Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
22 июля 2023

Ребенок хочет снимать мультфильмы, с чего начать: отвечают эксперты-аниматоры

Где брать идеи для мультфильмов, с чего начинать работу, что можно позаимствовать у взрослых художников и режиссеров — на эти и другие вопросы, интересующие юных начинающих мультипликаторов, подробно отвечают профессионалы.

Где брать идеи

Наталья Варламова, художник-постановщик анимационных фильмов («Одуванчик», «Старьевщик», «Привередливая мышка», «Песочница»), иллюстратор, художник, член Союза художников, член Союза кинематографистов, член жюри фестиваля уличных мультфильмов, преподаватель университета «Синергия»

Самый популярный и самый доступный источник идей — это бытописание. По сути это точка отсчета окружающей ребенка жизни, о которой он может захотеть что-то рассказать: что его волнует, трогает, беспокоит. Практика показывает, что из бытописания дети генерируют достаточно важные и даже остросоциальные темы.

В основу сценария может лечь какая-либо интересная семейная, смешная или, напротив, пугающая история, которая, кстати, вполне может иметь и веселую точку отсчета. В принципе, даже истории великих режиссеров нередко начинались с того, что происходило вокруг них, с желания рассказать о том, что их впечатлило, зацепило. Дети в процессе «упаковки» своей истории часто домысливают, и это неплохо — ребенок действительно может придумать свой мир, интересный и необычный, в котором он может существовать. И это свойственно даже взрослым художникам.

Может быть и другая точка отсчета — литературная: сказки, исторические события. Что бы это ни было, важно, чтобы ребенок мог дать этому выход, выплеснуть через историю свои переживания, мысли. Абсолютно все должно получить творческий выход. Пункты старта историй можно комбинировать, нащупывая путь и дальнейший ход той истории, которую ребенок хочет рассказать.

Важно, чтобы ребенок смог определиться с жанром и оттолкнуться от него. Какую историю он хочет рассказать — романтическую, комедийную или, может быть, биографическую? Или в жанре анимадока, который сегодня очень популярен? Определяясь с жанром, ребенок находит дополнительную точку отсчета и повышает свои шансы на создание не просто интересных, но и масштабных историй.

Что касается взрослых, в том числе педагогов детских анимационных студий, то их задачи — в первую очередь не мешать, а во-вторую очередь — направлять. Входить в процесс имеет смысл только в одном случае — если взрослый видит, что ребенок переходит какую-либо грань, например моральную. В остальном его функции сводятся к направлению, к подсказкам, как сделать историю хорошо структурированной, как выстроить последовательность кадров, как сделать анимацию грамотной. Это позиция ментора, которая в этом деле, на мой взгляд, более эффективна, чем позиция того, кто отдает безапелляционные приказания. 

Сергей Моисеев, художник-постановщик и художник мультсериалов студии «Паровоз» («Герои Энвелла», «Катя и Эф. Куда-угодно-дверь», «Лео и Тиг», «Сказочный патруль»), отвечает за создание художественного стиля проекта, управляет командой художников и аниматоров.

Приведу пример из своей жизни: в детстве у меня не было возможности снимать мультфильмы даже на смартфон. Тогда смартфонов просто не было. Но у меня было сильное желание, конструктор и пленочная видеокамера. Я очень хотел сделать свой мультфильм, и кадр за кадром стал снимать, как персонаж едет на мотоцикле по рампе, которую я построил сам. Отсюда мой главный совет всем начинающим — идти от обратного. То есть работать с тем, что есть. В детстве увлекает сам процесс, поэтому анимация стимулирует и вдохновляет. А если ребенку интересно, у него появляется мотивация.


Что может быть под рукой у современного ребенка? Все, что угодно, — и тот же самый смартфон, даже самый простой, и программы, которые можно попросить скачать взрослых, и те же конструкторы, и пластилин. Причем сюжет в данном случае отходит на второй план, тогда как на первом — сам факт того, что ребенок создает мультфильм. Это может показаться игрой, но не стоит забывать, что для ребенка игра — это основной инструмент и способ взаимодействия с окружающим миром. Отмечу, что совет «отодвинуть» на второй план историю — это, возможно, не очень профессионально, но так как мы говорим о ребенке, этот совет сработает. Задача взрослого — подсказать юному творцу, что даже  с помощью бытового, давно примелькавшегося окружения можно создавать целые миры, используя свое воображение и необычные ракурсы.

Анна Миронова, режиссер студии «Мельница» («Барбоскины», «Лунтик», «Царевны», «Ход Конем», «Морской царь», «Принцесса Египта», «Наследница престола», «Иван Царевич и Серый волк»,«Иван Царевич и Серый волк-2 », «Иван Царевич и Серый волк-3», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»).

Создание мультфильма — творческое и интересное занятие. Свой фильм может создать тот, у кого есть воображение и желание это сделать. Идеей для фильма может стать все, что угодно. Вдохновить может просмотренный фильм, услышанная история, прочитанная книга, увиденный во дворе пес, или кот, или паук на паутине. Хороший пример простого сюжета — фильм про гусеницу «Гагарин» режиссера Алексея Харитиди.  Что-то привлекло внимание, произвело впечатление — и вот наши внутренние переживания уже запускают фантазию. Игрушка, с которой ребенок играет, или придуманный персонаж, даже сон — все может послужить началом истории. 

Можно придумывать истории про неодушевленные предметы, окружающие нас. Даже смешно скрученный выдавленный тюбик зубной пасты или пятно на столе может стать героем нашего приключения. Ничего не мешает нам наделять их характером, человеческим поведением и переживаниями — или нечеловеческими. 

Созданию фильма будут способствовать зарисовки, заметки. Наблюдение за простыми, на первый взгляд, вещами поможет нам раскрыть природу вещей, а записи помогут сформулировать и выявить самое ценное — характер, особенности. Это учит концентрироваться на важном. И вообще, режиссерская профессия подразумевает  внимание к деталям.

Ищем и создаем локации

Наталья:

Если речь идет о мультфильме в одну минуту, то трех локаций вполне хватит. Однако многое будет зависеть от сложности самой локации. К примеру, одна может быть сложной, многогранной — такой, которую можно будет снимать с разных ракурсов, в которой персонажей можно будет показывать в интерьере или в экстерьере, то есть на природе или в городе. Это может быть локация, способная раскрыть характер персонажа. Могут быть и более простые, «легкие» локации — вот их как раз может быть три, однако все будет зависеть от истории и ее масштаба.

А еще многое зависит от технологии, которую выбрал ребенок. Практика моих учеников показывает, что самый простой и доступный способ — пикселяция. Выглядит это так: ребенок берет смартфон или камеру, выходит на улицу, делает покадровые съемки, а затем из них составляет свою историю. И это — полноценная анимация, которую при желании можно будет дополнить дорисовкой уже на отснятом материале, либо интегрировать рисованную, перекладочную или кукольную анимацию в процессе съемки. Все будет зависеть от фантазии и от возможностей автора. Можно снимать мультфильм на телефон полностью, если процесс ребенка увлекает и занимает — прекрасно. Главное — «сформировать» из сделанных кадров интересную историю, ну а довести ее до совершенства можно будет уже на этапе монтажа.

Локации важно правильно оформлять — как минимум так, чтобы персонажи в них не терялись. Поэтому, перед тем как приступить к съемкам, ребенку желательно прорисовать то, как он представляет себе свой будущий фильм, сделать эскизы. Так, кстати, работают и профессионалы. На основе эскизов можно будет получить представление о том, какие оттенки должны присутствовать в локации, чтобы персонаж в ней не потерялся, как создать цветовую гармонию.

Хороший и интересный мультфильм до сих пор начинается на бумаге — на ней можно нарисовать персонажей в том окружении, в котором их видит сам автор, и на этой основе ребенку будет гораздо проще работать. Если ребенок выбирает перекладку, покадровую съемку или кукольную анимацию, стоит предусмотреть возможность варьирования декораций. То есть отказаться от одной большой и статичной декорации в пользу небольшой, но вариативной.

Важно помнить о плановости: кто и что на первом плане, кто и что на втором. Когда соблюдается плановость, получается мультфильм, который смотреть действительно интересно и легко. И на этом этапе к работе может подключиться преподаватель — чтобы подсказать, направить, проследить и помочь сделать то, что ребенок пока еще делать не умеет.

Ну а что касается персонажей, то для нескучного мультфильма, рассчитанного на минуту, вполне достаточно будет двух или трех героев.

Сергей:

В 1985 году вышел мультфильм «Брэк!» Гарри Бардина, выполненный в технике пластилиновой мультипликации. Он снят в одной локации, но это не помешало ему стать гениальным фильмом. Наверняка каждый, кто видел его в детстве, ловил себя на мысли «А ведь я могу сделать так же!». Эта работа может вдохновить, направить, мотивировать и современного ребенка.

Конечно, будет полезно смотреть больше фильмов, сделанных в подобной технике. В том числе и тех, которые сегодня могут показаться примитивными. Это первые пластилиновые или кукольные мультфильмы. Ребенок вполне может захотеть сделать свой мультфильм на основе увиденного: самостоятельно нарисовать декорации, поставить камеру в один план и даже внутри одной локации получить очень интересную историю с началом, серединой и концом.

Еще раз отмечу: то, что важно и правильно для взрослых, для ребенка может быть второстепенно. И это нужно учитывать. Любая история, даже самая простая, при желании и мотивации со стороны ребенка может стать более глубокой, плотной. Работая с ней, он будет получать бесценный опыт. При этом самое важное — чтобы ребенок не переставал получать удовольствие от своего занятия. Если на этом этапе юный художник «перегорит», ему уже не понадобятся никакие программы и технические средства — интерес к мультипликации он утратит если не навсегда, то надолго.

Анна:

Локация, в которой существует герой фильма, зависит от сюжета. Это может быть комната ребенка, диван, стол, а может быть и абстрактная локация, которая существует только в детском воображении. Можно придумать локацию, нарисовать ее или сделать из фотографии.

Количество локаций может быть любым — от одной до бесконечности. Опять же, все зависит от истории, в которой живет герой. Например, наш герой в открытом космосе — можно нарисовать темно-синее пространство на листе бумаге, и этого будет достаточно для минутного фильма. 

Использовать можно все подручные средства, начиная от карандашей и бумаги, до реально существующих локаций, которые можно снять на камеру телефона и использовать как фон. Можно заимствовать локацию из других источников, например из интернета — конечно, если она не является чьей-то собственностью. 

В век компьютерных технологий, когда уже трудно поразить наше воображение, особой ценностью и обаянием обладают вещи, сделанные своими руками. Даже та же старая добрая перекладка, вырезанная из бумаги улиточка с нарисованными глазками, может тронуть наше сердце. Кукольный театр тоже поможет понять природу анимации и научит стройно передавать историю. Начинай придумывать истории, старайся сделать их интересными и трогательными, а навыки и специальные знания можно получить в школах по анимации, благо в наше время они есть.

Что подсмотреть у взрослых художников

Наталья:

Позаимствовать у профессионалов можно все, что ребенку угодно, например анимационные технологии. Ребенок может выбрать то, что ему ближе и понятнее: пикселяцию, стоп-моушен, перекладку, перенять какое-либо интересное визуальное решение — именно перенять, переработать, а не скопировать.

Съемка анимационного фильма — это командная работа, и такой принцип тоже можно перенять у взрослых. Строиться такая работа может на общении, взаимодействии с близкими, знакомыми — например, они могут стать участниками фокус-группы, первыми, кто увидит результаты работы, сможет их оценить и дать ценные рекомендации, советы. Я подчеркиваю — рекомендации и советы, а не шквал критики: важно отнестись к творчеству ребенка максимально деликатно и аккуратно, не забывая, что каждый человек имеет право на самовыражение.

Как снимать

Наталья:

Я советую использовать штатив, даже если сам фильм снимается с рук — стабилизатор не помешает. Как минимум он нужен для того, чтобы движение не дергалось. Конечно, желателен хотя бы минимальный свет, ну а звук стоит записывать на микрофон-петличку.

Кстати, о звуке, а точнее — о музыкальном сопровождении: любой мультфильм с ним будет гораздо более выигрышным. Обойтись без музыкального сопровождения можно в том случае, если, например, используются шумы. Важное условие — шумы не должны быть просто шумами: они должны выполнять конкретную функцию, то есть, раскрывать картинку, историю, настроить зрителя на нужный лад.

Как озвучивать мультфильм и кого привлекать к процессу — зависит от истории. К примеру, если это биография или любая другая история, которая может быть рассказана одним человеком, можно ориентироваться на закадровый голос. Даже сказку может озвучивать один человек. А вот если персонажей много, тут два варианта: или развивать актерские способности и озвучивать каждого из героев самому, подстраиваясь под их характер, или привлекать знакомых и друзей. Важно помнить, что голоса должны подбираться под тот визуал, который придумал ребенок.

Сергей:

Сейчас мультфильм можно снять на любой смартфон. Еще потребуется простая монтажная программа и приложение для стоп-моушен-анимации, которые легко можно найти в интернете. На мой взгляд, этого будет достаточно. Хотя еще можно использовать и специальные программы для озвучивания и цветокоррекции. Но главное, на чем нужно сосредоточиться, — ваша работа должна быть закончена. Конечно, будут помехи и недочеты, но все это не будет иметь принципиального значения, когда на первое место выйдет результат — ваш собственный мультфильм, ваша первая завершенная анимационная картина.

Можно создавать трехмерные локации из картона, красить, клеить, собирать — делать все, на что хватит фантазии. Вдохновляться работами взрослых режиссеров, выбирая максимально простые и в то же время интересные. Те, которые сами по себе создавались с таким посылом — быть понятными детям и «заразительными» с точки зрения исполнения. В качестве такого примера могу привести мультсериал «Бумажки».

Анна:

Свет — то, что помогает создать особую атмосферу. Например, если нужно показать уютный вечер, герой сидит в пледе, рядом горит лампа. Все зависит от сюжета. Если все происходит днем, достаточно будет естественного освещения.

Музыка создает настроение, дополняет видеоряд. Например, если есть задача напугать зрителя, режиссер может дополнить визуальное изображение тревожной музыкой, шорохами и пугающими звуками. Это добавит нужной эмоции.

Особое внимание стоит уделить озвучиванию. Во-первых, это интересно, а во-вторых — это очень важная часть фильма наряду с сюжетом и изображением.  Чтобы понять, как правильно озвучивать персонажей, нужно прежде всего определиться с характером героя. От этого зависит темп речи и тембр его голоса. Это может быть растянутая с длинными паузами речь или, наоборот, быстрая, поспешная скороговорка. Главное, чтобы голос дополнял характер героя, а не противоречил ему. 

Если герой смелый и решительный, голос должен быть громкий уверенный. Если это ворчливый пень, то и голос должен быть скрипучим, неприятным. Если мы выбрали комедийный жанр, можно сыграть на противоречии образа и характера — например, наделить страшного огромного монстра тоненьким голоском. И вот он уже и не страшный, а вызывает смех. 

Порой даже сам образ возникает на основании голосовых особенностей героя. Ребенок может сам озвучить персонажей, меняя голоса, — это очень увлекательное занятие, которое развивает актерские способности. Задатки есть у каждого, достаточно вспомнить себя в глубоком детстве, когда мы подражали мяуканью кошки, или лаю собаки, или блеянью овцы, или передразнивали друг друга. Даже звуки, сопровождающие движения, можно озвучить голосом — это добавит особый шарм. 

Есть такая профессия — актер озвучания, она очень интересная и творческая, и ребенок в будущем может даже реализовать себя в ней. Можно привлечь к участию друзей или своих домашних. Создание фильма — как правило, это командная работа, где каждому из участников найдется роль по душе. Если есть желание, то все этапы создания фильма можно реализовать и в одиночку, это вполне под силу даже новичку. Одним словом, выбор — за автором фильма.

 

 

Материал подготовлен совместно с фестивалем уличных мультфильмов «Мультфилин». Цель фестиваля — показать, что смартфон это не только игры и социальные сети, но еще и полезный, эффективный и невероятно увлекательный инструмент для творчества. Участвовать могут все желающие в возрасте от 4 до 23 лет. Соревнуются юные аниматоры в 6 номинациях. В жюри — признанные художники и постановщики анимационных фильмов, сценаристы. Прием заявок стартует 1 сентября 2023 года. Подробнее о фестивале на сайте.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все