live
Сериалы Мир Еда Магазин DAILY Пикник «Афиши»
Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Армавир
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Губкин
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новочеркасск
  • Ногинск
  • Норильск
  • Нягань
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкино
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

История одной песни «Орландина»

В регулярной архивной рубрике «Афиши» — редкая для этой рубрики вещь отечественного производства: вольная кавер-версия Алексея Хвостенко на посвящение Брассансу, сведенная с сюжетом из Яна Потоцкого и впоследствии сама подвергшаяся неоднократным перепевкам.

Текст: Никита Величко 

Долгое время российским слушателям каноническая версия «Орландины» была доступна только в записи — эмигрант Хвостенко опасался возвращаться в Россию (эта фотография сделана в 2001-м на концерте в Израиле). Весной 2004-го Хвостенко все-таки вернулся — и успел до своей смерти в ноябре того же года многократно исполнить и «Орландину», и другие нетленки для всех желающих и со всеми желающими

 

«А это песенка…» — говорит Алексей Хвостенко на «Парижских сейшенах», записи квартирника 1990 года, на которой впервые прозвучала «Орландина». «Песенка» — очень точное слово: даже на фоне других незатейливых сюжетов «Орландина» как будто лишена привычной для Хвоста милой мудрености. Это, впрочем, только на первый взгляд — который, как напрямую следует из песни, далеко не всегда соответствует действительности.

Текст «Орландины» был написан 42 года назад Хвостом и его частым соавтором Анри Волохонским. Сочинять начали в поезде Ленинград–Псков (идет четыре с половиной часа), закончили вскоре за обедом — довольно быстро, строчка за строчкой, новелла из «Рукописи, найденной в Сарагосе» польского романтика Яна Потоцкого превратилась в диалог юноши и Люцифера в образе красавицы. У Потоцкого юноша сам жаждет встречи с дьяволом или его дочерью, в итоге расплачиваясь за блуд и чревоугодие. У Хвостенко-Волохонского повествование ведется от его собственного имени, при этом герою сложно не сочувствовать — и получается скорее не про грех, а про гибельную влюбленность, чувствующуюся на каком-то бессознательном уровне.

Из всех образов инферно «Орландина» — один из самых привлекательных. Даже не потому что воображение рисует обаятельную девушку — просто ее имя очень хорошо звучит. Во втором куплете Орландина называет себя несколько раз подряд, что во многом и становится причиной обольщения. Впрочем, Леониду Федорову песня сначала не понравилась — показалась слишком шуточной. Но это только на тот же самый первый взгляд. Потом «Орландина» станет первым номером на «Чайнике вина», а Федоров споет ее на очень-очень многих концертах, пока она не станет чем-то вроде «Дороги» и не надоест.

 

Строго говоря, оригинал «Орландины» находится на альбоме «Чайник вина», но эта запись, вышедшая потом в рамках альбома Хвостенко «Опыт постороннего творческого процесса», в каком-то смысле даже лучше передает свободный дух сочинения

 

 

Несмотря на серьезность положения лирического героя, с самой «Орландиной» все всегда было очень бесхитростно. Конечно, можно начать выдумывать мифы и легенды — что это за непонятные звуки в конце второй минуты версии «Сейшенов»? Случайно ли именно во время записей с Хвостенко некоторые участники «Аукцыона» попадали в больницы? И почему одноименный петербургский клуб в этом году закрылся второй раз? На деле — семь литров вина и готовый «Чайник…», редкий альбом «Аукцыона», которым Федоров более-менее доволен до сих пор. Одна просьба Натальи Пивоваровой — и великодушный даритель Хвостенко разрешает усложнить аранжировки, сделать «Орландину» одной из самых элегантных и впоследствии одной из самых известных вещей «Колибри».

Хвостенко, кажется, не очень нравилось, что написанный им (также в соавторстве с Волохонским) «Рай» стал всенародно любимым «Городом золотым», да еще и с ошибкой в первой строчке. Своим демоническим сюжетом он, однако, делился беспрепятственно — хоть и воспользовались им на удивление немногие. Хлебников, один из любимых хвостовских поэтов, делил людей на изобретателей и приобретателей — первый выдумывают, вторые только и делают, что заимствуют. Ни Хвост, который этой теории придерживался, ни его апологеты про «Орландину» ничего особенного не выдумали — однако с песенками это, кажется, совершенно ни к чему.

 

7 перепевок «Орландины»

 

1. Жан Ферра

Строго говоря, не кавер-версия, а первоисточник. Хвостенко слушал записи французских шансонье еще в конце 60-х — их ему привозили французские друзья, преподававшие в МГУ. Эта песня Жана Ферра посвящена Жоржу Брассансу — анархисту, поэту и композитору, очень любимому Хвостом. Ровно потому он «A Brassens» запомнил и через много лет наложил на нее текст «Орландины», хоть ничего общего с Потоцким песня Ферра и не имеет.

 

 

2. «Колибри»

Впервые «Орландину» многие услышали именно в исполнении «Колибри» — их «Манера поведения» вышла на год раньше «Чайника…». С «Аукцыоном» они были в Париже в гостях у Хвостенко более-менее в одно время, но, видимо, именно Наталья Пивоварова первой расслышала хит и одинаково грандиозно спела за юношу и Люцифера. В гитарной версии «Аукцыона» посторонние инструменты врываются лишь в некоторые моменты — у «Колибри» же музыка построена на причудливых мелочах, что делает их «Орландину» одной из лучших русских кавер-версий всех времен.

 

 

3. Ольга Арефьева

Арефьева тоже спрашивала разрешения у Хвостенко и тоже получила его незамедлительно. «Сам моя смерть» вместо финального «Сам сатана»; в кульминации про медный зуб, которую Пивоварова поет пугающе, Хвостенко — обреченно, а Федоров — с каким-то чувством радости поражения, Арефьева тянет гласные и доводит трагизм до невозможного предела.

 

 

4. Леонид Федоров и Анна Хвостенко

И снова девушка поет — на этот раз вокалистка группы «Шерри-Бренди» и дочь автора текста Анна Хвостенко; именно «Орландина» — их неизменный дуэт с Федоровым на вечерах памяти Хвостенко.

 

 

5. Хвост и «deГенераторс»

Во-первых, хвостовская способность не попадать в ритм тут особенно показательна, во-вторых, с аутентичной аукцыоновской версией музыканты не сделали почти ничего, в-третьих, Хвост, кажется, сильно пьян. И все же он пел ее так не раз — и, кажется, это последнее исполнение «Орландины» в версии автора, которое было бы преступно не упомянуть.

 

 

6. «Дамские пальчики»

Инструментальная версия от женского квартета из Нижнего Новгорода, собранная из тех же струнных, что и у «Колибри».

 

 

7. «Бонифаций и красные металлисты»

Перкуссия из трех человек, демонический вопль и кабацкие обертона в версии рокеров из Иваново.

 

История одной песни: смотрите также

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • Про "чувство радости поражения" хорошо подмечено

  • Очень интересно было узнать про происхождение этой чудной песни, спасибо.
    Версия от Арефьевой хороша — ранее не доводилось слышать.

    • повезло Вам с именем-фамилией, однако

      • не жалуюсь, спасибо ))

        не могу вообще сказать, что мне как-то уж особенно близка эта арт-когорта (тех же Ы или Колибри люблю скорее выброчно), и всё же... в Париже (где, собственно, и живу) мне доводилось общаться с одим знакомым Хвоста (и тоже тёзкой), захаживать в их сквоты-мастерские — невольно проникаешься этим свободным творческим духом, как банально это ни прозвучит

        если кому интересно: нагуглил интервью с этим знакомцем-художником, сам не читал ещё
        выглядит он почти как Лев Толстой, когда зарастает, однако ж ему всего 50, оказывается
        под гитару песни Хвоста непременно любит поисполнять ) а однажды на пару с кем-то на тамтаме на той же акустике сбацал "Кашмир", я даже остался впечатлён

        и ещё одну дочку Хвоста как-то где-то видел
        впрочем, Париж город маленький, это просто я больше домосед, можно было бы тонну знакомств успеть завести )

  • Слишком много трупов. Ни Хвоста, ни Пивоваровой с нами уже нет...
    Что же до питерского клуба, то его переезды с закрытиями вещь безумная... Как минимум,три адреса, не считая неоднократных визитов госнарконтроля (не говоря уж об Комитете Э). Но иначе вероятно никак

  • спасибо за материал!

  • good )

  • удачно мелодию спёрли.
    Жан Ферра не высказывался по поводу?

  • Строго говоря, не кавер-версия, а первоисточник.
    опаньки
    а если не строго, то всё-таки кавер-версия?

  • Хвост и Леня п****ц какие певцы... мелодию с******и... текст написали вроде еще ничего, но не шедевр уж точно... и в чем культ то? в том, что прикольно с друзьями после чайника вина на кухне все это слушать и ржать потом как идиоты?

    • успокойтесь и валите слушать ваенгу

      • Вы прекрасны!) Отличный совет для товарища Виссариона.

  • Замечательный материал, спасибо авторам. Я, к стыду своему даже не знала о каверах.

  • По тексту и общему настрою очень напоминает how the great satanic glory faded тибета

  • Кто первый с№издил, тот и автор (с)
    Версию Ферра впервые слышу и фейспалм испытываю.

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Планы на выходные Посмотрите на пичуг, сильфид и прочую психоделию с фестиваля света в «Останкино»

Самый короткий фильм Кристофера Нолана, окончательно возносящий до небес холодный и техничный...

Соцсети влияют на наши взгляды — от содержания алгоритмической ленты новостей зависит, как наша...

В очередном обзоре новых ресторанов и кафе — тосканская кухня в павильоне на берегу Патриарших...

Познакомьтесь с 27-летним бренд-менеджером из Воронежа, который разрушает гендерные стереотипы и...