В конце 2015 года на большие экраны вернулись «Звездные войны». Это было колоссальное событие для фанатов космической саги и не только. За почти девять лет вышла трилогия-сиквел, несколько спин-оффов и еще больше сериалов. Достаточное количество контента, чтобы подвести промежуточные итоги и попытаться ответить на каверзный вопрос: почему в 2024 году всем, кроме хардкорных фанов, наплевать на «Звездные войны»?
Для начала обратимся к сиквельной трилогии («Пробуждение силы», «Последние джедаи» и «Скайуокер: Восход»). Главное, что нужно знать про нее: она не получилась. От слова совсем. В том же 2015 году еще брезжила новая надежда, особенно в первой половине «Пробуждения силы», когда Рей и Финн нашли «Тысячелетний сокол» и воспарили с его помощью над облаками. Парочка неофитов, мусорщица и штурмовик, которым до этого вряд ли бы нашлось место в старых «Звездных войнах» с их античными страстями, вдруг стали главными героями космооперы. А выходец из инди-кино Адам Драйвер с его нестандартной внешностью получил роль главного злодея — Кайло Рена (это вам не красавчик Хейден Кристенсен!).
«Звездные войны: Пробуждения Силы»
Однако режиссеру «Пробуждения силы» Джей Джей Абрамсу запала хватило только минут на сорок. Затем фильм превратился в ремейк «Новой надежды» с базой Старкиллер вместо Звезды смерти и всеми свойствами мягкого ребута, которые вежливо называют «качественным фан-сервисом», хотя на деле это банальный кризис идей. Дальше — хуже. На место профессионального ребутщика Абрамса (который, шутка ли, перезапустил не только «Звездные войны», но и другую легендарную американскую кинофантастику — «Стартрек») пришел профессиональный «тролль» Райан Джонсон, который решил на студийные деньги немного поиздеваться над франшизой. Сцена с утюгом, стоит признать, была смешной, а вот хронометраж «Последних джедаев» — непомерно раздутым. Два часа тридцать минут — до сих пор это самый длинный фильм во франшизе, и не сказать, что оправданно. Можно было сделать покороче.
Поскольку у Джонсона нет ничего святого за душой (окончательно это стало понятно после «Стеклянной луковицы», когда он спалил «Мона Лизу»), можно сказать, что «Star Wars» еще легко отделались! Режиссер в «Последних джедаях» просто убил главного злодея, оставив «Звездные войны» на таком распутье, что пришлось снова вызывать профессионального ребутщика Абрамса, чтобы он все починил (видение Колина Треворроу, который изначально должен был ставить «Скайуокер: Восход», продюсеры посчитали слишком радикальным). В итоге Абрамс просто воскресил императора Палпатина, сделал Рей его внучкой (снова не обошлось без античных страстей!) и выбесил буквально всех. Как следствие: теперь выходят только сериалы по «Звездным войнам».
То есть реально за пять лет не было ни одного фильма по «Star Wars», а среди сериалов событиями стали разве что «Мандалорец» и «Андор». По крайней мере, у них самые высокие оценки на киношных ресурсах. С «Мандалорцем» понятно — он подкупил зрителей своим олдскульным вайбом и неспешным, убаюкивающим ритмом. Легко могу себе представить такой сериал в конце девяностых — начале нулевых на СТС в 20.00. Только название бы пришлось сменить, например, на «Удивительные странствия Мандо».
Что касается «Андора», тот этот приквел мидквела-спин-оффа «Изгой-один» оказался отличным шпионским триллером. Скорее в духе фильмов про Джейсона Борна, чем «Звездных войн», что неудивительно, ведь его шоураннером выступил Тони Гилрой — сценарист трех «Борнов», который в этом сериале наглядно и многомерно показал, что члены Сопротивления могут быть такими же мерзавцами, как и имперцы. Вообще сейчас как-то особенно очевидно, что Гилрой и режиссер «Изгоя» Гарет Эдвардс — лучшее, что случилось со «Star Wars» после «Мести ситхов». «Изгой-один» уж точно лучший из всех новых фильмов франшизы.
У этого военно-полевого романа оказалось несколько слагаемых успеха. Интересная концепция (показать бойцов невидимого фронта, которые стояли за кражей чертежей Звезды смерти), не совсем характерная для бравурных «Звездных войн» печальная концовка (все герои в финале погибают, как и бывает с людьми на настоящей войне), изумительная операторская работа Грэга Фрейзера (который в отдельных сценах использовал анаморфотные объективы Ultra Panavision 70 из 1950–1960-х годов) и скрепляющая все это режиссура Гарета Эдвардса, который больше тащится от Фрэнсиса Форда Копполы, чем от Джорджа Лукаса. Например, и в «Изгой-один», и в «Создателе» он не устает цитировать «Апокалипсис сегодня». Да что там, вся финальная бойня в «Изгое» похожа на вьетнамский боевик.
Неудивительно, что среди всех свежих фильмов по «Star Wars» у этой картины самая высокая оценка на «Кинопоиске». Это концептуальная работа, которая не паразитировала на известном бренде, а попыталась придумать для него новую форму. Ни трилогия-сиквел, ни «Хан Соло» (проходной космический вестерн), ни «Книга Бобы Фетта» (которую называют неномерным сезоном «Мандалорца»), ни «Оби-Ван Кеноби» (уважительное, но необязательно продолжение «Мести ситхов»), ни «Асока» (лайв-экшн-сиквел анимационного сериала «Войны клонов», который, несмотря на живых актеров, все равно выглядит страшно мультяшно), ни уж тем более бессмысленный «Аколит» не могут похвастаться чем-то подобным. Это все так или иначе обслуживание фан-сервиса. Где-то удачная, а где-то нет попытка монетизировать чужую ностальгию. Необязательно смотреть «Империю» Брюно Дюмона, чтобы понять, что без своего создателя, Джорджа Лукаса, франшиза превратилась в самопародию.
И хотя по поводу «Звездных войн» нет сложившегося консенсуса (кто-то больше любит оригинальную трилогию, кто-то — трилогию-приквел), бессмысленно отрицать, что фильмы Лукаса — по-настоящему авторское, революционное кино, которое каждый раз двигало кинематограф вперед, а не пыталось потрафить фанатов.
Понятно, почему многие возненавидели трилогию-приквел — она оказалась слишком взрослой для инфантильных поклонников, которые, как известно, любят концепцию «Звездных войн», а сами «Звездные войны» не очень. Ну что же, теперь «Star Wars», судя по отсутствию хайпа, превратились исключительно в праздник для гиков: за пределами фанатского комьюнити они мало кому интересны.
Все потому, что «Дисней», как это часто бывает с «мышиной студией», решил взять количеством, а не качеством. Ведь, помимо игровых сериалов, выходят еще и анимационные: «Бракованная партия», «Видения», «Сказания о джедаях», «Сказания об Империи» и «Приключения юных джедаев». Иными словами, «Звездных войн» стало так много, что из фильмов-событий они превратились в конвейерный продукт. Это не означает, что на конвейерном станке не появляются жемчужины (вспомним, опять же, «Андор»), но даже они как будто теряются в общем потоке. Очевидно, нечто подобное ожидает и киновселенную «Марвел», лопнувшую на наших глазах, как мыльный пузырь. Если фильмы студии и дальше будут проваливаться в прокате, то вместо многомиллионных блокбастеров мы в ближайшем будущем увидим еще больше сериалов КВМ на Disney+.
В конце скажем еще несколько слов про «Аколит», с которым «Звездные войны», кажется, достигли своего дна. Его проблема не в том, что на посту шоураннерки оказалась сценаристка и режиссерка Лесли Хедленд, которая ничего не знает про франшизу (Тони Гилрой тоже не то чтобы про «Star Wars» человек), и не в том, что в первой серии главная героиня тушит пожар в космосе (у Джорджа Лукаса стреляли в космосе, что с того?), а в том, что в сериале смертельно скучная экспозиция. После первой серии совершенно не хочется смотреть вторую — еще есть вопросы, почему «Звезды войны» из мирового явления превратились в необязательное?