Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
14 мая 2020

Почему новый русский сериал про лихие 90-е «Мир! Дружба! Жвачка!» — это наши «Очень странные дела» (объясняем на коубах!)

Евгений Ткачёв
Редактор «Афиши»
На стриминговом сервисе Premier своего экватора достиг сериал «Мир! Дружба! Жвачка!» Ильи Аксенова, который снят через ностальгические девяностнические фильтры и претендует на то, чтобы стать отечественной версией «Stranger Things». Рассказываем на конкретных примерах, как устроен этот проект, по какой-то чистой случайности еще не ставший всенародным хитом.

Миллениалы вдруг стали настолько стары, что про их детство уже снимают сериалы. Формально «Мир! Дружба! Жвачка!» — это такое же ностальгическое залипалово, как и «Очень странные дела», но еще более близкое нам по духу, ведь если «ОСД» были про американские 80-е (знакомые отечественным зрителям главным образом по видеосалонам и видеопрокату), то «МДЖ» (у которого уже вышло пять серий из восьми) — про родные лихие 90-е.

В сериале это время подвергается романтизации, но в этом нет ничего удивительного — детская и подростковая оптика отличается от взрослой, а авторы «Мира! Дружбы! Жвачки!» — как раз люди, родившиеся на осколках СССР и в эпоху первоначального накопления капитала. Юные миллениалы думали не про ваучеры и приватизацию, а про новый дивный и дикий мир, в котором царили не только рэкет и криминал, но и хлынувшая с Запада запрещенная ранее поп-культура (страшно представить, сколько российских гангстеров вдохновлялись примером Тони Монтаны!). В «МДЖ», разумеется, много таких бандосов, как и в недавнем «Быке», но главные герои все же не они, и не потерявшие себя на сломе эпохи литераторы, и не обретшие себя, наоборот, «челноки», а компания подростков, образующая так называемое «Братство крыши» (изначальное название сериала).

Эти четверо ребят — три парня (Санька, Вовка, Илья) и одна девушка (Женя) — тусуются на крыше одного из домов, вступают в конфронтацию со сверстниками и оказываются втянуты в противостояние двух преступных группировок: ветеранов Афгана и кавказской мафии. Параллельно они выясняют отношения между собой и своими родителями, которые болезненнее детей реагируют на перемены в стране.

Забавно, что сейчас, когда выросло целое поколение, которое ни дня не жило в 90-е и которому все можно (потому что его представителям уже есть по 18 лет), сериал про последнее десятилетие XX века выглядит таким же ретро, как и сериалы про 60-е (скажем, «Оттепель» и «Оптимисты»). С этой мыслью, конечно, еще только предстоит свыкнуться, ну а пока попытаемся разобраться в том, из каких элементов и примет эпохи состоит «Мир! Дружба! Жвачка!», который смотрится не менее вдохновенно и увлекательно, чем первый сезон «Физрука».

  • Сюжетную схему с участием группы малолетних друзей, которые впутываются в очень странные дела, придумали не «Stranger Things», но именно они вдохнули в эту фабульную матрицу новую жизнь: фантастика, хорроры и триллеры с детьми теперь выходят каждый год (см. «Лето 84», «Рубеж мира», «Оно»). Но сравнивать «Мир! Дружбу! Жвачку!» хочется не с новым «Оно», а со старым, которое вышло за три года до описанных в сериале событий и которое главные герои вполне могли видеть. Когда они идут по железнодорожным путям и вдоль труб, трудно избавиться от ощущения, что сейчас они столкнутся с клоуном-убийцей, но ожидает их не тварь из иных миров, а кое-что похлеще: шпана, которая держит мост, ведущий к музыкальной школе.

  • Вместо демогоргонов и других чудовищ в сериале, опять же, фигурируют бандиты с говорящими, как принято в классической литературе, именами. Так, дядю главного героя Саньки Рябинина (Егор Губарев) зовут Алик Волков. Его роль символично исполняет Юрий Борисов, который уже играл девяностнического бандита по прозвищу Бык в триумфаторе «Кинотавра-2019». Все эти «быки» и «волки», конечно, атавизм эпохи, которая перемолола немало таких молодцов, которые думали, что выйдут из пешек в дамки, а вместо этого словили пулю. Бэкграунд Алика еще усилен тем, что он ветеран Афганской войны — одной из самых противоречивых страниц советской истории, бывшей, по сути, русским Вьетнамом. По ночам его одолевают кошмары.

  • Кстати, флешбэки в сериале сделаны с выдумкой: они оформлены, как перемотка на видеокассете, — и это тоже соответствует духу времени. Эпоха VHS была кратковременной, но стремительной — особенно в России, где преобладало видеопиратство и сформировалась своя культура потребления на кассетных развалах. Также «пленочная культура» славилась своим лексиконом и техническими особенностями: не уверен, что все зумеры сходу скажут, что такое «дописка», «чистить головку» (видеомагнитофона, разумеется) и к каким хитростям приходилось прибегать, чтобы записать ночной эфир.

  • Из других примет времени: вещевые рынки, на которых постсоветский народ покупал одежду из Польши, джинсы-варенки и гэдээровские бейсболки USA California, постеры с Сильвестром Сталлоне и «Кикбоксером», висящие на стенах у главных героев, видеоигровую приставку Dendy (тайваньский клон Nintendo), на которой ветераны-афганцы у себя в штабе-ангаре рубятся в Street Fighter.

Занятно, что разгром рынка и в «Быке», и в «Мире! Дружбе! Жвачке!» снят с помощью одного длинного трекинг-шота.

  • Если «Stranger Things» — это стилизация, но снятая из сегодняшнего дня, поэтому в третий сезон (на волне MeToo) проникла не только girl power, но и идеи феминизма, то «Мир! Дружба! Жвачка!» — ретро, которое создатели сериала не спешат разбавлять современной повесткой. Тем не менее за фем-репрезентацию в «МДЖ» отвечают три сильные героини: держащая семью в ежовых руковицах мать Саньки Рябинина — Надежда (Ксения Каталымова), боевая подруга Саньки — пацанка Женя (Валентина Ляпина, похожая на Макс из «Очень странных дел») и девушка Алика — Эльза (Ангелина Стречина). Впрочем, поскольку интересы героинь так или иначе крутятся вокруг мужчин, а с другими женщинами они не контактируют, мы все равно имеем замкнутый патриархальный мирок, в котором женщины либо вынуждены брать власть в свои руки, либо выгрызать право на то, чтобы с ними считались.

  • «МДЖ» продолжает тему токсичной маскулинности, затронутую в «Физруке». Если Дмитрий Нагиев играл бывшего бандита, который не заметил, как «лихие 90-е» закончились, то мужские персонажи «Мира! Дружбы! Жвачки!» еще даже не вышли из той эпохи. Они порождение мачистской культуры — особенно дедушка Саньки, Сан Саныч (Сергей Степин), который пропагандирует культ силы, своих внуков называет не иначе как волчатами, корит дочь за то, что она вышла замуж за слабовольного писателя-рохлю Федора Рябинина (Степан Девонин), и боготворит своего сына Алика, про которого думает, что он служит миротворцем в Югославии. Все мужчины, так или иначе, оказываются связаны этой круговой порукой силы, они не готовы говорить о своих чувствах, а единственный персонаж, который не стремится быть брутальным, это друг Саньки, Жени и Вовки (Егор Абрамов) — Илья (Федор Рощин). Возможно, он гей, но это не точно.  

 

  • В одной из серий «Братство крыши» симптоматично берет на попечение собаку, которую, разумеется, нарекают Лэсси (хоть это не колли, а дворняга) и которая становится яблоком раздора (с ней связан один из самых трагических моментов сериала). В этом нет ничего удивительно: в начале 90-х фильмы про животных (от «Бетховена» до «Дороги домой») пользовались невероятной популярностью на постсоветском пространстве. Тогда еще всем было невдомек, что через 30 лет на экране настоящих зверей заменят CGI-модели.

  • В сериале звучит много музыки — не только аутентичной эпохи (Dr. Alban, Татьяна Буланова, Ирина Аллегрова, Haddaway), но и ревизионистской (кавер Сироткина на «Дыхание» «Наутилуса Помпилиуса» и «Химия» Муджуса). Поэтому надеемся, что сам сериал окажется не только умелой стилизацией, но и высказыванием, если не закрывающим тему 90-х (как это сделал девятый сезон «Американской истории ужасов» с 80-ми), то хотя бы ее достойно переосмысляющим.


Также сериал можно будет посмотреть на ТНТ с 18 мая, начало в 22:00.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все