A24/Union Générale Cinématographique
Сходства и отличия: От сценариста и режиссера Нового Голливуда Пола Шрейдера стоило ждать нечто подобное, но кто же знал, что «Первая реформатская церковь» окажется бомбой замедленного действия? Из «Дневника сельского священника» Робера Брессона (о котором Шрейдер написал книгу) в «Первую реформатскую» перекочевал зачин с пастырем, который лечит желудок не пойми чем и ведет дневник. Из «Таксиста» Мартина Скорсезе (к которому Шрейдер написал сценарий) — фирменная режиссерская одержимость, связанная с одиночкой, который противостоит системе (или просто всем). Этот прием можно найти как в ранних («Похабщина», «Люди-кошки»), так и в поздних фильма мастера («Изгоняющий дьявола: Приквел», «Умирающий свет»). Его истоки прячутся в прошлом режиссера: он воспитывался в очень религиозной семье и до 18 лет не мог ходить в кино. Однако, несмотря на то что Шрейдер использует для фильма чужие и свои старые наработки, картина производит совершенно сокрушительное впечатление: как будто умный человек хочет поговорить с тобой на серьезную тему, да еще выписав для этого отличный актерский дуэт из Итана Хоука и (преступно недооцененной) Аманды Сейфрид. Пора признать, что у Шрейдера получилось свое, глубокое интимное и обескураживающие кино, смысл которого сводится к следующему: чтобы спасти этот мир, не обязательно приносить себя в жертву.
Что круче: Оба хороши.
Walt Disney Pictures/Tezuka Production Company
Сходства и отличия: «Император джунглей», известный также как «Кимба, Белый лев» — полнометражное аниме, действие которого происходит в сеттинге одноименного мультсериала шестидесятых годов, снятого по манге Осаму Тэдзуки. Позже эта история претерпит несколько реинкарнаций, а главный герой — львенок-альбинос Лео — в американском прокате будет переименован в Кимбу. В полнометражке у него уже у самого выросли дети, а заодно появились новые проблемы. Безусловно, история про львенка, который проходит через множество испытаний, сильно рифмуется с сюжетом диснеевского «Короля Льва». Так, например, озвучивавший Симбу актер Мэттью Бродерик до последнего был убежден, что озвучивает Кимбу, — впрочем, студия «Дисней» уверяет, что все совпадения с аниме случайны. И действительно, у обеих картин также имеется немало различий: если действие «Императора джунглей» происходит в середине XX века, то в «Короле Льве» — в безвременье. Если в «Императоре джунглей» животные сражены эпизоотией, то в «Короле Льве» нет какого-то особого экологического подтекста (кроме разговоров про круг жизни). Если в «Императоре джунглей» фауна активно взаимодействует с людьми (с одними из них животные завязывают дружбу, с другими вступают в открытее противостояние), то «Король Лев» прекрасно обходится без них. Ну и главное: в «Императоре джунглей», в отличие от «Короля Льва», нет никакого «гамлетовского» подтекста.
Что круче: Конечно, «Король Лев». Все-таки это мультфильм на все времена — чего только стоит душераздирающая встреча Симбы с призраком своего отца Муфасы. Но «Император джунглей» тоже по-своему интересен.
20th Century Fox/New World Pictures
Сходства и отличия: Экипаж одного космического корабля спешит на выручку другому, однако на неизведанной планете он натыкается на звездолет пришельцев странной формы, а также на богомерзкого монстра. Это «Чужой»? Не только. Под это описание также подходит спродюсированный королем фильмов категории «Б» Роджером Корманом «Галактический террор». «Террор» — это побратим «Чужого», спецэффекты к которому делал будущий режиссер «Чужих» Джеймс Кэмерон. Правда, в отличие от космического хоррора Ридли Скотта, корабль пришельцев тут имеет форму не бублика, а пирамиды, монстр похож не на ксеноморфа, а на гигантского паука — да и играет в «Терроре» не Сигурни Уивер, а мама Лоры Палмер, Фредди Крюгер и будущий режиссер эротических фильмов Залман Кинг.
Что круче: Что тут скажешь: один фильм стал легендой, а другой пользуется популярностью исключительно среди поклонников «плохого кино».
Embassy Pictures/Rogue Pictures
Сходства и отличия: Нил Маршалл никогда не отрицал, что его «Судный день» — это оммаж «Безумному Максу» Джорджа Миллера и «Побегу из Нью-Йорка» Джона Карпентера. От «Макса» тут постапокалиптический сеттинг и погони, от «Побега» — даже не город (Нью-Йорк), а целая страна (Шотландия), превратившаяся в зону отчуждения (после выполнения опасной миссии отряду героев нужно из нее сбежать). А чтобы ни у кого не осталось сомнений, кому Маршалл признается в любви, в фильме есть два персонажа, которых зовут Карпентер и Миллер! Но несмотря на все эти фанбойские подмигивания, у картины есть одно неоспоримое достоинство: режиссер не только использует чужую эстетику для своей истории, но и еще ее творчески переосмысляет. В итоге у него получилось свое кино, но на чужом материале.
Что круче: Без сомнений, «Безумный Макс» и «Побег из Нью-Йорка» — это классика. Однако «Судный день» — это тоже уже классика, только новая. Фильм Маршалла берет только лучшее у своих предшественников.
Metro Goldwyn Mayer/Flora Film
Сходства и отличия: Неуклюжая попытка со стороны итальянцев переснять кэмероновского «Терминатора» и «Чужих» вылилась в образцово-показательный трэш под названием «Терминатор II»: так, впрочем, картина называлась только в международном прокате, оригинальное ее название «Шокирующая темнота» — и это действительно шокирующее кино. «У моего фильма нет ничего общего с «Терминатором», — говорил в одном интервью его режиссер Бруно Маттеи, также известный как Винсент Даун, но, конечно, лукавил. Картина откровенно копирует фильмы Кэмерона. Большую часть «Терминатора II» герои просто бродят по подземельям и тоннелям Венеции, пережившей сомнительный апокалипсис: водоросли уничтожили кислород в воде (не спрашивайте как) — и теперь людям надо найти путь к спасению. Однако у «Терминатора II», в отличие от «Чужих» и «Терминатора», нет внятной логической структуры, мастерской режиссуры и хорошего актерского состава. Это римская копия греческого оригинала, снятая за три копейки в канализации — туда ее и надо спустить
Что круче: Тут нечего обсуждать.
Southern Star Studios/20th Century Fox
Сходства и отличия: В 1990-е на видеокассетах «Бионозавр» Дэвида А.Прайора ходил под названием «Хищник-3», хотя, конечно, никакого отношения к франшизе, запущенной Джоном МакТирнаном в 1987 году, не имел. Его фабула скорее напоминает сюжет самого первого «Хищника»: взвод спецназовцев отправляется в джунгли, только не для того чтобы спасти заложников, а чтобы зачистить территорию, на которую упала токсичная ракета. Дальнейшее — неописуемо. Командир отряда из-за токсинов превращается в монстра еще более омерзительного, чем космический Охотник, а противостоит ему военный, который, скажем прямо, не Шварценеггер. Как и приведенный выше «Терминатор II», «Бионазавр» — яркий образчик того, как можно взять и испортить хорошую идею.
Что круче: Многие пытались переплюнуть «Хищника» — но ни у кого это пока так и не получилось.
Richard Williams Productions/Walt Disney Pictures
Сходства и отличия: «Вора и сапожника» можно было бы посчитать клоном диснеевского «Аладдина» (тут есть и мальчишка-оборванец, и красивая принцесса, и недалекий султан, и коварный визирь), если бы не одно «но»: несмотря на то что картина вышла через год после «Аладдина», на самом деле она находилась в производстве почти тридцать лет, плюс в мультфильме есть невероятный персонаж вора, который выступает катализатором всего сюжета и ведет умопомрачительные внутренние монологи.
Что круче: Очень сложный вопрос. Безусловно, «Аладдин» выглядит более целостно (режиссер «Вора и сапожника» был отсранен, и студия доделывала фильм самостоятельно). Однако, по сравнению с достаточно конвенциональным «Аладдином», «Вор и сапожник» может похвастаться по-настоящему авангардной анимацией.
Renaissance Pictures/Jaya Films
Сходства и отличия: На этом месте, в принципе, мог быть любой болливудский рип-офф (или, говоря иначе, неофициальный ремейк, подробнее о них можно почитать в эпичном материале Алексея Васильева), но «Злющие мертвецы» — это что-то с чем-то. Как и в культовом фильме Сэма Рейми, пятеро молодых людей отправляются отдохнуть за город, только индийская молодежь, в отличие от американской, знать ничего не знает о хижине в лесу. Да и не хижина это никакая, а нормальная такая дача, в которой ребята случайно вызовут нечисть. В «Злющих мертвецах», как и в любом болливудском рип-оффе, есть песни и пляски, но в очень дозированном количестве. Этот перепевка классического ужастика (зло здесь все также снято субъективной камерой, только индийскую Шерил сталкивают не в погреб, а в подвал), но с местным колоритом, собственным Некрономиконом и особым антуражем.
Что круче: Несмотря на то, что «Злющие мертвецы» невероятно смешные, если говорить серьезно, культовый хоррор Сэм Рейми, конечно, лучше.
Warner Bros.
Сходства и отличия: Две очень разные экранизации криминального романа Полы Гослинг «Бегущая утка». Обе, что называется, сняты по мотивам. Сильвестр Сталлоне так переписал текст под себя, что его герой — лос-анджелесский коп Марион Кобретти по прозвищу Кобра — стал олицетворением китчевой восьмидесятнической брутальности. В незабываемом прологе, которым, по-хорошему, и стоило ограничиться (настолько он крут), Слай говорит преступнику «Ты болезнь, а я лекарство» и отправляет своего тогдашнего конкурента Арнольда Шварценеггера с его «Коммандо» в нокдаун. Уилльям Болдуин, исполнивший в «Честной игре» (с английского «Fair Game», кстати, переводится не только как «Честная игра», но и «Объект травли») роль детектива Макса Киркпатрика, не стал такой культовой фигурой, а сама картина получилось менее примечательной: обычный боевик, каких было много в 1990-е, за тем лишь исключением, что главная интрига в нем строится на том, что в русском языке цифра «3» похожа на букву «З». В обоих фильма от исходного материала осталась только сюжетная линия с девушкой в беде. В «Кобре» Слай спасает героиню Бриджитт Нильсен от моторизованной банды «Ночные потрошители», а в «Честной игре» Болдуин защищает персонажа Сидни Кроуфорд от бывших агентов КГБ. В оригинальном же романе лейтенант Майк Малчек оберегал копирайтершу Клер Рэнделл от снайпера — но кто сейчас об этом вспомнит?
Что круче: Вклад «Кобры» в китчевую эстетику боевика, несомненно, выше, чем у «Честной игры», да и Слай круче одного из братьев Болдуин.
Lionsgate/Централ Партнершип
Сходства и отличия: Американская и русская картины рассказывают похожие истории двух братьев, которых судьба свела в финале турнира по смешанным боевым искусствам. Впрочем, одинаковая тема (продюсеры, кстати, уверяют, что сценарий отечественного фильма основан на оригинальном сценарии «Вкус крови» Дэвида Фриджерио, купленном компанией Art Pictures Studio) на выходе совсем не означает одинакового кино. Например, русский старший брат (Владимир Яглыч), в отличие от своего заокеанского визави (Джоэл Эджертон), имеет контузию и работает не школьным учителем, а по-пролетарски — утилизатором, за что получает соответствующие прозвище на ринге. Линия младшего брата (Сергей Бондарчук, в оригинале — Том Харди) с виду осталась без изменений, тем не менее его отношения с отцом (Федор Бондарчук, в оригинале — Ник Нолте) оказались раскрыты не так объемно и глубоко, как в «Воине» Гэвина О’Коннора. Также в оригинале старший брат дрался за то, чтобы сохранить собственное достоинство (и крышу над головой), в то время как в отечественной ему и его жене (Светлана Ходченкова) для пущего драматизма срочно требуются деньги на пересадку сердца для тяжелобольной маленькой дочери — в американской версии их, кстати, было две, и одна из них уже выздоровела. Плюс, что немаловажно, в «Воине» Алексея Андрианова появился персонаж Александра Балуева — серый кардинал шоу «Russia Fight Nights», на котором дерутся братья. Его появление добавило фильму закулисных скандалов, интриг и расследований — а также подарило антагониста, которого в западной ленте не было. Поэтому если американский «Воин» был про братьев, каждый из которых зашел в клетку с собственной благородной мотивацией — но победил из них тот, в ком было меньше злобы, то отечественный оказался про то, как два помирившихся на ринге родственника победили одного ушлого организатора боев — и в финале патриотично укрылись российским триколором.
Что круче: Американский «Воин» все же будет покруче.
Warner Bros./Xinheyi Film
Сходства и отличия: «Безумная Шелия» — это китайская косплей-пародия на «Дорогу ярости» (азиаты даже постарались перерисовать постер нового «Безумного Макса»). По сюжету в будущем, когда радиация уничтожила почти все живое, а мир превратился в постапокалиптическую пустыню с ряжеными байкерами и людьми, не вылезающими из своих смартфонов, женщины стали самым ценным товаром — а здоровые женщины в особенности. Поэтому все хотят оторвать кусочек от главной героини — девственницы Шелии, а она от этого становится безумной. Есть, впрочем, добрый наемник, который встает на ее защиту — и это как бы Макс Рокатански, но сама Шелия никакая ни Фуриоза, да и кино никакая не «Дорога ярости», а скорее «Дорогая гадости» — дешевый китайский abibas и лютый капустник со смехотворными погонями.
Что круче: Новый «Безумный Макс» даже круче старых частей — и вообще один из тех фильмов, что останется в истории кино, а «Безумная Шелия» — курьезная поделка, от которой сквозит любительщиной.
Люксор/20th Century Fox
Сходства и отличия: Как и в «Марсианине», в «Пришельце» космонавт остается один на Марсе. Но если в фильме Ридли Скотта ботаник Марк Уотни (Мэтт Деймон) потерялся во время песчаной бури и был оставлен своим экипажем на Красной планете, потому что его посчитали мертвым, то в отечественной картине командир экспедиции Александр Чапаев (Александр Куликов, он же режиссер фильма) жертвует собой во время аномального смерча: он изнутри отстыковывает модуль, который тянет корабль вниз. Также в обоих фильмах начинается миссия по спасению космонавта, но на этом их пути расходятся. «Марсианин» — это торжество человеческого духа и разума над экстремальными обстоятельствами: Уотни своим примером доказывает, что выход есть даже из самой патовой ситуации. «Пришелец» же едкая сатира на телевидение (из жизни Чапаева на Марсе делают реалити-шоу) и общество потребления (мерч с космонавтом расходится как горячие пирожки), которая в финале отдает еще и жуткой пелевенщиной в стиле «Омон Ра», «Чапаева и Пустота» и «Generation «П». То есть если фильм Ридли Скотта — это воодушевляющая космическая робинзонада, то лента Андрея Куликова (увы, погибшего до премьеры) — это попытка сделать философскую фантастику о самоидентификации.
Что круче: Чисто технически «Марсианин», конечно, выигрывает у «Пришельца», но отечественная картина (пусть во многом и неудавшаяся) довольно любопытно устроена, а ее сила прячется в концептуальности.