Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Новые русские Никита Прокопьев: печальный странный поп из Челябинска

Инженер из Челябинска пишет у себя дома с помощью гитары и компьютера печальные и диковинные поп-песни под именем Никита Прокопьев. Иван Лужков уже около года публикует свои записи в интернете; только что он выпустил лучший свой альбом. «Афиша» публикует монолог музыканта — и представляет альбом «Игра»

Текст: Григорий Пророков

 

Иван Лужков — инженер из Челябинска, работает по специальности, преподает в ЮУрГУ. В свободное, что называется, от работы время записывает песни под именем Никита Прокопьев; записывает с невероятным упорством и производительностью: если, например, следить за YouTube-каналом Лужкова, то новые песни можно слушать чуть ли не раз в неделю. Всего Никита Прокопьев существует около года; за это время Лужков успел записать три EP, один альбом и записаться вместе с двумя музыкантами в качестве группы «Плеяды». На всех записях Прокопьева звучит похожая, в сущности, музыка: потерянный меланхоличный поп, с живой электрогитарой и виртуальными инструментами; первые записи были весьма любопытными, но, наверное, не более того — теперь Никита Прокопьев записал альбом «Игра», про который хочется говорить серьезно.

 

 

Что звучит на «Игре»? 21 песня, почти полтора часа музыки — из них семь кавер-версий, в том числе на The Stone Roses, «Аукцыон» и, например, найскор-группу «7011». Разнородные и непохожие песни растерявшегося человека, будто бы застрявшего где-то и стремящегося вырваться; музыка, песни, тексты — все пронизано ощущением какого-то безнадежного вектора, отчаянными попытками двигаться дальше. Первое, разнообразность и неровность, кажется, следует из того, что Лужков альбом чуть ли не сымпровизировал, брался записывать песни, не всегда имея в голове четкий план. Второе, желание двигаться, следует из города — по признанию Лужкова, в Челябинске жить не слишком весело. Музыкальных ассоциаций от «Игры», конечно, возникает масса: Ариэль Пинк, кавер на «Interesting Results» которого был одной из первых записанных песен Никиты Прокопьева, разнообразная подпольная советская поп-музыка 1980-х, даже кондовый русский рок 1990-х. Ассоциации, впрочем, достаточно призрачные — у Лужкова совершенно уникальная манера. В прошлом году, когда еще никакой «Игры» не было, я пытался описать музыку Прокопьева на сайте «Среды Горбачева». Позволю себе украсть оттуда одну формулировку: мне кажется, что Никита Прокопьев делает несуществующую поп-музыку. В том смысле, что это самые настоящие поп-песни (кавер на песню «Blue Moon» группы Big Star, например, на альбоме звучит крайне естественно; это кое-что говорит о собственных сочинениях Лужкова, которые его окружают), но с двумя замечаниями. Во-первых, они сделаны в очень отдельной перспективе. Во-вторых, в иной культурной ситуации, с большим количеством музыки, Никита Прокопьев находился бы, грубо говоря, в контексте, его песни смотрелись бы иначе, а так он — аутсайдер, странный одиночка. Отсюда и несуществующая поп-музыка: поп-музыкой в обыденном понимании она являлась бы только в альтернативной реальности.

Лужков — невероятно сильный сонграйтер. Он пишет выдающиеся мелодии и совершенно невесомые тексты — и получает песни, к которым хочется возвращаться. Причем в геометрической прогрессии: с каждым разом возвращаться хочется все больше. Тексты тут — еще один важный момент. Один из выводов, который можно было сделать из нашего круглого стола по данной проблеме, подразумевает, что русский язык — слишком тяжеловесный и эмоциональный, если не уметь с ним обращаться, тексты получаются очень неуклюжие и громоздкие, они мешают. У Никиты Прокопьева выходит очень правильно; его тексты как бы пролетают мимо ушей, оставляя только общее ощущение. Я переслушал «Игру» около десяти раз и до сих пор не могу запомнить текстов, но я интутитивно помню, о чем каждая из песен.

 

 

Наконец, звук. «Игра» — серьезный аргумент в пользу домашней звукозаписи. Он записан крайне просто, минимальными средствами, на одной программе, с использованием всего трех эффектов, но звук на альбоме живет и дышит. Сила, как обычно, в мелочах. Например, в начале «Игры» есть очень здорово сделанная связка: пространная песня под названием «Ты плаваешь между мирами» перетекает в кавер на «Баллистику» «Встречи рыбы». Их объединяет странная мелочь: мелодика во второй звучит похоже на гитару из первой, есть полное ощущение, что это сделано намеренно, и это собирает их в диковинной силы комбинацию. Я специально не стал их здесь вывешивать, потому что эту связку лучше всего слушать в контексте альбома.

 

 

Все свои записи Иван Лужков пытался куда-нибудь пристроить — были две неудачные попытки в сообществе i_am_rare, были попытки выйти на какие-то западные блоги. Это тоже симптоматично. У всей хорошей новой русской музыки есть некая иллюзорная целевая аудитория, можно представить, кому она придется по душе; кому, грубо говоря, посоветовать Никиту Прокопьева, вообще непонятно. Мы попросили Ивана Лужкова немного рассказать про себя и свою музыку, получилось вполне ей соответствующе — скромно, нескладно, печально.

 

«Музыку я играл более или менее всегда — лет с пяти, наверное. Ходил в музыкальные школы по классу фортепиано, гитары немножко, и прочее. Потом играл чуточку рока, группы местные, концерты для пьяных малолеток, вся эта мрачная тусовка. Первую EP Никиты Прокопьева я записал, наверное, года полтора назад, до того пробовал просто, несколько лет. Неплохо вроде получилось.

Никита Прокопьев — это и не группа, и не псевдоним. Вообще — несколько приятелей и я, но большую часть сам делаю; так что скорее псевдоним все-таки. Я любил раньше сонграйтеров, смертельно скучных бардов — вот и назвался так, чтоб было ощущение, что один человек поет и играет, для интимности.

Сцены в Челябинске нет никакой. В Екатеринбурге движение куда ощутимей, хотя ехать два часа. А отсюда уезжают все, кто хоть на что-то способен, потому что тут болото. Большинство потом все равно возвращаются. Есть «Триагрутрика», они самые большие звезды сейчас. Есть одиночки, которые безумную, никому не нужную музыку делают, и слава богу. А посередине нет ничего: концертов, клубов, студий с грамотными людьми — все безнадежно. Не думаю, что что-то изменится. Группу Radiohead все отчаянно любят и Red Hot Chili Peppers, ну и играют соответственно. Туда и дорога.

 

 

«Группу Radiohead все отчаянно любят и Red Hot Chili Peppers, ну и играют соответственно. Туда и дорога»

 

 

Современная русская музыка чувствует себя прекрасно, но она никому не интересна. Отсюда кажется, что за пределами Look Аt Me, «Афиши» и десятка блогов нет ничего. Но много очень хороших групп, лично мне этого достаточно. Хочется верить в то, что это все не зря. Padla Bear Outfit, например, отличный: я долго не врубался, но в итоге получилось, последняя EP у него крутая. Лучший альбом последнего года — «Alps» «Моторамы». Там замечательный сонграйтинг. Группа «Парни» хорошая, «Городок чекистов». Найскор. Долго можно перечислять, и обязательно кого-нибудь забудешь. Мы дружим с группой priroda, они сейчас в Питере, молодцы. А вообще в последнее время я много слушаю Аркадия Северного и группу, допустим, «Лисичкин хлеб».

 

 

Со звуком я работаю очень просто. У меня есть дилей и ревербератор. Чтобы свести трек, я использую исключительно их и ручки панорамы. Раньше я целенаправленно писал именно песни: сидел терзал квадраты, переставлял части, переписывал текст, делал миллион версий мелодии. Сводил по неделе. Потом решил, что это глупости. Последнее время практически все, что я записываю, — чистая импровизация. Беру гитару, наигрываю три десятка коротеньких петель. Добавляю несколько зацикленных секунд с какой-нибудь старой записи, джазовое железо — и набросок готов.

Что до текстов — чаще всего это своеобразные коллажи из известных и не очень стихов, иногда старых песен. Я делаю с ними, что захочу, — выкидываю части, дописываю вместо, оставляю образы, метафоры или отдельные слова. По-разному все, иногда полностью пишу сам, иногда полностью беру чужое стихотворение, но и то и другое — довольно редко. Когда приблизительно ясно, что музыка готова, открываю несколько вкладок со стихами, намечаю сюжет, структуру, беру микрофон и импровизирую. В одной руке микрофон, другой запускаю петли, эффекты кручу. Все типа вживую. Голос на последней пластинке вообще в основном с первого дубля записан.

Я бы хотел играть концерты, но для этого нужны музыканты. Кругом же одни профессионалы. Или сделать настоящую барокко-поп-запись когда-нибудь — это моя самая большая мечта. Записаться в большой студии, потрогать ручки на старинных приборах, чтобы духовая секция была. А Ableton, на котором я все делаю, мне надоел. Инструментальное что-нибудь посочинять, хип-хоп — было бы круто, может быть, и займусь. Сейчас поэт Янис Грантс оказал нам честь, начитал пару своих стихотворений, мы сделали музыку, один из треков есть на пластинке. Будем писать ему музыку еще.

Я как-то раз ради смеха отправил одну из записей на какой-то фестиваль молодых, что ли, дарований. Кто-то меня туда пустил, видимо, тоже ради смеха. Позвонил паре знакомых, разучили с ними две последние песни, что у меня были, за две репетиции. Сыграли, народу там было много, больше тысячи человек, наверное. Ну и вообще забавно. А название «Элит-шампейн» — это я первое, что пришло в голову, в заявке написал. Тогда еще Никиты не было, ничего не было.

 

 

Я очень много пишу песен, бывает даже, что по две песни в день. В последнее время быстро получается. Прихожу с работы и сажусь играть. Что ж еще делать. Хочу 600 дисков в дискографии — и чтобы все потерялись в итоге».

 

Новый альбом Никиты Прокопьева «Игра» можно скачать здесь.

Горизонт: смотрите также

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • Университет называется ЮУрГУ, а не ЮРГУ)

  • "печальный странный поп из челябинска" - подумал сначала что чувак в церкви работает

    • + много
      Хотела то же самое написать, вы меня опередили )))

  • Я помню элитшампейн, они выглядели тогда интересно, особенно на фоне всех тех металлистов, которые выступали на этом же фестивале

  • так этот поинтересней муджуса будет, а?

  • Отличную музыку пишет Иван.
    В названии ютуб-аккаунта опечатка, правильный адрес:
    youtube.com/user/liowliowful

  • маленькая девочка просто класс)

    • просто головокружение а не песня

    • дада!
      к сожалению только эта

  • семь ноль одиннадцать, поправьте, пожалуйста

  • ..удивительное, редкое, редчайшее качество для всех "новых русских" -- ПОЁТ-КАК-ДЫШИТ -- вот оно!!..

    ..то есть без выпендрёжа вовсе -- чистая музыка, чистая жизнь, чистый кайф.. (собсно, главный контр-аргумент всем РВО и прочим "новым важным")

    • Плюсую.

  • местами просто очень здорово, спасибо

  • Ванятка сделал как себе - от души, от сердца.

  • Ой, я кажется за этим садиком на фотографии живу. Музыка волшебная, жаль только что мне, живущему в Челябинске, приходится узнавать о ней из Афиши, а не по каким то "местным каналам", в Е-бурге, в этом смысле движение действительно в разы активней.

    • Мы же дети дерьмового индустриального города, не забывайте

  • Куда ни ткни, кругом песни растерявшегося человека. Хочется уже песен людей длинной воли.

  • "Девочка" похожа на The Smiths "There is a light that never goes out".

  • Ощущение безнадёжного вектора [х]

  • При упоминании жанра "странный поп", вспомнился легендарный исполнитель Костя Крестов, без обид)
    youtube.com/watch?v=OBYM-BY4J-g

  • при моем хорошем отношении к Никите - в Че не так уже все и плохо, есть артисты, есть концерты, есть студии и есть релизы, в тч мировые. просто люди мало интересуются местной культурой, в своем отечестве, как говорится...

    • не тешьте себя напрасными надеждами и самоубеждением. Вот статья "Афиши" - критерий, а заявление "люди мало интересуются" - палево чистой воды.

      и можно десять примеров мировых релизов из танкограда? не один, не два, а десять.

      • сразу же после вашего списка 10 мировых релизов из Уфы, Екб и тп

        "люди мало интересуются" относится к Никите, который не в курсе студий и проч в родном городе. выдыхайте, оснований для спора нет )

        • да нет я в курсе как бы.

          • Тем более странным выглядит посыл "в Че все плохо".

  • Братья по разуму

    от и до
    _____________
    это пепчально

  • "маленькая девочка" это наркотик какой-то!

  • Здравствуйте!
    я большой поклонник творчества Никиты.
    youtube.com/watch?v=UmTddp3NXys
    записал видео-кавер, смотри, оставляйте комментарии)

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Отдел кадров Как инстаграм заполонили блестящие фото
Подборка Ночь квестов

Лучшие квесты Москвы и Питера с большими скидками

Реалистичная игра в настоящем подземном убежище

Квест-экзамен на вступление в ряды агентов MIB

Волшебные игры для всей семьи

Новостью недели и в политическом, и в медийном поле стало выдвижение Собчак в президенты. Чтобы...

Вместе с Промсвязьбанком мы выбрали 10 направлений, куда можно поехать на ноябрьские праздники, и...

Вызывает ли кофеин привыкание? Для чего раньше использовали никотин? Помогут ли ноотропы быстро...

Во вторник, 17 октября, вышло большое осеннее обновление Windows 10 (оно называется Fall Creators...