live
Сериалы Мир Еда Магазин DAILY Пикник «Афиши»
Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Армавир
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Ногинск
  • Норильск
  • Нягань
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Контора пишет Кто, как и зачем делает российские независимые лейблы

Как известно, в эпоху новых технологий музыканты могут сами осуществлять коммуникацию со слушателем без всяких дополнительных посредников, тем не менее даже в России, где музыкальная индустрия так и не успела полностью состояться, существуют люди, которые издают немассовую музыку на свой страх и риск (и на свои деньги). «Афиша» выбрала 10 непохожих друг на друга отечественных независимых лейблов и попросила их создателей рассказать, что и почему они делают.

Текст: Григорий Пророков

RAIG

 

RAIG, то есть Russian Association of Independent Genres, — лейбл с десятилетней историей. Здесь выпускаются местные подпольщики с идеями и концепциями: от арт-рока Александра Костарева до гитарных экспериментов Тихона Кубова с Won James Won. Создатели RAIG предпочитают не показывать лиц, что логично следует из общей потаенности издаваемой ими музыки.

 

Игорь Горелый

RAIG

«RAIG ведется усилиями двух человек, весь лейбл. Я его и владелец, и создатель, и администратор. За десять лет мы порядка семидесяти альбомов выпустили. Издать пластинку сейчас, в общем-то, совсем не проблема. Есть проблемы гораздо более серьезные. Пластинку как-то нужно доносить до слушателей. Ее нужно как-то распространять. И как только появляется необходимость дистрибуции, тут же появляется необходимость лейбла, потому что нужна структура, нужны связи, механизмы. Собственно, и до нас самих это не сразу дошло. Только через год, когда до нас дошло, что изданные нами диски лежат-пылятся и никак не распространяются, мы стали как-то институционализироваться.

Лейбл у нас по идеологии своей некоммерческий. Никто из нас не получает никаких денег за то, что мы все эти десять лет делаем. Все, что поступает с оборота, — общая касса артистов. На сто процентов она используется на то, чтобы издавать новые диски. Распространение в сети? Ну, это не музыка. Это, скажем так, гигабайты безликой информации. У нас тема совершенно другая: мы делаем качественные диски для филофонистов, для меломанов, подразумевается, что у человека есть качественное оборудование, акустическая система, которая позволяет ему услышать все нюансы, прочувствовать звук. Я не хотел бы использовать слово «элита», но, в общем-то, мы работаем для избранных. Для тех, кто отдает себе отчет, зачем нужны музыкальные носители.

У нас нет никаких секретарей, продавцов, все очень персонифицировано. Мы намеренно отказываемся от установки каких-то автоматических систем продаж, как на других лейблах бывает, — в корзиночку бросил, тебе робот какой-то ответил. Я лично знаю покупателей, общаюсь с ними, особенно если это касается наших сограждан. Потому что их немного — в России у нас мало музыки покупают. За рубежом гораздо больше.

 

 

 

«Я не хотел бы использовать слово «элита», но, в общем-то, мы работаем для избранных. Для тех, кто отдает себе отчет, зачем нужны музыкальные носители»

 

 

Мы ориентированы на международное сообщество. В этом есть немножко жизненной обсуловленности, немножко идеологии. Когда десять лет назад мы создавали лейбл, то советами и рекомендациями прежде всего помогали люди зарубежные, которые более трепетно и с большим энтузиазмом относятся к таким инициативам. Здесь никто не помогал. Я убежден, что музыка, во всяком случае та, которая меня интересует, не подразумевает каких-то территориальных или национальных границ. Эта музыка должна быть понятна и должна восприниматься слушателями откуда угодно. Азия, Европа, США или Антарктида. Звук — это универсальный язык. Другое дело, что международное сообщество говорит на английском, поэтому с самого начала мы делали все на английском. Первые четыре года сайт вообще был только на английском, российская часть появилась позже.

Если бы винил вообще производили в России, то, наверное, мы бы издавали и винил. Но производства у нас не существует, а заказывать виниловые тиражи в Европе, чтобы потом их ввозить в Россию, а потом отсюда продавать обратно туда, — это бессмыслица. Поэтому мы довольствуемся теми возможностями, которые есть внутри страны. Другой вопрос, что мы часто лицензируем зарубежные лейблы, и вот они уже издают на виниле. Но я лично думаю, что винил — это скорее элемент какой-то современной эстетики, нежели удачный способ донести звук. Винил вторичен по сравнению с компакт-диском, тем более восемьдесят процентов современного винила делается по цифровым носителям.

Мы издаем то, что нравится лично нам. Мне и моему партнеру. Спектр интересов достаточно широк: психоделия, авангард, прогрессив, экспериментальная музыка, электроакустическая музыка, мы много чего издавали. Кто-то демо присылает, кого-то мы сами находим, кого-то друзья рекомендуют. И это не только наши артисты — бывают и американцы, и перуанцы, сейчас вот в ростере есть наши друзья из Сербии. По большому счету RAIG можно свести к четырем основным стилистическим магистралям: психоделия, авангард, прогрессив и экспериментальная музыка. Но формата у нас все равно нет. Меняется наше настроение, меняются и эстетические приоритеты, вместе с этим меняется образ лейбла. Он у нас гибкий, пластичный. То есть принципы у нас есть — но они тоже не являются догмой. Хотя некоторые постулаты мы для себя формулируем. Например, мы хотим издавать музыку, которой, кроме нас, никто из лейблов больше не заинтересуется. Если у артиста есть возможность и деньги опубликовать свою работу самостоятельно — или есть контракт с другим лейблом, — то наш не для него. Мы стараемся поддерживать совсем маргиналов, которым отказано во внимании.

 

 

 

«Если у артиста есть возможность и деньги опубликовать свою работу самостоятельно — или есть контракт с другим лейблом, — то наш не для него. Мы стараемся поддерживать совсем маргиналов, которым отказано во внимании»

 

 

 

То, что у нас выпускаются западные музыканты, показатель того, что мы благополучно в международное сообщество вписались. Зарубежным музыкантам все равно, где территориально находится лейбл, если он свои функции выполняет хорошо. Видимо, мы справляемся, раз к нам много кто обращается оттуда. При этом мы не ориентируемся на имена. Чем известнее артист, чем больше у него изданных работ, тем меньше у него шансов быть изданным на RAIG. Иначе говоря, нам интересно работать с начинающими группами, доводить их до какого-то международного статуса. Вот, например, с нами начинала американская группа U.S. Christmas — они сейчас, я бы сказал, звезды первой величины. Еще один критерий отбора — мы никогда не покупаем лицензии. Всегда оговариваем, что если беремся за какое-то издание, то оно должно быть только нашим.

В России существовать сильно сложнее. У нас в стране отсутствует инфраструктура того социального слоя, для которого работает наш лейбл. Есть массовая культура, а есть андерграунд, и у них совершенно разные механизмы и системы существования. В Европе, США эти два слоя существуют абсолютно параллельно и на равных условиях. В России никакой инфраструктуры андерграунда нет. Нет радиостанции, по которой транслировалась бы некоммерческая музыка, нет журналов, которые бы о ней писали. Все отдают приоритет коммерческим артистам, потому что на этом зарабатывают деньги. Понять это можно, но альтернативной структуры у нас в стране нет, поэтому, конечно, тяжело. Собственно, это объективная мотивация нацеливаться на заграницу. Потому что там та музыка, которую мы издаем, попадает в инфраструктуру и контекст, живет благополучной жизнью.

Все было сделано прежде всего для удовольствия. И надо сказать, что заниматься этим, следуя нашим принципам, — это действительно огромное удовольствие, мало с чем сравнимое. Видеть, как рождается продукт, который интересен не только тебе, а кому-то еще в самых разных странах, это прекрасно. До тех пор пока это приносит удовольствие нам, лейбл будет существовать. Как только мы почувствуем, что становится скучно, все закончится. Потому что это не бизнес. Это добрая воля тех, кто лейбл создает. Никакой империи мы строить не хотим и не хотели. И не будем».

 

5 показательных дисков

 

«Я слева сверху» «An A-Bomb to Wake Up»

Второй альбом сборной лучших людей столичного гитарного андерграунда: авангардистский постхардкор и мат-рок, жесткая и организованная музыка. Очень мозговитая, но все равно впечатляющая пластинка.

«My Kidney Is in Bloom»

 

Vespero «Surpassing All Kings»

Прог-рок из Астрахани, сыгранный так, будто на дворе середина семидесятых, — растекающиеся мыслью по древу композиции на десять минут, самозабвенные проигрыши, при этом все сделано с дьявольской точностью.

«Salma Simiere (Cross And Crown)»

 

Won James Won «Tol’s Toy»

Первый альбом нойз-рокового проекта Тихона Кубова, выпустившего на RAIG дюжину записей. Двадцать семь остроумных гитарных зарисовок: местами шумно, местами красиво.

 

«Босх с тобой» «Wired Promise to Be»

Последний альбом московской группы «Босх с тобой», сведенный и выпущенный уже после смерти ее гитариста Димы Пилота. Отменный печальный построк, медленная и лиричная пластинка.

«Caught Inside»

 

Kostarev Group «Works 1978–2006»

Сборник работ Александра Костарева, заслуженного деятеля местного прог-рокового движения. Все как у лучших представителей жанра: сложные инструментальные композиции со сменой темпа и неожиданными переходами.

 

Официальный сайт

RAIG

Российская музыкальная индустрия изнутри: смотрите также

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • а где же охлупень?!

  • да уж.. про каму и в самом деле "Было очень пикольно" и еще "пикольнее" от факта что ЮМ так быстро забыл всех кто ему помогал в его нелегком деле ;)

    • первый релиз был сделан мной в 1991 году :)
      лейбл издает и сегодня в 2012

      анатолий, вы имеете в виду тех кто активно находился рядом с 2001 по 2005 год?
      а вы тот самый анатолий, который в момент работы над сайтом камы удалил все его содержимое оставив надпись "проект закрыт" и при смене пароля доступа к сайту несколько раз пытался восстановить эту надпись?
      или другой?

      • о! так это же точно я ;) можно же было написать про нашу разрушительно-созидательную деятельность более осмысленно. + про ботинки Кости Базеева и мягкое расставание с группой ди-палс, а то как-то получается однобоко все получается. всем сестрам по серьгам и братьям по шапке раздать было бы честнее.

        и еще этот рефрен "не стало меня - не стало и ижевской электронной музыки" звучит крайне нескромно. хотя у каждого участника этого театра военных действий своя мифология и свой взгляд на происходящее, но все же, Александр так тянуть одеяло на себя не стоит.

        а по существу. тут вот ижевские друзья по партизанской деятельности жалуются на то, что дисков любимой камы рекордз не купить даже в ижевске. где же можно купить все то, что создавалось таким воистину титаническим трудом ? раньше хоть "мысль" была.

        • анатолий, что за вопросы к человеку не способному осмыслено что-либо делать? не последовательны вы...
          про ботинки что-то ничего припомнить не могу... (видимо, не только "не осмысленный", но и забывчивый) хотя, хочется нажать на возраст... и предположить, что мне позволительно уже что-то забыть...
          анатолий, после "проект закрыт" про честность оставим...
          как видите, он открыт...
          братство, оно, пардон, взаимное...

          купить? так же, как покупают все остальные, кому это интересно...
          например, написав по адресу размещенному в контактах...
          или например, а еще можно зайти в магазин в фейсбуке
          уж, попросите прощения у ваших знакомых от моего имени... ну не хватило меня разнести по ижевским магазинам релизы... не хватило :)

          • о боже... прямо как на еед попал...10 летней давности
            дежавю, ёптель...

            • 10 лет назад там было славно ;)

              • а мне и сегодня славно
                и надеюсь это не изменится в ближайшем будущем :)

          • окей закроем тему про "проект закрыт" раз до сих пор не отпустило ;) проект, Александр, был закрыт, так как после 2005 года это уже было не то. он перестал быть тем дружеским коммьюнити, каким был и стал one man project. и я (как мне кажется) поступил предельно честно - забрал себе то, что по праву принадлежало мне. я про сайт, который был сделан за ноль рублей и ноль копеек и за эту же сумму пару-тройку лет администрировался и обновлялся.

            какое уж тут, пардон, братство. только кровная месть, только хардкор ;)

            • анатолий, вы выглядите некрасиво...
              если ваша честность заключается в обиде на то, что было сделано до вас и может существовать после вас, то немного хромовата честность-то...
              да, и вы вполне должны быть удовлетворены... плодами вашего труда не пользуются с того времени, как только вы решили их забрать "взад"...
              или вам кажется что все состояло только из вашего администрирования?
              но в любом случае, публично говорю вам спасибо за то время которое вы безвоздмездно провели в увлекательной деятельности.

              • ну, а теперь пользуясь вашей волшебной схемой...
                забираю спасибо обратно... :)

                ну... вроде всем братьям по шапке...

  • Пикольно будет, если Юминов сподобится наконец-то "Самцов дронта" выпустить давно анонсированных. Ну и "Родезию" не Кама издавала, а Ижитца рекордз, как бы и вроде бы.

    • ну, про родезию не единственная фактическая ошибка, но и на том спасибо. не часто московская пресса обращает внимание на нас, копошащихся в провинции :)
      а самцов... как воздуха побольше наберем в легкие... так и выпустим

  • Резюмируя: в России нет рынка продажи музыки ни на физических носителях, ни в сети (ну с оговорками). Поэтому музыкантам можно заработать только на перфомансах и концертах живаго, или как дидж-сет и в большинстве случаев именно за бугром, если творчество интструментальное или с английской лирикой.
    В сухом остатке: нет у нас цивилизованного музыкального рынка.
    Печально

    • к сожалению, вы правы...
      не родились у нас, видимо те, кто в состоянии сделать раф трейд...

    • Именно так. Поэтому мы пишем сразу две программы - русскую и английскую. Хотя очень любим нашего русского слушателя, но до него можно дойти и сделав западный крюк

      • а вдруг, кто уже сейчас возьмется сделать такую же сеть, как rough trade. вроде как, нас много разных, а при начале работы, наверняка станет еще больше

        • Неплохой стартап, да. Но нужны деньги и время )

          • ну... 20 лет барахтались... еще столько же, может быть... :)
            и дело скорее не в деньгах. а в желании, понимании, осознании и тд. главное, что бы это была открытая система.
            у меня нет рецепта. есть только этот прекрасный пример. который, правда, загибался, но с недавнего времени снова в строю

  • Vespero - из Астрахани, а не из Архангельска :)) (к статье про RAIG)

  • а про отношение Бабы Лизы и Бабы Насти к группе "Бурановские бабушки" специально не упомянули?

    • баба Лиза имеет непосредственное отношение. она была одним из инициаторов этого коллектива лет 20 назад...
      и репертуар их состоял в основном из песен ею написанных или ею сохраненных.
      паша поздеев принес им идею спеть цоя...
      через пару лет они подписали контракт с домом зыкиной. с этого момента то, что происходит с этим коллективом принципиально отличается от того, что было раньше.
      на мой взгляд, не в лучшую сторону и баба Лиза к нынешней жизни, слава богу, не имеет никакого отношения.
      баба Настя до недавнего времени жида в деревне Бураново, но после того как осенью сгорел ее дом, проживает в доме пристарелых деревни Бобья Уча...
      к оллективу Бурановские бабушки не имела никакого отношения ни до пожаоа, ни после

      • спасибо

  • на Mombus & Bacillus Orchestra по ссылке играет damscray

    • Спасибо, исправили. Теперь, правда, ничего не играет, нету Момбуса на Youtube.

  • В фамилии директора "Выргорода" - ошибка: Алес Валединский, а не Велединский.

  • Хороший материал, у меня «Выргород» в первую очередь ассоциируется с «Адаптацией». С «Гражданской обороной» - Хор.

    • История "ХОРа" закончилась в 2003-2004 годах. Далее с "Обороной" были связаны уже другие лейблы.

  • Про хардкор и панк лейблы забыли совсем, а жаль.

    • А они есть?

      • конечно есть, и не один и не два
        пожалуй самый крупный в снг лейбл, специализирующийся на панк-хардкоре - олд скул кидс рекордс (москва)
        oskrecords.com/

        карма мира (санкт-петербург) - наверное второй, по-величине, панк-хардкор лейбл нашей необъятной
        vk.com/karma_mira_records

        • Ммм. Не знал. В любом случае автор не смог бы охватить всё

  • В копилку русских лейблов, авось и до них очередь дойдет.

    discogs.com/label/Electroshock Records

    discogs.com/label/Faria+Records

    discogs.com/label/Monochrome+Vision

    discogs.com/label/Zhelezobeton

  • Ежели на то пошло, то вот еще навскидку - питерский лейбл с большим каталогом CD и несколькими виниловыми релизами
    3pbeats.ru/en/home/?cur=2

  • Жаль, что про Tunguska ни слова.
    А этот лейбл постоянно находится в топах на крупнейшем европейском портале независимой музыки Jamendo.com и на Jamendo Awards 2011 взял 2 номинации: электроника и инструментальная музыка.
    Tunguska в Wiki

  • "автор позволил себе в наше волнующее время оклеветать мелиоративные работы в Средней Азии, ни единым словом о них не обмолвившись. На дыбу такого автора!")))

  • Каменты жгут!
    Эх, междусобойчики, междусобойчики...

    • да, вы не обращайте внимание на это. не оно главное :)

  • а где othervoicesrecords.com ?

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Станислав Зельвенский о том, за что мы все еще любим сериал «Фарго» Ноа Хоули....

Три года назад «Афиша» опубликовала манифест о берлинизации Москвы, объявив курс на скромность и...

Первый месяц лета (там, где оно действительно наступило) пользователи инстаграма отметили...

Виктор Цой, Дэвид Боуи и Патти Смит — «Афиша Daily» и музыкальная платформа TBRG Open вспоминают...

Выпускники курсов LUDI в среднем сдают ЕГЭ на 86 баллов из 100, причем каждый третий набирает более...

В Москве прошла церемония премии имени Гарри Гудини — ее учредители готовы выплатить миллион...

Спиннеры везде: на головах у лысых мужчин, в руках у звезд, у торговца хламом на Крымском мосту....

Пикник «Афиши»-2017 пройдет в Коломенском в субботу, 29 июля, — а мы завершаем представление...

«Афиша Daily» любит разговаривать с иностранцами, которые живут в Москве и при этом не перестают...