Дело труба или краткий экскурс в историю
Откуда, как не с улицы Неглинной, стоит начать прогулку вдоль таинственной реки. Интересно, что начало свое Неглинка берет во дворе жилого дома в районе Марьина Роща, а устье ее — недалеко от Красной площади. Но свою прогулку мы все же начнем с одноименной улицы, которая, как и река, имеет непосредственное отношение к основанию и развитию Москвы.
Каких-то 300 лет назад чистейшие воды Неглинки протекали через нынешнюю территорию ЦУМа и Малого театра. В ее прудах разводили рыбу, а на берегах стояли мельницы и кузницы.
К 1819 году Неглинку впервые убрали в коллектор, а на ее месте появился вначале Неглинный проезд. Дело в том, что Неглинной уже называлась нынешняя улица Манежная. Горожане постоянно путались, какую именно Неглинную человек имел в виду, и в 1822 году эту ситуацию разрешили, поменяв названия.
ЦУМ
(Обложка каталога «Мюр и Мерилиз» на осень-зиму 1912-1913 годов
Общественное достояние)
Петровка, 2
История здания начинается в 1892 году, когда после смерти князя Голицына пассаж купил купец Голофтеев и открыл магазин «Мюр и Мерилиз», в котором оптом продавали дамские шляпы. Через несколько лет оптовые продажи сменились на розничные, и «Мюр и Мерилиз» стал первым в России магазином, где можно было купить почти все, кроме продуктов. Предприимчивые шотландцы развернули неистовую рекламную кампанию, впервые в России применив формат «сэмплинга» (то есть бесплатно доставляли образцы тканей), и 4 раза в год обновляли печатные, красиво оформленные каталоги, товары из которых можно было выписать с бесплатной доставкой по всей России. Кроме того, в магазине впервые появились комфортные комнатки без окон, ныне называемые примерочными.
Но «недолго музыка играла», два пожара с разницей в 8 лет полностью уничтожили здание старого пассажа, и «Мюр и Мерилиз» переехали в арендованные 3 этажа Дома Хомякова неподалеку.
Тут и начинается настоящая история ЦУМа. Здание нового магазина построено по проекту Р.И.Клейн из железобетона — материала, который в России применили впервые. Из-за маленькой площади для застройки пришлось увеличить этажность, и нынешний ЦУМ неожиданно стал высоткой.
Новый «Мюр и Мерилиз» распахнул свои двери в 1908-м и тотчас стал центром притяжения, благодаря технологическому оснащению и инновационному подходу к продажам. У центрального входа покупателей встречал приветливый швейцар, огромные светлые окна первого этажа привлекали красиво оформленными манекенами и витринами, внутри — чудо инженерной техники — лифты, целых два.
После революции здание национализировали и в 1922 году открыли вновь как Центральный универсальный магазин.
Сейчас в ЦУМ стоит зайти как минимум за вдохновением. Зная его историю, начинаешь смотреть на дорогие бутики уже иначе. На втором этаже, возле мужского отдела, можно выпить чашечку кофе в уютном ресторанчике без названия.
Здание Государственного банка
Неглинная, 12, корп. В
Двигаемся дальше по Неглинке, перед нами здание Государственного банка России. Невозможно представить, что 300 лет назад на этом самом месте текла чистейшей воды Неглинка, а вокруг — сплошь сады, фонтаны и оранжереи. Все дело в том, что в 1731 году генерал-майор Артемий Волынский начал строительство огромной усадьбы по обе стороны Неглинки. Через 28 лет имение перешло в собственность зятя Волынского, Ивана Воронцова. Он расширил территорию и устроил там французский парк. Вы только вообразите, главное здание усадьбы — на улице Рождественка (сейчас там находится Московский архитектурный институт, МАрхИ), на месте здания нынешнего Центробанка — сад с беседками, скамейками и фонтанами: скажем, небольшая придомовая территория. Чтобы выйти на задний двор, придется пройтись до Кузнецкого моста — ведь на территории «участка» протекает бурная речка. Да, красиво жить не запретишь!
После смерти Воронцова имение разделили, и к 1809 году северный участок был выкуплен и перешел во владения Императорской медико-хирургической академии, а на месте французского парка организовали «Аптекарский огород».
Вырубили его только в 1890 году, когда на территории был торжественно заложен фундамент главного здания Московской конторы Государственного банка. Роскошная постройка в стиле ренессанс по проекту архитектора Константина Быковского открыла свои двери в 1894 году. Фасад здания был богато украшен лепниной и колоннами композитного ордера. Над арочными окнами скульптура бога коммерции Гермеса и фигуры, олицетворяющие процветание торговли, промышленности и финансов. Впоследствии, вплоть до 1970-х, на территории банка появлялись новые здания, но главный корпус не трогали. Любопытно, что на стене у двери правого корпуса можно заметить старинный градусник.
Сила Сандунов
Неглинная, 14, стр. 3–7
Дальше вверх по улице — знаменитые Сандуны. Вы удивитесь, но история создания неожиданно связана с императрицей Екатериной Великой и, конечно, с любовной историей. Основатель бань — комический актер Сила Сандунов был влюблен в певицу Елизавету Уранову, за которой настойчиво, но безответно ухаживал пожилой граф А.А.Безбородко. Однажды, прямо во время своего выступления, Елизавета обратилась к императрице за защитой. По указу благодетельницы были уволены директора театра, которые потворствовали неправомерным действиям графа, и вскоре сама Екатерина отвела под венец новоиспеченную невесту.
Счастливые супруги отправились в Москву и на подаренные императрицей бриллианты приобрели участок земли «по реке Неглинной». Так к 1808 году строительство бань было завершено.
Знакомый роскошный облик здания появился спустя почти сто лет, опять благодаря любовной истории.
Муж известной московской миллионерши Веры Фирсановой, молодой офицер Алексей Ганецкий, подал идею перестроить Сандуны на современный лад. Изучив европейский опыт и банное дело, в 1896 году открыл для народа бани с колоннами из мрамора, раздевалками во французском стиле, с собственным водопроводом, библиотекой, музеем и даже электростанцией.
Сегодня, как и 200 лет назад, в Сандуны приезжают не только за лучшим паром в городе и весельем, но и проводят серьезные встречи и переговоры. Помимо четырех общих мужских и одного женского разряда, есть и номерные бани для компаний от четырех человек. Отдельного внимания заслуживает ресторан. В меню превалирует русская кухня: уха, бутерброды с селедочкой, легендарные пельмени и даже есть бизнес-ланч с разным меню каждый день. Но если все-таки вы приехали в Сандуны за отдыхом и расслаблением, то непременно загляните в спа-салон, в карте услуг массаж, косметические уходы для лица и тела, ногтевой сервис и прочее, необходимое для жителей современного города.
Ювелирная фабрика Ф.А.Лорие
Звонарский пер., 5, стр. 2
Среди массива исторических усадеб и доходных домов, во дворике за Сандунами, прячется жемчужина дореволюционной Москвы. Башня из красного кирпича с вензелями и барельефами — ювелирная фабрика Лорие. Само здание сохранилось еще с 1914 года, а необычные барельефы с черными лебедями в нижней части фасада и панно с вензелем наверху установлены уже в наше время. До революции фирма Лорие, как сейчас скажут, была дочерней компанией под руководством Фаберже. На фабрике изготавливали предметы из серебра: столовые приборы, чеканные оправы хрустальных стаканов, а также ювелирные украшения. В XXI веке здание перешло во владение «Лукойла», о чем свидетельствует вензель на верхней части фасада.
«Эрмитаж»
Неглинная, 29, корп. 1
На пересечении с улицей Трубной красуется бледно-зеленое здание — театр «Школа современной пьесы». Не все знают, что каких-то 160 лет назад на его месте стоял знаменитый ресторан «Эрмитаж», главным кулинаром которого нарекли Николая Оливье (да-да, того самого), правда, ему пришлось переквалифицироваться в Люсьена, чтобы все точно поверили, что он француз. Здесь в разное время Максим Горький праздновал премьеру пьесы «На дне», Чайковский понарошку женился, а Шаляпин выступал на сцене. Как в шутку заявлял писатель П.Д.Боборыкин, в Москве есть лишь три культурных центра: Московский университет, Малый театр и ресторан «Эрмитаж».
Сегодня в доме на Трубной каждый желающий может попробовать тот самый Оливье в «небуфете» театра, ресторанчике «Люсьен Оливье». Конечно, сделать это стоит только после приема духовной пищи, например, сходив на иммерсивную постановку «На трубе»: артисты театра познакомят вас с историей дома, приоткроют завесу прошлого и расскажут истории, произошедшие тут на рубеже XIX–XX веков.
Улица красных фонарей
Малый Сухаревский пер., 9
Ныне — центр культурной Москвы, улица, окруженная дорогостоящей недвижимостью, модными ресторанами и магазинами, а в прошлом — переулок, по которому известный журналист и исследователь Москвы В.А.Гиляровский не ходил без «ножичка в сапоге» и кастета в кармане. Цитадель порока и разврата, одно из самых опасных мест Москвы, одним словом — трущобы.
«Самым страшным был выходящий с Грачевки на Цветной бульвар Малый Колосов переулок, сплошь занятый полтинными, последнего разбора публичными домами», — так описывал Владимир Алексеевич Малый Сухаревский переулок образца 1883 года. Самый мрачный притон на пересечении переулка с улицей Грачевка (Трубной), названный по фамилии основателя — «Арбузовская крепость» — доходный дом, где снимали комнаты самые маргинальные личности. Деревянное двухэтажное здание с внутренним двориком, в который боялась соваться даже полиция. Здание перестроили уже в 1904 году в камне, сейчас в двухэтажной постройке кафе и офисы, но темным прошлым до сих веет, особенно если осмелиться зайти во двор.
Забавно, что на онлайн-картах рядом с названием мрачной локации стоит отметка «закрыто навсегда», видимо, чтобы избежать лишних вопросов.
Прогуливаясь по Трубной, вдоль бывших домов, где промышляли шулера и «коты», то есть зазывалы, которые окучивали случайных нетрезвых прохожих, уже не увидишь томного красного света в окнах. Теперь тут сплошь кафе и кофейни. На углу Трубной улицы, у дома номер 20 было замечено граффити: репродукция картины Васнецова «Три богатыря», а рядом — грузинское кафе, с лучшим домашним гранатовым вином в Москве!
ЦК КПСС
Малый Сухаревский пер., 7
Следующее здание по пути к Цветному бульвару, здание ЦК Компартии РФ, во дворике которого жанровая скульптура Владимира Ильича.
Еще пара шагов к бульвару — многоэтажка, в которой на заре юности жил Роман Абрамович.
Цветной бульвар
Цветным Трубный бульвар начали назвать в 1851-м, через год после того, как на него перенести цветочный рынок с Театральной площади. Со временем на бульваре засияли фонари, публичные дома начали зачищать, и район стал центром притяжения москвичей. В 1880-е годы на бульваре появился цирк известного артиста, покорившего западную публику, Альберта Саламонского, а через сто лет его возглавил Юрий Никулин.
Вокруг цирка — тысячи мест, где сегодня можно отлично провести весенний день за чашечкой игристого. Например, зайти на Центральный рынок — там в теплое время года открывают «веранду» прямо на траве, и стоят лежаки, на которых можно расслабленно наблюдать за активным передвижением людей с бульвара.
Самотека
Самотечная улица
Двигаемся дальше через Самотечный бульвар к станции метро «Достоевская». Самотека — одно из названий Неглинки, когда-то на месте сквера был пруд, а сейчас в южной части бульвара стоит бюст военному летчику-испытателю В.И.Попкову, в северной — высокий памятник маршалу Ф.И.Толбухину, установленный в 1960 году, в благодарность за победу в Великой Отечественной войне. Кстати, история героя Советского Союза Попкова послужила прототипом летчика Маэстро в фильме «В бой идут одни старики».
Театр Российской армии
Суворовская пл., 2.
Пройдя через зеленые Екатерининские скверы, попадаем на Суворовскую площадь, благоустроенную напротив величественного здания театра Российской армии. Если посмотреть на театр с высоты птичьего полета, периметр очерчивается в форме пятиугольной звезды — символа Красной армии. Впечатляет не только масштаб архитектуры, но и внутреннее содержание. Сцена, крупнейшая в Европе, дополняется величественным убранством залов и многочисленной труппой. Репертуар театра столь же разнообразен, сколь монументальны его стены: здесь соседствуют ироничные комедии, красочные детские спектакли и глубокие драматические работы, способные растрогать даже самого сдержанного зрителя.
Екатерининский парк
Большая Екатерининская, 27
Справа от театра — Екатерининский парк, сюда весной съезжается вся Москва, чтобы успеть сделать фотографии в тени бурно цветущей сакуры, которой обсажена центральная часть парка вокруг пруда. Здесь приятно остановиться на скамейке и насладиться моментом. Около пруда летом открывается кафе с очень вкусным кофе и блюдами европейской кухни, а у входа со стороны театра, в гуще деревьев, спрятана сцена. Там часто собираются участники «Московского долголетия» и танцуют, представьте, танго и фокстрот.
Мариинская больница
Достоевского, 4, корп. 1
Далее по маршруту перенесемся на сто лет назад и окажемся на улице Новая Божедомка, во дворе красивой Мариинской больницы, руки архитектора Ивана Жиральди, построенной по заказу императрицы Марии Федоровны. Здание 1806 года не уникально, его брат-близнец находится в Петербурге на Литейном проспекте. Мария Федоровна, прародительница благотворительности в России, решила построить больницы для бедных в обеих столицах. Так в 1803 году появилась первая Мариинская больница в Санкт-Петербурге, а через 3 года тот же проект реализовали в Москве.
В 1821 году в правом флигеле больницы родился Ф.М.Достоевский. В противоположном флигеле, где Достоевский жил до 16 лет, открыт музей-квартира писателя, а улица теперь называется Достоевская.
О знаменитом писателе сейчас напоминают не только музей и названия окрестностей, но и памятник работы скульптора Сергея Меркурова. Разглядывая его, стоит обратить внимание на длинные изящные пальцы писателя — для скульптуры позировал утонченный Александр Вертинский.
«Квартал поэтов»
Движемся дальше по Достоевской вдоль трамвайных путей до пересечения с переулком Чернышевского. На месте стихийной парковки устроили уютные лавочки и памятник «Неизвестному поэту» с прохудившимся зонтиком, за его спиной железная композиция в форме бумажного кораблика с цитатами известных писателей прошлого. Этот сквер — начало «Квартала поэтов». Чуть выше, по переулку Чернышевского, «Есенин-центр», на который указывают установленные вдоль дороги силуэты людей. Выглядит очень необычно.
Площадь Борьбы
На пересечении улиц Достоевского и Образцова остановимся на площади Борьбы, названной в честь революционных боев, которые шли здесь в 1917 году. Среди зелени сквера внимание пытливого пешехода привлекут отлитые в бронзе скульптуры героев поэмы «Москва — Петушки» авторства Венедикта Ерофеева. Памятник перенесли на площадь в 2000 году, в десятую годовщину смерти писателя, с 1998 года памятник Веничке находился на Курском вокзале, а девушке — в Петушках. Еще позже, в рамках проекта благоустройства Москвы, сквер облагородили: добавили спортивную площадку, скамейки, шахматные столы, герои поэмы теперь повернуты друг к другу лицом, а между ними протянули имитацию железной дороги с архитектурно-художественной подсветкой.
Улица Образцова
Образцова, 12
Двигаемся дальше по бывшей Бахметьевской, а с 1949 года — улице Образцова. Многие думают, что свое название она получила в честь актера С.В.Образцова, но на самом деле улица носит имя его отца, инженера-железнодорожника академика Владимира Образцова, который жил здесь в доме №12.
Скульптура «Студент»
Образцова, 9, стр. 10
Напротив дома академика остановимся во дворе Института инженеров транспорта (в котором до последних лет жизни работал В.Н.Образцов) у памятника, установленного в год 70-летия Великой Победы. Мирно сидящий «Студент, вернувшийся с фронта» как будто вспоминает своих институтских друзей, которые уже никогда не присядут рядом.
Еврейский музей
Образцова, 11, стр. 1а
Далее по маршруту мы подходим к Еврейскому музею и центру толерантности. Здание музея расположилось в помещении бывшего Бахметьевского автобусного парка. Спроектированное Константином Мельниковым здание стало вторым по счету автобусным парком в Москве и первым гаражом с «прямоточной системой».
Организованное движение в Москве 20-х годов активно развивалось, в 1925 году произвели очередную закупку английских «Лейландов» и решили строить новое здание. К моменту включения К.Мельникова проект гаража обычного для тех лет манежного типа уже был утвержден, архитектор лично поехал в Моссовет с предложением альтернативного проекта. В мае 1926 года на Арбузовской площади были проведены опыты, которые показали существенные преимущества «системы Мельникова», и проект было решено отдать ему. Кстати, гараж, построенный по «системе Мельникова» (как он сам ее назвал), оставался рентабельным еще почти 50 лет!
В 2001-м здание передали Еврейской общине, но современный Еврейский музей и центр толерантности открыли только через 10 лет. Сегодня в отреставрированном здании гаража находится мультимедийный музей, включающий в себя постоянную экспозицию, иллюстрирующую жизнь еврейского народа в России, а также проходят стихийные выставки картин и современных фотографий, паблик-токи и кинопоказы. В музее работает кафе кошерной кухни «Ришон» и музейная книжная лавка. Детям тут тоже будет чем заняться: помимо основной экспозиции, где все можно потрогать, в музее проводят экскурсии и квесты, можно записаться в студию или кружок по интересам. В современной пристройке к музею разместился Центр толерантности — современный образовательный проект, направленный на внедрение образовательных технологий в области гуманистических ценностей.
Памятник Кирову
Сущевский Вал, 14/22, корп. 3
Заканчиваем нашу прогулку вдоль Неглинки в районе Марьина Роща. Здесь, если повнимательнее присмотреться, среди современных зданий прячутся архитектурные жемчужины начала XX века. Одна из них — комплекс жилых домов «Сущевка», построенный в конце 1920-х архитектором Борисом Блохиным как поселок для рабочих. Дома считаются вполне типичными для того времени, но в отличие от многих рабочих городков, на фасадах присутствуют декоративные элементы.
Во дворах комплекса до сих пор можно встретить напоминания о той эпохе: трубы котельных, которые отапливали дома, и воздвигнутый в конце 30-х годов уютный памятник Кирову. Кстати, Киров — это псевдоним, настоящая фамилия революционера — Костриков.
Вообще, у района непростая история, связанная с разными легендами. Например, одна из версий гласит, что в лесах рощи скрывалась атаманша Марья.
Лесов уже давно не осталось, а о том, как выглядел район, напоминают лишь панно, украшающие стены метрополитена.
В советское время район Рощи считался бандитским. После выхода на экраны фильма «Место встречи изменить нельзя» на 4-м Стрелецком проезде появилось граффити с главными героями, стену украсили портреты Глеба Жеглова и Володи Шарапова, рядом верный Фердинанд, черная кошка и трамвай. Несмотря на то, что рисунок был сделан по заказу управы района, в 2019 году его закрасили.
После долгой прогулки, длиною почти в 300 лет, предлагаем перекусить на фуд-корте в здании бывшего завода «Станколит», в одноименном бизнес-центре. Местные очень хвалят его за разнообразие, тут можно попробовать национальные блюда абхазской, вьетнамской, индийской, еврейской и других кухонь по демократичной цене.