтузиастов достаточно много, и у нас в стране ими собрано большое количество интересных автомобильных коллекций. 

Цель нашего музея собрать в одном месте самые интересные ретроавтомобили из частных коллекций и на их примере рассказать  истории мирового автомобилестроения. Поэтому ни один автомобиль не выбран для нашей экспозиции случайно — каждый дополняет общую картину 130-летней истории автомобиля. 

Если говорить о том, как собиралась наша экспозиция, то в основу была положена коллекция ретроавтомобилей и вспомогательных экспонатов руководителя автомузея — Дмитрия Октябрьского. Кроме того, значительная часть экспозиции — это уникальные автомобили частных коллекционеров-единомышленников, которые любезно предоставили автомузею лучшие автомобили из своих коллекций.  

Расскажите про новое пространство, которое открывается 21 сентября. Что необычного и удивительного ждать?

21 сентября 2019 года автомузей значительно расширяет выставочное пространство и открывает для посетителей несколько новых экспозиций. В новых залах посетители смогут углубиться в американскую автомобильную историю, разобраться в особенностях советской автомобильной жизни. Мы попытались проследить закономерности развития автомобильного дизайна в мире. Благодаря расширению музея стало возможным выделять специальные пространства под определенную эпоху. Погружение в историю осуществляется благодаря тематическим инсталляциям, которые передают дух и настроение прошлой жизни.  Особенно это удалось в экспозиции, посвященной советскому автопрому.

Чем ваш музей отличается от подобных? Например, от музея «Московский транспорт»?

Во-первых, наш музей частный. В отличие от ММТ мы не имеем государственного финансирования. 
Во-вторых, на сегодняшний день мы единственный в Москве крупный музей ретроавтомобилей. У нас в экспозиции нет образцов военной техники, нет городского транспорта. Даже мототехника является лишь дополнением к уникальной коллекции ретроавтомобилей нашего музея. 

Зачем вообще нужен автомузей? Все же можно посмотреть на картинках в книжках или на YouTube. У вас можно что-нибудь потрогать? Покататься на чем-нибудь?

Сегодняшнее информационное поле настолько велико, что информацию можно черпать откуда угодно. Многое можно узнать из интернета, книг или посмотрев телевизор. Но вот почувствовать что-либо с помощью интернета вряд ли удастся. Телевизор не заменит живое впечатление от увиденного в картинной галерее или услышанного в концертном зале. 

Эмоции — вот зачем люди идут в музей. В автомузее можно насладиться удивительной красотой дизайна ретроавтомобилей начала ХХ века, посидеть в салоне старенького «москвича» и почувствовать его ни с чем не сравнимый запах. Желающие могут покататься на настоящей «победе» по обширной территории бывшего завода «Кристалл». Есть даже специальный тренажер со звуками моторов. 

Каких машин у вас больше, отечественных или иностранных? 

Поскольку основная тема экспозиции автомузея — это история мирового автомобилестроения, то у нас больше американских и европейских машин. Отечественное автомобилестроение мы рассматриваем как отдельное направление, и ему посвящен целый зал музея. 

А они ездят?

У нас в автомузее более ста раритетных автомобилей. Большинство из них, что называется, на ходу. Они участвуют во всевозможных исторических ралли, ретропробегах и т.д. Ретроавтомобиль — это не только экспонат, но и средство передвижения. На нем можно и нужно ездить!

А девочкам нравится в вашем музее? Или только мальчикам? 

Любовь к автомобилям — это какое-то внегендерное явление. Посмотрите, как много девушек сейчас с удовольствием водит машины! Кроме того, в своей экспозиции мы делаем акцент не столько на технические детали, сколько на историю автомобильных марок, рассказываем о знаменитых личностях автомобилестроения.

Расскажите самую интересную историю про самую интересную машину.

Почти каждая машина в нашей экспозиции имеет свою интересную историю.  Вот, к примеру, автомобиль фирмы «Студебекер» «Золотой ястреб». Создание внешнего вида этого автомобиля напрямую связано со знаменитым дизайнером Раймондом Лоуи. Его называли «отцом промышленного дизайна». Именно он впервые в 1930-е годы придал обтекаемую форму железнодорожным поездам, до этого большинство поездов выглядели старомодно. На счету Раймонда Лоуи знаменитый дизайн стеклянных бутылок Coca-Cola, он разработал новый дизайн упаковки сигарет Lucky Strike, логотип компании Shell, консультировал NASA в разработке американской орбитальной станции, принимал участие в разработке интерьера самолета «Конкорд» для Air France и т.д. 

Раймонд Лоуи сотрудничал со «Студебекер», не только разрабатывая фирменный стиль компании, но и принимая участие в работе над дизайном автомобилей. Не случайно легковые «cтудебекеры» отличались от машин знаменитой автомобильной тройки GM, Ford, Chrysler. В автомузее вы можете углубиться в историю промышленного дизайна, сравнивая автомобили разных производителей и прослеживая закономерности развития автомобильного дизайна.

В основе истории автомобилей лежит прежде всего история отдельных компаний, корпораций и просто людей — создателей машин. В автомузее вы познакомитесь с основоположниками автомобилестроения — Карлом Бенцем и Готтлибом Даймлером (создателем «мерседеса»). Почти одновременно они запатентовали свои изобретения, которые были признаны первыми автомобилями. Известно, что они жили в Германии в ста километрах друг от друга и ни разу не встречались. Их компании объединились в 1926 году, так возник знаменитый «Мерседес-Бенц». В автомузее вы можете рассмотреть спортивный автомобиль «Бенц-8 Спорт» 1912 года. В его названии еще нет слова «мерседес». 

Среди американских автомобилей всегда выделялись две компании автомобилей класса люкс: «Кадиллак» корпорации «Дженерал Моторс» и «Линкольн», принадлежащий корпорации «Форд». Знаете ли вы, что обе компании с разницей почти в десять лет создал один человек, имя которого никому неизвестно, — Генри Лиланд? Его девизом было: «Качество прежде всего». К сожалению, он просто не удосужился назвать своим именем созданные компании.  

Очень много можно рассказывать о советских автомобилях. К примеру, почему первая модификация «Волги» называлась «Волга со звездой», почему «Запорожец-965» дразнили «горбатым». У нас есть неплохая коллекция правительственных лимузинов советской эпохи.

Музей сейчас — это почти всегда немного больше, чем музей. У вас есть какие-то интересные программы, помимо экспозиции? Мастер-классы? Обучающие кружки? Библиотека? Возможность отпраздновать детский день рождения?

Действительно, музей в наши дни является неким культурным центром. Автомузей не исключение. В сентябре мы приняли план работы музея на год. Следите за нашим сайтом, вся информация о мероприятиях автомузея там анонсирована. Надо сказать, что в нашем музее очень комфортная обстановка. Есть конференц-зал, где мы проводим самые разные мероприятия, отличное кафе, хорошая библиотека и сувенирный магазинчик с эксклюзивной продукцией. 

Купить билеты можно на официальном сайте музея.