Когда студия Naughty Dog в 2013 году выпустила апокалиптический экшен The Last of Us, игра мгновенно стала хитом и среди журналистов, и среди обычных геймеров. И со временем ее слава только разрослась. Спорный, но впечатляющий сиквел, ремейк — и вот теперь сериал на HBO, над которым сценарист и режиссер двух частей Нил Дракманн поработал вместе с шоураннером «Чернобыля» Крейгом Мазином.
В мире «Одни из нас» (неточная локализация игры в России появилась из-за необходимости сохранить шрифт названия на обложке) человечество поразила эпидемия грибка кордицепса. Он довольно мерзким способом прорастает в человеке и порабощает его, превращая в местный аналог зомби. Главный герой, мрачный контрабандист Джоэл (Педро Паскаль), живет в оцепленной военными карантинной зоне в Бостоне. Вместе с напарницей Тесс (Анна Торв) он планирует вырваться оттуда, чтобы добраться до своего брата Томми (Гэбриел Луна), примкнувшего к освободительной группировке под названием «Цикады». Тем временем в том же Бостоне одна из предводительниц «Цикад» по имени Марлин (Мерл Дэндридж) планирует побег из города, чтобы вывести оттуда загадочную девочку Элли (Белла Рэмси).
Адаптация сюжетной видеоигры, которая считается золотым стандартом сторителлинга в медиуме, — та еще работенка: необходимо не только увлечь новую аудиторию, но и не дать заскучать старой, уже знакомой с историей. И Мазин, судя по первому эпизоду, сумел усидеть сразу на двух стульях. В сериале столько изменений по сравнению с игрой, что моменты, когда адаптация дословно цитирует оригинал, выглядят приятной пасхалкой. Но в то же время персонажи, костяк истории и ее дух все еще на месте. А правки настолько естественны, что теперь игра рискует оказаться беглым пересказом сериала.
«Одни из нас» с самого начала демонстрируют моменты грамотной, вдумчивой адаптации. Как и игра, «Одни из нас» начинается с продолжительного пролога о начале эпидемии в 2003 году, а его героиней становится Сара (Нико Паркер), дочь-подросток Джоэла. В игре мы проводим с ней совсем немного времени, но успеваем испытать эмпатию к девочке, потому что нам дают управлять Сарой и почувствовать себя на ее месте. Сериал же ровно для этих целей расширяет присутствие Сары — чтобы (внимание, сейчас будет спойлер) мы успели проникнуться симпатией к нашей временной протагонистке перед ее внезапной смертью. Два разных медиума, два разных подхода — одинаковый результат.
Первую серию «Одни из нас» должен был снять Кантемир Балагов, но по не слишком внятным причинам он отвалился от проекта, а режиссером эпизода значится Крейг Мазин. Непонятно, сколько успел отснять Балагов (успел ли он снять хоть что-то?), зато у сериала осталась российская операторка Ксения Середа. Хочется верить, что это ее билет в большое голливудское кино. Картинка «Одни из нас» выглядит отлично: заметно дорогой сериал, чью лакированность оттеняет интимность камеры Середы. В решении сосредоточится на крупных и средних планах героев чувствуется отзвук оригинала, где игрок видел своего персонажа примерно в такой же визуальной перспективе. Разве что теперь камера сосредоточена на лицах, а не спинах. Но еще это добавляет сериалу приземленности — даже в блокбастерной сцене с участием самолета примерно в середине эпизода.
Этот интимный стиль сериала — самое верное решение для адаптации The Last of Us. В конечном счете фундамент всей игры вовсе не геймплейные механики, не зомби-хоррор и не экшен-сцены, а отношения Джоэла и Элли. Уже можно сказать, что Паскаль и Рэмси прекрасны в своих ролях. Ради Паскаля Джоэлу пришлось потерять «белое» происхождение, однако актер очень похож на прототип и даже говорит интонациями Троя Бейкера, исполнявшего роль Джоэла в оригинале. Больше всего критики в касте досталась Рэмси — актриса в конвенциональном смысле менее миловидна, чем Элли в игре. Однако ее работа должна сразить любого скептика. Несмотря на то что в первой серии мы проводим совсем немного времени с Элли, Рэмси успевает точно передать ершистую и ранимую энергию героини. Это стопроцентное попадание.