Все развлечения Москвы

Новогодние каникулы в Санкт-Петербурге

В преддверии новогодних праздников «Афиша» составила гид по главным развлечениям Петербурга: кинопремьеры и выставки, детские спектакли и концерты, ярмарки и театральные представления — каждый найдет себе что-нибудь по душе.

Кино

Викинг

Данила Козловский машет мечом в Древней Руси

Мегаломанская историческая драма при поддержке Первого канала о наших средневековых временах, то есть о Древней Руси, о которой всем так хочется снять свою «Игру престолов». Фильм мастерили несколько лет, в главной роли князя Владимира значится абсолютная русская кинозвезда Данила Козловский, на остальных ролях — все остальные лучшие актеры нашего кино. В качестве эксперимента фильм выйдет в прокат сразу в двух версиях: для семейного досуга в формате «12+» и для тех, кто любит пожестче, — с маркировкой «18+». Эта версия — «12+».

С 29 декабря

 

Кредо убийцы

Майкл Фассбендер убивает людей в экранизации серии видеоигр Assassin's Creed

Джастин Курцел с тем же актерским составом, что и в своем брутальном «Макбете» (Майкл Фассбендер, Марион Котийяр), поставил экранизацию одноименной видеоигры про войну тайных обществ, тамплиеров и ассасинов. Фассбендер позвал режиссера на проект по блату, сам Фассбендер в игру не играл, Котийяр согласилась сняться, потому что ей снова захотелось поработать с той же командой. То есть, в отличие от «Варкрафта», фильм сделали не гики, что может сыграть ему на руку.

С 5 января 2017

 

Изгой-один: Звездные войны. Истории

Дарт Вейдер возвращается, но только в спин-оффе

Первый из запланированных спин-оффов «Звездных войн», действие которого происходит между третьим и четвертым эпизодом саги, — группа межгалактических повстанцев под руководством Фелисити Джонс выкрадывает чертежи «Звезды Смерти», чтобы Дарт Вейдер забеспокоился. Интересная задумка: сместить фокус с главных героев на бойцов невидимого фронта. Главное, чтобы студия все не испортила, — как и в случае «Отряда самоубийц», фильм досняли и перемонтировали, чтобы он больше соответствовал собственному трейлеру.

С 15 декабря

 

Выставки

Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения

Несколько сотен полотен самого известного отечественного мариниста

Поводом к масштабной экспозиции стало 200-летие со дня рождения главного и самого известного отечественного мариниста. Насколько фигура Айвазовского важна для русской культуры, говорит то, что выставка заняла оба крыла корпуса Бенуа. Несколько сотен полотен привезли из нескольких музеев, в том числе из Третьяковской галереи, а также частных собраний. Хотя выставка частично повторяет большую летнюю экспозицию в московском музее, она отличается составом произведений. Количество полотен, представленных в Русском музее, красноречиво говорит о том, что Айвазовский был сверхплодотворным автором, за что его критиковали и одновременно любили современники. Погрузиться в каждую картину едва ли получится, а вот проникнуться разными состояниями моря Айвазовского точно стоит.

Русский музей, 22 декабря — 10 марта 2017

 

Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты

Ученики важнейшего отечественного художника XX века

Отправная точка экспозиции в Русском музее — преподавательская деятельность Кузьмы Петрова-Водкина. Сменив в 1910 году на учительском посту Льва Бакста в частной школе Званцевой, Петров-Водкин собрал вокруг себя несколько десятков учеников. Когда он был профессором в Академии художеств, число его последователей в разы увеличилось. При этом художник был строгим педагогом, во многом довлеющим над подопечными и однажды заметившим: «Я не плодил дилетантов». Выставка впервые собрала произведения тех авторов, кто сохранил свою индивидуальность, переосмыслив установки учителя, — Александра Самохвалова, Герасима Эфроса, Владимира Малагиса и других..

Эрмитаж, до 30 апреля 2017

 

Космос. Love

Первая петербургская выставка московского культурного центра Artplay

Филиал московcкого центра дизайна Artplay открывается в Петербурге мультимедийной выставкой «Космос. Love». В здании бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения на Красногвардейской площади разместилась масштабная медиаинсталляция, посвященная идеям освоения космоса. Огромные световые панно рассказывают истории всех сопричастных — художников-авангардистов Малевича и Татлина, которые грезили утопическими мирами в космосе, ученых Циолковского и Федорова, которые подвели под это математическую основу, и, конечно, космонавтов — Гагарина, Терешковой и Леонова. Для того чтобы ощутить себя участником космической миссии, здесь использовали технологичную анимацию и множество спецэффектов. 

Artplay, до 20 января 2017

 

Концерты

Громыка

Абсурдистский номенклатурный твист

«Громыка» — самая забавная и успешная абсурдистская русская группа этого года. Пять статных мужчин в одинаково унылых советских костюмах выдают номенклатурный твист, звенят на ксилофоне и весьма сдержанно доводят до идиотического предела эстетику брежневского застоя — остаться равнодушным к такому сложно. Сейчас «Громыка» движется по очень правильной траектории. Коллектив записал отличный второй альбом и придумал для него шедевральную обложку, сошелся с белорусскими коллегами по гротеску «Кассиопеей» и закрепляет успех серией концертов — один из них состоится уже второго января.

Mod, 2 января 2017

 

Каста

Редкий концерт главной рэп-группировки страны

В этом году «Каста» выпустила остросоциальный трек «Они», историю о всеохватывающем коммунальном параличе с портретиком Сталина на стене, лубочным патриотизмом и беспомощностью шагающих в строю горожан. В году 2017 группировка обещает выпустить новый альбом — есть шанс, что без премьер концерт в Петербурге не обойдется. К тому же «Каста» не появлялась в городе уже больше года, а в новогодние праздники выступлений обычно не дает.

Аврора, 4 января 2017

 

Tequilajazzz

Редкий концерт знаковой альтернативной группы

Сочетая интеллигентно-эзотерическую лирику с безупречной техничностью исполнения, Tequilajazzz оказалась самой долгоиграющей, умной и прославленной группой петербургской альтернативной сцены. Сейчас ее лидер Евгений Федоров занимается другими проектами — лаконичной и более электронной формацией Zorge, а также мини-оркестром Optimystica Orchestra, поэтому редкий концерт Tequilajazzz можно считать важным событием для всех любителей качественной рок-музыки.

Космонавт, 4 января 2017

 

Женя Любич

Новогодний концерт петербургской исполнительницы

Петербурженка Женя Любич — известная в местных масштабах певица, которая вдохновляется французским шансоном и исполняет чувственные лиричные баллады под акустическую гитару и фортепиано. В новогодние каникулы она сыграет программу из лиричных праздничных песен, а также представит свой мини-альбом «Снежно».

Эрарта-сцена, 6 января 2017

 

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра

Величайшая рождественская оратория

Оратория «Мессия» Генделя — это не только один из главных шедевров христианской музыки, но и одно из наиболее совершенных произведений композитора. Религиозный контекст здесь никак не довлеет над собственно музыкой: ораторию можно назвать коллекцией лучших арий и сюит Генделя, а хор «Аллилуйя» и вовсе стал известен как отдельное сочинение (это та самая музыка, которую вы наверняка много раз слышали в фильмах и сериалах в те моменты, когда нужно как-то озвучить божественное ликование).

Концертный зал Мариинского театра, 5 января 2017

Театр

Zholdak Dreams: похитители чувств

Мафиози и космические пираты перекраивают «Слугу двух господ»

Дом доктора Ломбарди, где происходит действие, располагается прямо в центре космоса, Флориндо является в образе киборга, Панталоне — в виде обаятельного трансвестита, сам папаша Ломбарди готов потягаться с доном Корлеоне и богатством, и влиятельностью, хотя и выглядит уморительно смешной комической маской. О метаморфозах остальных героев лучше умолчать, сохраняя интригу. Но непременно надо сказать, что украинский театральный хулиган Андрий Жолдак, приглашенный на постановку в Каменноостровский театр (вторая сцена БДТ) и получивший в свое распоряжение стажеров театра, себе не изменяет: пока дело дойдет до собственно истории, зрителям предстоит выдержать длиннющее мистическое первое действие, в котором главными будут два космических агента, похожие на Микки-Маусов. Впрочем, глядя на сцену, можно развлечься игрой в киноассоциации: Жолдак мастерски монтирует друг с другом Линча и Кубрика, Хичкока и Тарантино.

Каменноостровский театр, 5, 6 января

 

Пьяные

Жизненно важные откровения и прозрения в измененном состоянии сознания

В пьесе Ивана Вырыпаева пьяны абсолютно все герои: случайная девушка, бредущая по улице, и директор крупного кинофестиваля, банкиры и их жены, девушки-модели, менеджер пиар-технологий, заместитель управляющего строительной компании и проститутка. Ключ к относительно новой, но уже неоднократно поставленной в Европе пьесе Вырыпаева в том, что пьяный бред его героев постепенно обретает смысл откровений, после которых мир, как говорится, «уже не будет прежним». В спектакле художественного руководителя БДТ Андрея Могучего — благодаря прежде всего выдающимся работам артистов среднего поколения — опьянение постепенно становится метафорой такого состояния, когда человек освобождается от условностей и говорит правду в первую очередь самому себе. При этом само состояние делает героев невероятно смешными и тем самым уберегает и зрителей от пафоса. Весьма важный для сегодняшнего БДТ спектакль, жанр которого точнее всего будет определить как «философская комедия о любви».

БДТ им. Товстоногова, 30 декабря, 5, 6, 11 января

 

Щелкунчик

Балет-феерия из бурных нулевых

В «Щелкунчике» Михаила Шемякина на зрителя глянул недобро улыбающийся мир-кунсткамера: люди-мухи и люди-шубы, наполеоновское войско вместо нестрашных мышей и черная снежная буря на месте привычного белого балета. Руины готического замка и барочная символика (табакерка с черепом и купидоном, memento mori) — а вот и сама смерть подыгрывает снежинкам на арфе. По-барочному избыточный и отнюдь не детский «Щелкунчик» Шемякина — спектакль странный, но отдельные мизансцены в нем стоят иных постановок целиком.

Мариинский-2, 6 января, 7 января

 

Счастье

Андрей Могучий — детям

Полагается считать, что в основе «Счастья» лежит пьеса Метерлинка «Синяя птица». Но от сказки Метерлинка осталась только канва: мальчик и девочка отправляются в загробный мир за птицей счастья, а попутно постигают главные нравственные законы жизни. Остальное сочинила компания известных театральных экстремалов — художник Александр Шишкин, композитор Александр Маноцков и режиссер Андрей Могучий. Так что не стоит удивляться, что вместо душ хлеба и света на сцене появятся бабушки, прабабушки, прапрабабушки, а также два Деда Мороза, санитары, скелеты, врачи реанимации и птицеголовые Слуги ночи и тому подобная светотень, как говорил один киногерой. Так что ограничение по возрасту — от 9 лет — логичное.

Александринский театр, 5 января

 

Дети

Симфонический оркестр Мариинского театра. Дирижер Иван Столбов

Детский путеводитель по оркестру

«Петя и волк» Прокофьева — это, возможно, лучшее, что может случиться с детьми на симфоническом концерте. Важна здесь не простецкая сказка про пионера и животных, а то, как Прокофьев показывает звуки оркестра: для птички он выбирает флейту, волк звучит в грозных аккордах валторн, а за Петю играет струнный квартет. Причем это не какие-то условные обозначения на полях партитуры, а известные правила игры, которые произносит чтец. Удивительно, что решение звукоизобразительных и образовательных задач никак не помешало Прокофьеву написать яркую музыку. Если хотите познакомить ребенка с классикой, то «Петя и волк» — идеальный вариант для первого посещения концертного зала.

Концертный зал Мариинского театра, 8 января 2017

 

Щелкунчик, или Рождественские сны и видения Мари Штальбаум

Нестареющий кукольный спектакль по главной рождественской сказке

Спектакль Руслана Кудашова, худрука Большого театра кукол, с одной стороны, иллюстративен, с другой — изобретателен. То есть Щелкунчик здесь по Гофману, деревянный, с квадратной головой; крысы ужасны, а девочка трепетна и в розовом. И при этом в спектакле действуют и люди, и куклы, и предметы; масштаб вместе с перспективой запросто приспосабливается под нужны фантастического сюжета. Спектакль идет каждые новогодние каникулы начиная с 2007 года и совершенно не устаревает.

Большой театр кукол, 31 декабря, 2, 3 января

 

Мастерские Деда Мороза и детский спектакль «Снег» на Новой Голландии

Новогодние мастерские и представления для всех желающих

В последние выходные декабря и в новогодние каникулы на Новой Голландии откроются мастерские Деда Мороза, где юных посетителей острова научат изготавливать елочные игрушки, перекидной календарь и комплект украшений для дома: гирлянды, новогодние открытки и украшения для стола. Также после полудня в павильоне будут показывать детский спектакль «Снег». В нем рассказывается про мальчика Васю, который очень хочет узнать, что такое снег и как можно его вызвать. Все мероприятия рассчитаны на детей 6–13 лет.

Новая Голландия, 31 декабря, 2 — 8 января

 

История Кая и Герды

Известная опера современного классика

Премьера оперы Сергея Баневича состоялась в 1980 году в Мариинском театре (тогда — К ировском) и теперь после долгого перерыва возвращается на родные подмостки. Роли исп олняет ансамбль солистов Академии молодых оперных певцов Мариинки. «История Кая и Герды» — одно из наиболее успешных и востребованных произведений Баневича. Сейчас эта опера также присутствует в репертуаре Большого театра и Новосибирского театра опе ры и балета.

Мариинский театр, 31 декабря, 3, 5, 22 января

 

«Когда станет тепло» в Karlsson Haus

Маленькая добрая сказка про новогоднее чудо

Отец-одиночка грустит: на дворе мороз, двоих детишек практически нечем кормить, и в довесок Новый год на носу. Никакого праздника, словом. Но Новый год тем и хорош, что это редкий праздник, когда случаются чудеса. Спектакль рассчитан на детей от 4 до 10 лет. А еще в Karlsson Haus на редкость внимательно относятся к новогодним подаркам.

Рекомендуемый возраст: от 4 лет

Karlsson Haus, 17, 18, 24, 25, 28, 30, 31 декабря, 2 — 8 января