Москва

Первые впечатления от «Локи» — сольного мини-сериала про главного марвеловского антигероя

С 9 июня на Disney+ выходит «Локи» — шестисерийный мини-сериал про обаятельного марвеловского плохиша. Спасенный от гибели в последних «Мстителях» трикстер отправляется в неизведанную территорию мультивселенных MCU. Том Хиддлстон и его обаяние на месте — для кого-то этого достаточно, чтобы бежать смотреть. Для всех остальных — наш текст. Внимание, в тексте есть легкие спойлеры.
Василий Говердовский
10 июня 2021

Трикстер Локи (Том Хиддлстон) на сей раз обманывает, кого не надо — судьбу. После внезапного и счастливого бегства в последних «Мстителях» он попадает в руки Управления временными изменениями — межпространственной организации, регулирующей незаконные отклонения от временной линии. По их стандартам Локи — преступник, ведь ему суждено погибнуть. Однако у агента Мобиуса (Оуэн Уилсон) свои планы на неудачливое божество — кто-то убивает его коллег из Управления, и этот кто-то связан с Локи теснее, чем вы можете себя представить.

4-я фаза кинематографической вселенной Marvel должна была начаться с «Черной Вдовы», но коронавирус внес коррективы. Теперь в роли предвестников будущего MCU выступают сериалы: сначала «ВандаВижен» проложил дорожку к новой части «Доктора Стрэнджа», а теперь «Локи» знакомит фанатов с концепцией мультивселенных. Параллельные реальности будут основным элементом как минимум для вышеупомянутого сиквела «Стрэнджа» (собственно, его подзаголовок — «В мультивселенной безумия») и нового «Человека-паука», где обещают собрать под одной крышей всех Питеров Паркеров и едва ли не всех злодеев из разных киноверсий приключений дружелюбного соседа.

Почти все события первого эпизода происходят в бежевых стенах Управления (в оригинале — Time Variance Authority, или сокращенно TVA), где атмосфера напоминает гиллиамовскую «Бразилию», «Автостопом по галактике» Адамса и другую классику сай-фай-сатиры над бюрократией. Тут зрителю объясняют новую концепцию и к чему могут привести манипуляции с временными линиями. Кевин Файги обещает, что события «Локи» радикально встряхнут вселенную, но пока что его слова вызывают скепсис. Предыдущие сериалы Marvel (те, которые студия сама производила, — «Вандавижен» и «Сокол и Зимний солдат») специально спроектированы таким образом, чтобы к концу сюжета вернуться к статус-кво, установленному в фильмах. Боссы студии явно побаиваются принуждать зрителей продираться через все сериалы MCU, и это решение можно как и понять, так и критиковать. Кто-то порадуется отсутствию необходимости смотреть тонны контента, чтобы не потерять сюжетную нить; кто-то, наоборот, расстроится необязательности сериальных сюжетов. Как говорится, чуз ер файтер. Но будет любопытно, если авторы найдут способ не запутать свою многочисленную аудиторию. К слову, сценарист «Локи» Майк Уолдрон пишет еще и сюжет «В мультивселенной безумия», так что, по всей видимости, связь между проектами сильней, чем пока можем увидеть мы.   

Как бы то ни было, большинство зрителей придут смотреть «Локи» ради титульного героя и Тома Хиддлстона — и тут сериал не должен разочаровать. Хиддлстон был открытием в первом «Торе» и с тех пор вжился в шкуру бога обмана: актер с пол-оборота находит необходимую тональность для своего персонажа — шута, афериста и трагического героя одновременно. Правда, пока сценарий слишком занят объяснением новых правил и не дает Локи по-настоящему ударных моментов.

Сценаристы уже интригуют занятной сюжетной линией героя на грани с метакомментарием. Персонаж Уилсона с бумерскими усами проводит Локи экскурсию по его временной линии, запечатленной в фильмах, с целью донести мысль: действия всех живых предопределены, а функция существования Локи заключается в том, чтобы дать другим стать героями. Локи верит в свою способность вершить собственную судьбу, но увиденная со стороны жизнь трикстера серьезно расшатывает его уверенность в себе. Свобода воли против детерминизма — насколько глубоко пойдет сериал в сталкивании двух позиций?

Это диснеевская продукция, так что философских откровений ждать не стоит. Но из намеченных линий может получиться занятный сюжет. Логично предположить, что реальными антагонистами станут загадочные древние существа во главе Управления, диктующие развитие событий. Но пока сценаристы хотят заставить нас поверить в то, что главным злодеем будет иная вариация Локи, которую, скорее всего, играет актриса Софи Ди Мартино. Да, у Локи будет женская версия — и, возможно, не только. Во всяком случае в комиксах у бога обмана было несколько личин — например, Локи-подросток и Локи-старик, —  будет любопытно увидеть, как они столкнутся.

Из других занятных вещей в первой серии. Управление, судя по интерьерам, застряло где-то в 1960-х; хештег «приятный ретрофутуризм». Неброское обаяние Оуэна Уилсона очень к месту, а его химия с героем Хиддлстона обещает перерасти в полноценный (и очень обаятельный) броманс. Еще обратите внимание на небольшое появление в первом эпизоде судьи Равонны Ренслеер в исполнении Гугу Мбаты-Роу — у ее героини богатая биография в комиксах, с которой лучше ознакомиться самостоятельно; помимо всего прочего, изначально она возлюбленная суперзлодея Канга, который должен появиться в новой части «Человека-муравья» в исполнении Джонатана Мейджорса («Страна Лавкрафта», «Пятеро одной крови»). Будет странно, если Равонну привели в «Локи» сугубо ради фансервиса для особо внимательных.

Пока что главное слово, которое хочется произнести в адрес «Локи», —  «многообещающе». Впрочем, это же можно было сказать и про предыдущие сериалы Marvel, которые в итоге скорее разочаровывали. Пожалуй, стоит заранее подготовиться к тому, что история Локи окажется глубоко второстепенной в масштабах кинематографической вселенной. Но куда обиднее выйдет, если борьба Локи с судьбой обернется превращением из кэмпбелловского трикстера в кэмпбелловского же героя. Пожалуй, это самое скучное, что может произойти с персонажем. Впрочем, Локи недаром называют богом обмана — посмотрим, какие еще иллюзии он для нас приготовил.