Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
13 июля 2022

Шуховская башня и затопленные города: что смотреть на выставке «Мыслящий ландшафт»

Мария Бурова, Дарья Мартыненко
До 21 августа в Музее Москвы проходит выставка более 20 российских современных художников разных поколений: от молодого автора Егора Плотникова до известного нонконформиста Игоря Шелковского. В экспозиции под названием «Мыслящий ландшафт» они осмысляют окружающее пространство и зашифрованные в нем события с помощью живописи, архитектуры, скульптуры, фотографии и видеоарта. Рассказываем об истории и значении некоторых работ.

Роман Головко «Реверсивная гетеротопия», 2022

Гибридная инсталляция по задумке художника восстанавливает историческую справедливость — напоминает о событии, которое, по его мнению, незаслуженно забыли. Речь идет о затоплении и перемещении Ставрополя на новое место в 1950-х годах для строительства Куйбышевского водохранилища. Инсталляция состоит из нескольких частей: скульптур, видеоарта и саунд-арта, а также фрагментов человеческого скелета в черном песке, вдохновленных реальными образами из детства Головко. Во время прогулок с друзьями будущий художник находил на берегу водохранилища кости, которые вымывало на сушу из глубины затопленного города, — сообщения из прошлого спустя много лет стали частью искусства.

Мария Арендт «Шуховские башни на реке Оке», 2011

С этой работы в 2010 году начался проект Марии Арендт «Ткань города». В тот момент много обсуждали снос Шуховской башни из-за аварийного состояния, и художница решила сохранить ее в памяти с помощью вышивки. В этой работе заметен фирменный чувственный взгляд Арендт на канонические архитектурные формы. С помощью мягкости ниток она делает акцент на линейности авангардной архитектуры, а также использует в некоторых работах обрывки старых газет — они становятся связующим звеном между прошлым и настоящим. 

Егор Плотников «В поле», 2021

Произведения Егора Плотникова — новый виток в развитии жанра классического пейзажа XIX века. Своей лаконичностью и эмоциональной сдержанностью его работы продолжают традиции русской пейзажной школы. Однако Плотников «прорезает» их: прерывает классический природный ландшафт незакрашенным фрагментом холста или внезапными изображениями реальных объектов, например, забора, фундамента здания, вышки. Тем самым он объединяет природу и индустриальность, которые часто переплетены в современном ландшафте.

Анастасия Цайдер «Аркадия», 2020

Фотопроект Анастасии Цайдер «Аркадия» посвящен поиску пасторальной идиллии в микрорайонах второй половины прошлого столетия. Она обращается к узнаваемым визуальным образам советской повседневности и использует типовую архитектуру в качестве маркера несбывшейся утопии. Парки и скверы были заложены в план квартальной застройки, но впоследствии оказались заброшены. Запечатленная на снимках дикая растительность выступает свидетелем и иллюстрацией экономических потрясений, произошедших со страной в конце XX века. И в то же время превращает неотличимые прежде друг от друга ландшафты в уникальные.

Игорь Шелковский «Ваза с цветами», 1998

Игорь Шелковский — скульптор, художник-нонконформист, стиль которого сформировался в 1970-е при создании деревянных скульптур и трехмерных композиций в духе конструктивизма. Город и природа в его работах одинаково взаимосвязаны. Представленные на выставке скульптуры художника имеют похожие названия: «Букеты», «Цветы», «Деревья». В каждом из объектов ничего лишнего — только чистая геометрия и застывшая динамика. Так органическое и математическое сливается воедино — в чистую формулу, которую художник предлагает для осмысления ландшафта.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

Мыслящий ландшафт
Видео
Закончилась 21 августа 2022, Музей Москвы

Подборки Афиши
Все