Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Новый русский гоп-хоп Неформальное объединение молодежи

Текст: Андрей Подшибякин, Армас Шпилев-Викстрем

Фотографии: Александр Гронский/Photographer.ru

Русский рэп породил новый стиль — гоп-хоп: профессиональные хип-хоп-музыканты подражают риторике неблагополучных уличных подростков и поют про пиво, семечки и разводку лохов. Трек пермяка Сявы «Бодрячком, пацанчики» стал главным хитом русского YouTube; песню Ноггано «Застрахуй братуху» перепевают на Первом канале; на концерты екатеринбургского рэпера Вити АК-47 выстраиваются километровые очереди. «Афиша» отправилась к трем главным героям гоп-хопа.

Ноггано

«Если уж играешь, то играй так, чтобы с сюжетом, как в «Дежурной части»: эмси Падла из Красноярска ограбил овощной магазин! Надо красавца давать, а не бандита»

В просторном ангаре Gazgallery третью ночь кряду громыхает музыка. Вопреки обычаю, не хаус. На сколоченной из неструганых досок сцене рослый рэпер в тельняшке хрипло начитывает куплеты о продажной милиции, нравах гнилого шоу-бизнеса и главенстве марихуаны над прочими запрещенными веществами. С ним — компания бритых бугаев в тюремных робах, кари­катурно рисующихся перед рассевшейся по скамейкам публикой. В зале вовсе не дети улиц — сплошь успешные люди в пиджаках и рафинированный молодняк, о дворовых разборках знающий разве что по кинобоевикам и видеоиграм. Происходящее на сцене — спектакль «Пати у Ноггано», бенефис человека, год назад кинувшего москвичам крылатую фразу «Е…аный насос, Жора, где ты был?» и сочинившего песню про то, как ради компенсации по страховке он покалечил все того же Жору, которую теперь перепевают в КВН на Первом канале. Пиджаки и дети вторят каждому слову Ноггано, скупают свежеотпечатанные фанатские футболки и литровые жбаны виски-колы.

Рэпера в тельняшке зовут Василий; ему 28. Четыре года ­назад он уехал из родного Ростова-на-Дону в Москву по приглашению Богдана Титомира — тогдашнего участника творчес­кого объединения «Газгольдер» очень заинтересовал молодой рэпер по имени Баста, сочинявший лиричные песни о невзгодах любви и крепкой мужской дружбе. С тех пор Василий выпус­тил три пластинки, вылез в хит-парады профильных радиостанций и обзавелся шуточным альтер эго. «Я уже десять лет как Баста, а тут захотелось отчебучить что-нибудь новое — и получился Ноггано, — объясняет Василий. — Полтора года назад с ходу сделал несколько треков — такие стебные, но притом прямолинейные вещи: если тебя посылают на х…, ты не ослышишься. По большому счету это так, ерундовая издевка, баловство, и только». Баста в интервью называет продукцию Ноггано говном, хренью и караоке; Ноггано считает Басту записным попсовиком. На премию российского MTV номинированы и тот и другой.

Это, наверное, первый в истории русского хип-хопа случай раздвоения личности — в одном человеке уживаются два диаметрально противоположных персонажа, с удовольствием вою­ющих между собой. Один — миролюбивый ростовский романтик, читающий рэп для певицы Максим, позирующий журналу Oops! и тянущий вокальную партию в популярной песне о Моск­ве («Я посвящаю строки этому городу, его центру, каждому метру»). Другой — пресыщенный столичный циник с сомнительным прошлым, без купюр излагающий комические истории из жизни злых улиц и устраивающий вечеринки в баре Симачева. Разделение обязанностей четкое: Баста повязан контрактом с рекорд-мейджором, на пластинки выписываются солидные бюджеты — дебютный альбом Ноггано был записан за неделю на одном синтезаторе и на следующий день выложен в интернете. Дальше сработало сарафанное радио: от блогов к ­диско­текам, от дискотек — к магнитолам в машинах граждан; сейчас уже трудно сказать, кто из двух персонажей приносит создателю большие дивиденды.

Поднявшись на второй этаж «Газгольдера», Василий показывает свою студию. Наиграв для разминки сонату Моцарта, ставит новый трек своего свежего, третьего по счету проекта — Нинтендо. Семплерные хуки и несколько простых до абсурда синтезаторных звуков ложатся на размеренный темп; голос протяжно повторяет одну и ту же фразу: «Буду погибать молодым, дым». По духу — чистой воды калифорнийский кранк, только сколоченный русским для русских. «Мистер Малой разрешил использовать его слова — это большая честь. Малой был первопроходцем, он задал тон такого издевательского настроения в рэпе. В этом и есть суть Ноггано — стеб, кухонное, местечковое предприятие, рассчитанное на своих». Свои тут оказываются не только целевой аудиторией, но и главными героями: незадачливый друг Жора в жизни является менеджером артиста, Купэ — коллегой по цеху и звукоинженером, Федя Макинтош — диджеем Фоминым, который первым прославил Ноггано, смешав в своих диджей-сетах его песенки с Аллой Пугачевой и Натальей Ветлицкой. И странное дело: этот спектакль, эта веселая поделка работает куда лучше, чем рэп «про жизнь», который Баста производит вместе с друзьями из «Касты» и группы «Центр».

«Смешно слушать напыщенно-серьезные треки подрост­ков: «Мы жили, прошли, мы теряли», — говорит Ноггано. — Все эти игры в королей, больших гангстеров, как у Влада Вало­ва и его подопечного Капы… Паренек из Самары на всех подряд бычит, девушек шалавами обзывает, а сам-то щупленький, на районе такому п…доболу сразу бы показали что к чему. Им всем не хватает элементарного юмора. А если уж во все это играешь, то играй так, чтобы с сюжетом в «Дежурной части» — эмси Падла из Красноярска ограбил овощной магазин! Надо красавца давать, а не бандита». В это время на второй этаж «Газгольдера» поднимается девушка Василия. Он представляет ее так: «Это Лена, вот она скажет, какой я гангстер. Когда за продуктами надо пойти или мусор вынести, тогда и проверяется, кто реальный мужик».

Витя АК-47

«Я вырос на журнале «Веселые картинки», вам не понять меня, гламурные кретинки»

У уральского рэпера Вити АК-47 нет альтер эго, про него не пишут журналы и не знает радио. Несмотря на это, на его единственный московский концерт в середине октября было не попасть даже по спискам — ошалевшая охрана сдерживала толпу человек в триста. Потом пришли еще пятьсот («пяти­хатка подвалила», как выражается Витя), орали, лезли на сцену. «Я сам ох…ел, как концерт Wu-Tang Clan», — признается Витя. Надо сказать, что как раз на концертах Wu-Tang Clan ничего подобного давно уже не происходит.

У Вити специфический, очень узнаваемый голос — резкий и дерзкий, как у Лил Уэйна, только с характерными гопниче­скими обертонами, знакомыми каждому, кто провел хотя бы часть детства во дворах любого провинциального города России. Вместо ожидаемого четкого уральского пацана в екатерин­бургское кафе, где назначена встреча, вкатывается колобком крошечный мальчик лет, кажется, девятнадцати (на самом деле, как потом выясняется, 22): «Поехали на Эльмаш к Бандиту на студию». На улице — реклама регионального банка: набранный крупными буквами слоган начинается со слов «Очкуешь, товарищ?». За углом — строгое краснокирпичное здание Сверд­ловского колледжа хорового пения, на стене — небрежно замытые кровавые кляксы. Витя на ходу рифмует: «У нас знаешь как? Заедешь на Химмаш — свой «опель» отдашь, заедешь на Эльмаш — твой паспорт наш, зайдешь на Уралмаш — вообще все отдашь, ха-а-а!»

Витя непрост: параллельно с популярными в интернете прямолинейными рассказами про мусоров и «дудки» наворачивает сложные конструкции на совместном треке с ­Ног­гано: «Ты запомнишь эту ночь, как Бетховена «Сонату лунную» или Москву, дядя, спаленную пожаром» — Лермонтова в русском рэпе цитируют нечасто. При этом Витя в отличие от ­Ног­гано и Сявы не занимается сознательными ­стилизаци­ями: «Я ни­когда не делал для кого-то — понравится не понравится… Я смотрю, люди хотят известности, на одной песне ­читают так, на другой так, не нашли свой flow. Мне это на х… не надо, меня и так прет». Flow — интересное слово, субстанция, которой лишены процентов девяносто отечественных ­рэперов. Вырастить это в себе невозможно, flow либо есть, ­либо нет — что бы там ни говорил Эминем в «8 миле». На вопрос про «баттлы» (рэперские фристайл-турниры) Витя впервые отвечает злобно: «Мне некому и нечего доказывать, я уже сделал в рэпе столько, сколько никто в Ебурге за всю жизнь не сделал».

Тем временем образ жесткого белого гетто начинает трещать по швам: Эльмаш с Химмашем ничем не отличаются от любого микрорайона за пределами московского Третьего кольца — проезжие милиционеры провожают Витю цепкими взглядами, но ровно так же они бы провожали его и на Тверской. «А тут у нас винтом ставятся», — машет рэпер в сторону пустой беседки. Мимо беседки по грязи пробирается мамаша с коляской.

Хозяин студии Бандит оказывается длинноволосым юношей гуманитарного вида; сама студия — пахнущей кошками комнатой в старой квартире: одеяло на стене в качестве звукоизоляции, синтезатор и микшер на колченогом столе. Витя прилипает к клавишам: «О! Заценили — тему из «Человек и закон» сыграл!.. А это… Вот, щас… Как его, «Ералаш»?» На самом деле это музыка из заставки КВН. «А чо ты хотел — музыкальное образование по классу фортепиано!» Эта де­таль — как последний элемент пазла; многое про Витю АК и про гоп-хоп в целом становится понятнее: для того чтобы звучало интересно и чтобы на концерты ломились толпы, ­нужен определенный уровень отстранения от материала.

Витя запускает расслабленный бит, садится на подлокот­ник кресла, закуривает и бормочет: «Скажи тему, щас зачитаю». Все мнутся. «Ну вообще любую тему, от фонаря». Кто-то ­го­ворит: «Давай как будто ты продавец из «Эльдорадо». Здесь с Вити как будто сдергивают покрывало: воздух вокруг ­сгу­щается, он безо всякого напряжения читает виртуозный фристайл про задолбавшие чайники, один хуже другого, про хамов-покупателей и болванов-продавцов; это не просто набор жизненных наблюдений — там внятная драматургия, кульминация и финал, на котором все, включая далекого от таких ­развлечений фотографа, кивают головами и кричат: «Ви-тя! Ви-тя! Давай еще тему!» Через полчаса Бандит прерывает диско-инферно: «Давайте заканчивать, сейчас родители придут». Витя ставит свой недавний трек: «Я вырос на журнале «Веселые картинки», вам не понять меня, гламурные кретинки». Из-под стола выходит привычный, видимо, к такому положению дел рыжий кот и недовольно осматривает собравшихся. «Давай е…шь, Максим, чтоб они все там ох…ели», — ревут ­колонки.

В ютьюбовских роликах видно, что у Вити на спине ­тату­ировка в виде автомата Калашникова. Узнав, что такая же была у Тупака Шакура, Витя сильно удивляется: «Правда?! Так-то я рэп почти не слушаю, из нашего кое-что и Cypress Hill, и все».

Сява

«Здесь нет никакого фейка: образ не получится, если нет правды. Я сам жил на районе, нормально общался с пацанами. Сява — это стеб над самим собой»

Когда набираешь номер рэпера Сявы, в первых строках своего главного сочинения заявляющего «Меня зовут Сява, я е…ашу е…ало», в трубке отвечает вежливый голос: «Это ­Слава. Здравствуйте».

Пермский диджей Слава Мук в прежние времена был бы любимым героем журнала «Птюч»: последние семь лет он с соратником Ильей, «заслуженным звуковиком Прикамья», делал умную минималистскую электронику с оглядками в сторону лейбла Warp. Никто не обращал на это особого внимания, пока Слава не придумал рэпера Сяву, архетипического гопника с печатками, семечками и текстами вроде «если ты пацанчик ровный, все будет зае…ись», — портреты таких публикуются в сатирическом ЖЖ-сообществе gopota_ru. У клипа на Сявину песню «Бодрячком» под миллион просмотров только на ­YouTube; в некоторых сценах появляется толстяк угрожающего вида — это звуковик Илья, которого теперь зовут Сиплый. Другой ­Сявин приятель, гитарист Сержаня в немыслимых адидасовских трениках, виртуозно обращается с гитарой Gibson Les Paul и тихо жалуется: только из Америки прилетел — и вот приходится в таком позорном виде по улицам ходить.

Сяву рвут на части — в Питере, где прошел первый концерт проекта, у артиста постоянно звонит телефон, на улицах при виде него визжат девицы, у клуба за два часа до начала мероприятия какие-то безобидного вида студенты скандируют: «Кинул пацана — по е…алу на». Слава с готовностью преображает­ся в Сяву — характерным гнусавым голосом рассказывает, что «роль Сиплого — он просто е…ашит» (Сиплый тут же вежливо поясняет: «У нас очень эклектичная музыка»), специально для фотографа пьет дешевое пиво и артистично сплевывает окурки. Фотосессия в питерской подворотне выглядит так живописно, что происходящим интересуется милиция, — Сява позже скажет: «Здесь нет никакого фейка — образ не получится, если нет правды. Я сам жил на районе, нормально общался с пацанами. Сява — это стеб над самим собой». Вскоре выясняется, что на самом деле Слава не курит — хотя полстраны повторяет за ним: «Сигарету дал? Все, на х…, свободный!»

История вообще феноменальная: на одних только социальных сетях, с парой мутных клипов, безо всякого сознательного промоушен так мощно в России не выстреливал никто; даже в англоязычном рэпе подобных героев немного — Flo Rida, ­Soulja Boy и еще от силы пара персонажей. Купоны с этого можно было бы стричь еще много месяцев или даже лет, но 25-летнего Славу происходящее, кажется, начинает тяготить уже сейчас: «Не хотелось бы надоесть всем этим заезженным образом. Поэтому мы поступаем так — подкладываем под него разные подложки». Второй клип Сявы был пародией на танцевальную культуру 90-х со всеми этими «отдыхаем хорошо, не мешаем никому» — и по сравнению с «Бодрячком» выглядел откровенно вяло. Все всё правильно поняли: следующая песня «Коры-кокоры» уже как полагается — «всем пацикам на моцике посвящается» и т.п. Эту маску, кажется, с себя так просто не снять.

На саундчеке Сява и компания заморачиваются так, как не каждый гастролер уровня Снуп Догга: «Илюша, я своего ­голоса не слышу, меня так не прет». Все вживую: «наш рэперский высерок DJ Spy» руками пилит в нужных местах скретчи, Сержаня с «гибсоном» творит чудеса — сам Сява описывает происходящее выражением «качает музяка». Какая-то девица в зале кричит в трубку: «Б…дь, Натаха, у меня тут просто тапки отлетели».

Сява, Витя АК и Ноггано — в одной обойме, не только в смысле совместных треков (см., например, расслаблен­ный гопнический джи-фанк Вити и Сявы «Не блатуй»), но и в общем понимании рэпа. Российский хип-хоп в целом либо намеренно грузит, либо ненамеренно смешит — гоп-хоп, наоборот, смешит вполне сознательно и поэтому звучит не в подворотнях, а в офисах и «маздах» с «мицубиси». Кто-то из участников процесса дошел до этого интуитив­но, другие просчитали стратегию сознательно; любопытно, что во всех случаях гоп-рэперы выросли на злых ­провинци­альных улицах 90-х — а что ходили в музыкальную школу, ­вместо того чтобы отжимать мелочь у одноклассников, так и Снуп Догг с Фифти Сентом тоже не совсем настоящие бандиты. Потому что те, кто настоящие, давно уже поймали пулю на улицах Комптона или Уралмаша и никогда ничего в микрофон уже не зачитают.

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • Гоп-хоп нонстоп!

  • очень странная музыка...неочень понимаю,зачем нести это в массы...

  • своебразная культура. видимо это и будет ответ хип-хопу зарубежному.
    жаль только, что нету достойного ответа на abstract hop. лучше бы anticon подражали. тот же Sage Francis или Buck 65 у них гениальный flow и проч проч. но это не мешает им поднимать высокие темы в песнях.

  • Есть целые
    сборники подобного музла..

  • В продолжение темы - рекомендую вот послушать, ребята зашли слишком далеко)

  • господи прости, ни как народ не может понять что в этой стране не стремно только ржать. всерьез - стремно, могут спросить, а это очковато и ссыкотно.
    проще зубоскалить. КВН на всю страну, смехопанарама.
    надо было вам про Нойза писать. он конечно тоже квн тот еще, но у него яйца по крайней мере есть.

  • а с другой стороны - вы же афиша.ру, чего с вас взять :)

  • После "Кровостока" все это выглядит очень старомодно, нелепо и вторично.

  • Ай, спасибо)

  • Бодрячком статеечка!

  • Какая хорошая статья. О_о
    Хоть не являюсь большим поклонником русского репа, но слушал всех представленных тут "читателей" ритма ломаного.
    Если объективно судить, то они являются новой волной в русском hip-hop творчестве и все, очень - очень, по своему хороши. Респект)

  • на самом деле нелюблю Ноггано и этого Сяву за наигранность, ну образ это всего лишь. А Витя он какой есть такой есть, и как может это переносит в музыку. И живет без всяких заморочек в своем Екатеринбурге. И судя по трекам у него все хорошо, ведь каждому све для счастья нужно и комфорта.

  • Эта музыка для очкариков и офисных недоделкков, но ве равно стебная, а пацаны в поряде рубят капусту)

  • a mne ponravilis eti parni, ne prosto babla srubit, ludi delayut to, chto im interesno, ot chego ih "pret", i eto uzhe zdorovo!!!

  • Кому здорово? Им здорово? Может быть. А вот мне - нихрена не здорово.
    И ещё.
    irina makarova, а как вы относитесь к деятельности теперь уже бывшего президента Буша-младшего? Позволю ответить за вас: наверняка негативно. Но ведь он тоже делал то, что ему интересно и от чего его "прёт". И что получилось...
    P.S. Я думаю, не стоит возмущаться на тему того, что быть президентом и рэпером - это разные вещи. И те и те имеют большое влияние.

  • мне здорово! *) "пацанчики" поднимают настроение! я за их творчество.

  • быдлянство! убожество! тупизм! и вообще полное гАААвно! себя не уважать писать о таких течениях музыки! скорее это фикальный упадок населения в канализацию!!!

  • Конец Света - я считаю.
    Это уже крайняк - последняя стадия Болезни перед мучительной смертью.
    Если народ прется, глядя на таких, которых допускают до сцены, до публики, это - ВСЕ.
    В обратную сторону развития повернуть уже ничем не возможно, только если все с нуля после полного конца.

    • полностью согласен, пи*ди гопов

  • Вы,реперы и поклонники вы все забыли группу Centr,вы оху...ли

  • культура ... правильный русский реп ...

  • Питерский ответ Сяве

  • Тема неформальной молодёжи очень актуальна в последнее время в России, так как от направления движения этих социальных групп зависит вектор развития страны. Например Карафелов Александр Миронович настаивает, что органы местного управления должны взаимодействовать и решать вопросы неформальных молодежных объединений в период накопления негативных эмоций в этой среде, а не бороться с последствиями выплеска этих эмоций. Подтверждением тому стало принятие ряда федеральных законов, правительственных и ведомственных документов.

  • сява - полный лох! нормальные люди смотрят его клипы чтоб поржать, а не потому что он читает о*уенно! Ваще гопы лохи, не ронятно одно - как до уровня сявы опустились нагано и ак-47! от вити я ваще такого не ожидал! Кто зесь из перми, увидите сяву - передайте свойму сяве, что он лошара полный, скажите юра-алкаш из 64 региона передает(захочет найти - найдет), скажи, что у нас в энгельсе таких сяв в *опу дрючат нормальные парни. Если че - пусть приезжает поговорим! СЯВА ЛОХ!!!

  • .Юра тему говорит.Я его знаю он четкий пацан.Сява *УЕСОС позорит рэп. Гопники пи*арасы. реальные рэперы - 1 класс, царь и т.д.

  • спасибо за статью, фотографии просто отличные

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Добрые дела День варенья, квартирник, вебинар о здоровье и другие благотворительные события

Настолько страшные игры, как если бы Линч, Хичкок и Кинг стали делать квесты

Мультяшный квест для семейного прохождения и поколения 90-х

Волшебные игры для всей семьи

Квест Тварь

Необычный перформанс в воде

В «Википедии» еще не создана страничка про 18-летнего Глеба Астафьева, но про него уже снята пара...

Режиссеры-дебютанты, добравшиеся до проката благодаря программе «Каро.Арт», проходят анкетирование...

В издательстве «Рипол Классик» выходит книга журналиста Александра Кушнира «Кормильцев. Космос как...