«Малыш-каратист» (1984) / Columbia Pictures/Getty Images
Сходства и различия: По большому счету «Малыш-каратист» — это «Рокки» для подростков, и дело не только в том, что их снимал один и тот же режиссер Джон Дж.Эвилдсен. Оригинал, а позже и ремейк, является классической историей о преодолении себя, о физической и моральной силе, иллюстрированной через спорт, но вместо раскачанных спортсменов здесь щуплые юноши. В «Малыше-каратисте» главный герой — подросток (Ральф Маккьо), который переезжает из Нью-Джерси в Калифорнию, где становится объектом насмешек местных хулиганов из спортивной школы «Кобра Кай». Чтобы исправить ситуацию и постоять за себя, он начинает тренироваться под присмотром японского мудреца, мистера Мияги (Пэт Морита), у которого есть пара козырей в рукаве. Не стоит ожидать от картины Эвилдсена динамичности, присущей другим фильмам схожего жанра, так как львиная доля хронометража здесь уделяется трудностям подростковой жизни и переходного возраста, но оторваться от просмотра все равно невозможно — каждый из нас переживал этот непростой период в жизни.
«Каратэ-пацан» (2010) / Jasin Boland/CTMG
В ремейке «Каратэ-пацан» Джейден Смит (ничего удивительного — его родители спродюсировали фильм, а потом и «Кобра Кай» — сериальный сиквел оригинального «Малыша-каратиста»), играющий главную роль, эмигрирует со своей матушкой из Детройта в Китай, и изучает он, соответственно, не карате, а кунг-фу под чутким руководством Джеки Чана, персонажа которого зовут Хан. Фильмы в целом похожи как две капли воды (некоторые сцены едва ли не абсолютно идентичны), просто вышли они с разницей в 26 лет. Как в «Малыше-каратисте», так и в «Каратэ-пацане», противопоставляются боевые философии: если у Мияги и Хана они основаны на принципах ненасилия и дзена, то у их противников из школ «Кобра Кай» и «Дерущиеся драконы» царит сплошной милитаризм. В обоих фильмах герои проходят необычные тренировки — в классике Маккьо моет автомобили и балансирует на лодке, в ремейке Смит часами снимает и надевает обратно куртку на вешалку. Также выделяются драматические судьбы мистера Мияги и мастера Хана (Морита даже получил номинацию на «Оскар» за роль второго плана). И, конечно, финальные сражения в картинах 1984 и 2010 годов в равной степени драматичны, особенно в эпизодах, где поверженные противники лично вручают победителям награды. По итогу обе ленты смотрятся с удовольствием — это один из тех редких случаев, когда ремейк ничем не хуже оригинала.
Что круче: не будем сталкивать фильмы лбами, потому что они оба хороши в своих жизнеутверждающих посылах.
«Кикбоксер» (1989) / The Cannon Group
Сходства и различия: «Кикбоксер» пользуется заслуженной славой в череде фильмов про боевые искусства, и классикой он стал не только благодаря знаменитому пьяному танцу Жан-Клода Ван Дамма, обретшему вторую жизнь благодаря «Патимейкеру» Пики. По сюжету братья Слоун (Деннис Алексио и Ван Дамм соответственно) отправляются в Таиланд на турнир боевых искусств, где персонажа Алексио с особой жестокостью калечит местный боец Танг По (Мишель Кисси), поэтому его брат берется отомстить. Впрочем, этот драматический конфликт — к счастью, лишь оболочка, и картина концентрируется на тренировках и сражениях под композиции Стэна Буша. И если в оригинале «брюссельский мускул» набирал форму под присмотром наставника-мудреца, то в ремейке он сам освоил тренерское ремесло и выступил учителем для Курта Слоуна (Ален Мусси). Кстати, главного героя «Кикбоксера» вообще не должно было быть в «Возмездии», его место изначально занимал Тони Джаа, неожиданно покинувший проект.
«Кикбоксер: Возмездие» (2016) / Headmon Entertainment and Productions
Лента 2016 года придерживается того же сюжета с местью, но есть и точечные различия. Во-первых, в оригинале Курт и Эрик всегда были вместе, а в ремейке находятся порознь, но это сюжетно обосновано. Во-вторых, в «Возмездии» одного из братьев убивают, а не калечат — делает это все тот же Тонг По в исполнении Дейва Баутисты. В-третьих, в оригинале все сражения проходили официально, а в новой версии — подпольно. Из различий еще следует отметить невзрачное, в сравнении с оригиналом, музыкальное оформление, но зато в ремейке появилось множество бывших чемпионов UFC, равно как и качественных сражений. Также в «Возмездии» появились криминальные акценты, о чем в классическом «Кикбоксере» речи не шло. Но вот по части юмора ремейк кратно уступает оригиналу. Чтобы задобрить фанатов первоисточника, создатели «Кикбоксера: Возмездие» добавили интересные камео и знаменитый танец, но это не принесло им много очков — их кино получилось менее душевным и теплым.
Что круче: конечно, оригинальный «Кикбоксер» — его можно пересматривать десятки раз, а для «Возмездия» достаточно и одного.
«Уличный боец. Последняя битва» (1994) / Capcom Entertainment
Сходства и отличия: «Уличный боец» 1994 года представляет собой прекрасную коллаборацию между студией Universal, компанией Capcom и Жан-Клодом Ван Даммом, при синхронизации которых случился неплохой девяностнический боевик, при этом совершенно не обязательно знать, что это экранизация культовой видеоигры Street Fighter 2. Сеттинг фильма оформлен в азиатском стиле с весьма странными фантастическими элементами: где-то в Индокитае диктатор Байсон (Рауль Хулиа) захватывает власть, и миротворцы ООН во главе с Ван Даммом пытаются его свергнуть.
«Стритфайтер» (2009) / Capcom
Что касается ленты 2009 года со звездами «Американского пирога» (Крис Кляйн) и «Зеленой мили» (Майкл Кларк Дункан), то она движется скорее в сторону драмы с неплохими детективными элементами, без хаотичной борьбы всех против всех. Это история становления и мести, заметим, девушки (Кристин Кройк, звезда «Тайн Смолвиля»), пытающейся познать себя и свое прошлое, попутно спасая отца из рук все того же Байсона (Нил Макдоноу). Кстати, злодей — общая черта «Уличных бойцов», но если в оригинале он выглядит как футуристичный клишированный антагонист, то в ремейке представляет собой вылизанного работника ближайшего офиса, да и цели его куда более приземленные: подчинить преступные группировки. В целом «Стритфайтер» — более осмысленное, в сравнении с предшественником, кино, и если в первом фильме множество перестрелок, но мало боевых искусств, то во втором ситуация диаметрально противоположная с креном в сторону боевой хореографии (и даже спецэффектов!).
Что круче: первый фильм является прекрасным представителем олдскульных боевиков, но предпочтение отдадим все же второму.
«Смертельная битва» (1995) / New Line Cinema
Сходства и различия: Сложно экранизировать видеоигру с обширной историей, смысл которой сводится к аркадным дракам, поэтому перед режиссерами Полом У.С.Андерсоном и Саймоном МакКуойдом стояла крайне непростая задача. Конечно, новый «Мортал Комбат» имеет несколько очевидных преимуществ перед собратом из девяностых, связанных с эволюцией технологий: спецэффекты, костюмы, боевые сцены выглядят намного зрелищней, чем в классическом фильме. Кроме того, согласно правилам экранизаций последнего времени завезли и фансервис: зритель, знакомый с игровым процессом, обязательно оценит несколько отсылок и подмигиваний в сторону игры. Подобными фишками «Смертельная битва» похвастать не может. Обращаясь к обширному пантеону персонажей, стоит сказать, что у Андерсона трио Соня, Джонни Кейдж и Лю Кан держалось на равных правах, в отличие от новой экранизации, где базисной все же является история Коула Янга (в игровой вселенной вообще отсутствующего), а надстройкой — все те же Соня, Лю Кан плюс Джекс, Кунг Лао и Кано. И если в старом фильме способности персонажей не имеют мистической подоплеки, то в новом они появляются благодаря магической силе — аркане.
«Мортал Комбат» (2021) / Mark Rogers/Warner Bros. Pictures
Дает о себе знать и разный возрастной рейтинг: 12+ и 18+. Детище МакКуойда возводит жестокость и насилие в абсолют, у Андерсона в этом плане все было более приземленно. Касаясь мифологии игрового мира, фильм 2021 года пытается объяснить неосведомленным зрителям, что к чему, большими кусками хронометража, в то время как лента 1995 года рационально ограничивалась лишь парой фраз лорда Рейдена, лаконично объясняющих происходящее. Наконец, классика начинается с легендарной композиции из игры, а в ребуте знакомые мотивы появляются ближе к финалу и то как-то рвано. По сути, картина МакКуойда находится в заведомо выигрышном положении из-за шагнувших вперед технологий производства блокбастеров, но в остальном ее позиции смотрятся проигрышно.
Что круче: новый «Мортал Комбат» — гиковская экранизация с неплохим фансервисом, которая, впрочем, рискует быть непринятой фантами, в то время как «Смертельная битва» — культовая классика. Время рассудит, какое место займет новый фильм в пантеоне экранизаций файтинга.
«Теккен» (1998) / ASCii Corporation
Сходства и различия: Чем хороши оба «Теккена», так это тем, что долго не запрягают — хронометраж мультфильма меньше часа, продолжительность ленты Дуайта Х.Литтла тоже невелика, поэтому действие начинается с места в карьер. Сюжет «Теккена» из девяностых строится вокруг истории мести внутри семьи Мисима: Хейхати сбросил своего сына Казуи со скалы, но тот выжил, вырос и одержим местью. Благо, главный злодей владеет навороченным островом, где проходят бойцовские соревнования. Сложно сказать, для кого предназначено это аниме — широкой аудитории или сугубо фанатам, потому что концепция повествования крайне условна, а калейдоскоп персонажей из игры никак не раскрывается. На выходе получается лаконичное аниме с драками, совсем не поражающими воображения, и полным отсутствием музыкального сопровождения. Из интересного можно отметить странных тираннозавров, притянутых создателями за уши непонятно откуда.
«Теккен» (2010) / Warner Bros.
«Теккен-2010» представляет собой антиутопию, где миром правят корпорации, раз в год проводящие турнир «Железный кулак» — одной из таких управляет все тот же Хейхати Мисима (Кари-Хироюки Тагава, Шан Цунг из «Смертельной битвы»). Правда, главный герой здесь не его сын, а Дзин Кадзама (Джон Фу). Плюс полнометражки в том, что она не выглядит дешево: в экшен-сцены вложились по полной, и смотреть ее можно с удовольствием, к тому же под отличный саундтрек, а костюмы персонажей проработаны с оглядкой на видеоигру — чего стоит внешний вид Есимицу (Гари Рей Стернс). Как ни странно, у одноименных лент есть одна общая черта: обнаженка и легкая эротика.
Что круче: по совокупности характеристик предпочтение стоит все же отдать «Теккену» Дуайта Х.Литтла.
«Воин» (2011) / Opulence Studios/Lionsgate
Сходства и отличия: Собственно, главное и ключевое различие между двумя «Воинами» — это их пользовательский рейтинг на киносайтах: у американской ленты он довольно высок, а у отечественной — ниже плинтуса. Фильм Гэвина О’Коннора — пожалуй, самый крепкий представитель из всего нашего списка. Это прекрасно сбитая спортивная драма выбивается из типичной сюжетной канвы тернистого пути к битве с финальным боссом, концентрируясь в первую очередь на сложных взаимоотношениях двух братьев и их отца под меланхоличную музыку группы The National. Картина намного глубже, чем может показаться на первый взгляд — по сути, это история отдельной семьи, показанная сквозь призму смешанных единоборств (поставленных, к слову, очень недурно) c чисто «мужицкой» актерской химией между Томом Харди, Джоэлом Эджертоном и Ником Нолте, ближе к финалу способная даже вышибить слезу.
«Воин» (2015) / «Централ Партнершип»
Отечественный аналог вряд ли может похвастаться чем-то подобным за некоторым исключением. У фильмов идентичный сюжет, где ряд деталей изменен в пользу суровой русской действительности, но в остальном разница велика: топорная драматургия и концептуально отличающийся финал выглядят беззубо на фоне работы американского режиссера. Впрочем, еще одно немаловажное сходство все же есть: обе картины блещут звездными именами в актерском составе. В отечественном ремейке собрался чуть ли не весь свет русского кино: помимо Федора и Сергея Бондарчуков, Владимира Яглыча и Светланы Ходченковой в нашем «Воине» засветился реальный представитель смешанных единоборств Андрей Орловский.
Что круче: «Воин» Гэвина О’Коннора уничтожает своего противника ровно так же, как персонаж Тома Харди соперников на ринге.