Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Мистерия звука Российские звукоинженеры и продюсеры о себе и о своей работе

Слово «продюсер» в России, как правило, ассоциируется с фамилиями вроде Пригожин и Матвиенко — меж тем у музыки за пределами телевизионного попа тоже есть свои потайные герои, благодаря которым мы слышим на пластинках и на концертах то, что слышим. «Афиша» узнала фамилии звукорежиссеров, работающих с Земфирой, «Мумий Троллем», «Ленинградом», группой «Сплин», «Вежливым отказом» и кем только не, посмотрела им в лицо и записала их монологи.

Текст: Григорий Пророков

Фотография: www.bolshakov-studio.ru

По идеологическим соображениям сниматься Сергей Большаков отказался. На фотографии — его рабочая студия

Сергей Большаков

Глава Студии Сергея Большакова, одной из крупнейших московских студий, созданной культурным фондом с несколько одиозной репутацией «Наше время». Список клиентов студии впечатляет: тут действительно записывают буквально все, от «Вежливого отказа» и Tesla Boy до группы «Мордор» и песни «Еду в Магадан».

 

«Я учился в Гнесинском училище. Как-то раз мой друг пошел в студию что-то записать, я пошел с ним, мне там все очень понравилось. Стал чаще там оставаться, в итоге из училища ушел. Специального образования для звукорежиссуры в те годы, когда я этим начал заниматься, вообще никто не получал — у меня было техническое образование по радиотехнике, музыкальная школа и неоконченное Гнесинское училище.

Наша студия, в отличие, наверное, от всех остальных студий в Москве, работает по клубной системе: работают и владеют все поровну. У нас клуб по интересам. Я принципиально не работаю на концертах — несколько раз пробовал, но мне не нравится.

Я никого не выбираю, музыканты сами ко мне приходят. Если нужно пригласить сессионного музыканта — это другая история. Со мной советуются, кого позвать, я приглашаю, руководствуясь умением играть. Что в первую очередь требуется от сессионщика — быстро соображать, хорошо запоминать, уметь играть в том стиле, в котором коллектив делает музыку.

 

 

«Если стечение обстоятельств такое, что работаешь с менее интересными людьми, — все равно ведь надо работать. Сложно бывает, если люди сложны в общении, мысли не умеют до тебя донести»

 

 

С одной стороны, я считаю, что нужно работать со всеми. С другой — у меня бывают периоды, когда я понимаю, что на всех не хватит сил. Все зависит от настроения. Конечно, всегда интереснее работать с теми, чья музыка нравится, кто хорошо играет, у кого какая-то благородная цель есть, а не просто во чтобы то ни стало на радио попасть. Конечно, интереснее работать с самобытными артистами. Но если стечение обстоятельств такое, что работаешь с менее интересными людьми, — все равно ведь надо работать. Сложно бывает, если люди сложны в общении, мысли не умеют до тебя донести. Но чтобы было сложно по каким-то профессиональным причинам — такого, пожалуй, нет.

В последнее время интереснее всего было работать с разными группами старой школы. Последние альбомы «Аукцыона», «Вежливого отказа» было интереснее всего записывать. Это культовые люди, со своим лицом. Они мыслят нестандартно, на студии работают нестандартно, у них нестандартные желания и требования. С ними очень интересно. Еще, конечно, интересно работать с иностранцами — у них всегда есть редкий опыт, от них можно что-то перенять. У местных такого опыта нет.

Я сомневаюсь, что в наше время люди слышат хороший звук. Мало кто слышит. Но не потому что все глухие, а потому что культура звука падает с каждым годом. Это связано с развитием технологий записи, с оборудованием, которое производится и домой покупается. Чтобы добиться хорошего звука, нужно принимать правильные решения, уметь анализировать, сравнивать. Я лично считаю, что нужно много лет заниматься постоянным прослушиванием хороших и плохих фонограмм, чтобы понимать, что есть что и почему. Кажется, все меньше и меньше людей в этом разбирается. В 1970-е и 1980-е годы все имели возможность копировать виниловые пластинки на кассеты, как-то вслушиваться — шумит или нет, хоть как-то разбирались в качестве. Оборудование тогда еще позволяло. Теперь, в эпоху mp3, компьютерных колонок, вряд ли кто-то так глубоко погружается. Конечно, энтузиасты и любители остались, но их очень мало.

 

 

«Мы совсем чуть-чуть застали коммерциализацию музыки, а сейчас вся система уже развалилась. Школа звуковых продюсеров здесь просто не успела сформироваться»

 

 

Кто такой продюсер? Человек, который знает, как создать продукт, который был бы коммерчески успешным или был бы ни на что художественно не похож. Человек, который знает, с какими людьми он может добиться намеченного результата, коммерческого или творческого, объединяет людей вокруг себя, чтобы они добились поставленной задачи. Таких людей у нас нет в силу того, что мы совсем чуть-чуть застали коммерциализацию музыки, а сейчас вся система уже развалилась. Школа звуковых продюсеров здесь просто не успела сформироваться. Конечно, многие отчасти у нас себя чувствуют такими людьми. Бывают коллективы, которые очень сильно опираются на помощь звукорежиссера. Просто потому что любой звукорежиссер в студии по двенадцать часов занимается музыкой каждый день, на счету каждого по тысяче пластинок. А группа максимум делает двадцать или десять за свою жизнь. Эта разница в опыте дает возможность звукорежиссеру себя отчасти чувствовать продюсером.

Я считаю, что мы все здесь еще недостаточно состоялись, не стали такими продюсерами, которые действительно влияют на качество продакшена, качество художественной части. Мы еще чуть-чуть недоучились, чтобы так серьезно на это воздействовать. Нет конкуренции, рынка как такового. Кругом мало кто понимает, что такое хорошо и что такое плохо, мы не конкурируем между собой. Студии не конкурируют, а делятся по принципу кружков по интересам. Нет выбора студии с точки зрения выбора качества.

Иногда говорят, что в 1960-е годы на Западе не умели работать со звуком. Это глубочайшая ошибка. Дело в том, что самое лучшее, самое топовое аналоговое оборудование, которое до сих пор используется на студиях, считается самым хорошим и самым дорогим, было сделано именно в 1950-е и 1960-е годы. Многие звукозаписи того периода до сих пор являются эталонами качества. Просто тогда было много экспериментов, не было устаканенной системы. Были неудачные, были удачные работы, очень много разнообразия просто в силу того, что шел поиск. Есть же, например, совершенно потрясающие записи Майлза Дэвиса 1960-х годов. Которые до сих пор, я считаю, являются непревзойденными. Конечно, умели записывать, просто не умели записывать рок в том виде, в котором он звучит сейчас.Мы находимся очень далеко от того периода, смотрим на него другими глазами. Тогда музыка была другой, ощущение у людей от звука было другое.

Конечно, с точки зрения зарплаты все наши звукорежиссеры достойны лучшего. Понятно, что музыкальный рынок рушится, пластинки все меньше и меньше продаются. Во всем мире произошел спад рынка на девяносто процентов. Соответственно, у нас он даже не успел сформироваться, а там уже рухнул. Жить можно, концы с концами сводить можно, но это все энтузиазм, это не сверхприбыли совершенно».

 

пример

«Вежливый отказ» «Бурятская морская»

Сергей Большаков

Российская музыкальная индустрия изнутри: смотрите также

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • Интересный материал, спасибо

  • Алякринский, очевидно, говорит "наша группа" о Zorge.

  • Посадили двух звукорежиссеров в тюрьму на 10 лет в одну камеру.
    Они освободились в один день, вышли за ворота тюрьмы, поговорили еще 30 минут за аппарат и разошлись.

    • мне больше другой нравится
      встретились как-то посреди пустыни две слепых зверушки -- удав и кролик
      решили друг дружку ощупать и угадать, кто есть кто
      удав обмотался вокруг кролика: "ммм... ты мягкий, пушистый, и уши у тебя длинные. наверное, ты кролик"
      обрадовались, выпили
      настала очередь ушастого
      ну он лапками удава помацал, подумал с минуту и говорит: "так. скользкий ты. и изворотливый какой-то. а ушей у тебя нет совсем... короч, не знаю, но по-моему ты звукач"

  • Супер мужики.
    Григорий - спасибо за отличный материал

  • Странно, Стив Альбини на Эбби роуд ходил наниматься? При том, что владеет собственной студией в Чикаго? Что-то напутал Максим.

    • electrical.com/images/steve-abbeyroad.jpg

      • ну это какая-то шутка
        явно письмо изначально было написано с целью получения такого ответа
        и шутка удалась настолько, что некоторые в нее поверили
        молодец альбини

  • с Николаем Козыревым согласен на все 100

  • отличный материал! спасибо огромное.

  • Помню, в Апельсине на 65дос в 2007 году было звучание как раз один-в-один как на пластинке. И это при том, что ребята играли на чужих гитарах! Они конечно сами в первую очередь молодцы, но интересно, кто там со звуком работал.

  • Огромное спасибо за рубрику! Очень интересные монологи!

  • oceanway - очень крутая студия. он там просто сфотографировался или работает?

  • Отличный пост. Познавательно и для меня лично, очень интересно.
    Камрады, а кто-нить подскажет кто сейчас делает звук Земфире?

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Хайп «Изи фейм»: Кто такой Моргенштерн и почему он уже едет в тур по стране

Впечатляющие игры, сравнимые с театральными постановками, где вы и ваша команда — ее главные герои

Путешествие во времени для всей семьи

Приключение с множеством механизмов

Все оттенки квестов: романтичные, волнующие, дикие

В превью с 17 февраля и полноценно с 22 февраля в российский прокат выходит фильм Стивена Спилберга...

Неожиданные скидки, внеурочные распродажи и редкие коллаборации появляются в московских магазинах и...

К сожалению, купить такой проездной в метро невозможно....

Вслед за матовыми и металлическими нишу самых желанных помад заняли дуохромные — переходящие из...