Москва
О чем говорит кейс «Унесенных ветром», которых снабдили дисклеймером о содержащемся в фильме расизме
Стриминг HBO Max вернул в свой каталог «Унесенных ветром», но теперь показ фильма сопровождается дисклеймером, с которым выступает киновед Жаклин Стюарт. В нем говорится о том, что фильм является «важнейшим доказательством расизма в Голливуде». Также присутствует предупреждение о том, что «картина содержит сцены, иллюстрирующие ужасы рабовладельческого строя». Советуется не просто смотреть фильм, а начать активно дискутировать о проблеме расизма. «Афиша» рассказывает историю этой непростой картины, а также размышляет о том, что одного дисклеймера недостаточно.
Ксения Шумина
25 июня 2020

О любви и долгий: про что рассказывают «Унесенные ветром»?

Американская стриминговая платформа HBO Max на время удалила из своей библиотеки фильм «Унесенные ветром». Произошло это на фоне масштабных протестов в США после смерти афроамериканца Джорджа Флойда от рук полицейского в Миннеаполисе. Российские зрители, не слишком усердно изучавшие историю, могут сразу и не склеить в сознании эти два события. Для нас «Унесенные ветром» — это в первую очередь история странной, местами весьма болезненной и перверсивной любви сильной женщины к недоступному мужчине. Ну правда, спросите соотечественников, о чем это четырехчасовое кино? В 90% случаев вам скажут, что о том, как женщина всю жизнь любила одного мужчину, а затем внезапно прозрела и поняла, что на самом деле любит другого (нередкая, в общем-то, ситуация — как говорили в одном спектакле по Ярославу Гашеку: «Хотя о многом говорить порой неловко, в делах любви важней всего формулировка»).

При чем же тут рабство? Ах, да, там была смешная и трогательная чернокожая няня Мамушка (Хэтти МакДэниел), которая наравне со своей хозяйкой Скарлетт О’Харой (Вивьен Ли) хранила домашний миропорядок и которой муж Скарлетт, Ретт Батлер (Кларк Гейбл), подарил красную нижнюю юбку. При этом события разворачивались на фоне гражданской войны между Севером и Югом, в ходе которой в 1861 году освободили афроамериканцев (по иронии судьбы, в том же году в России отменяли крепостное право). Собственно, решению HBO Max предшествовала колонка сценариста «12 лет рабства» Джона Ридли, в которой он указал на то, что «...фильм прославляет довоенный Юг и, когда не игнорирует ужасы рабства, предлагает болезненно стереотипное изображение цветных людей. Этот фильм романтизирует Конфедерацию так, что продолжает обеспечивать легитимность идее, что сепаратистское движение было чем-то благородным, лучшим для нации».

Действительно, события в фильме поданы весьма однобоко — исключительно с точки зрения южан. Рабы тут выведены в качестве прислуги, обычно довольной белыми хозяевами. Афроамериканцы милы, а порой и глуповаты, никто из них не рад полученной свободе. Мотивы «проклятых янки» (северян. — Прим. ред.) и вовсе не озвучены: Скарлетт убивает одного из них выстрелом в упор, и мы (благодаря магии кино) сочувствуем напуганной женщине, ведь этот солдат на экране — воплощение мерзости. Однако наивно полагать, что в 1939 году «благородные южане» и «несимпатичные янки» были чем-то самим собой разумеющимся — в открытых источниках достаточно информации о том, как продюсер Дэвид О.Селзник на полном серьезе опасался, что фильм не отобьет вложений: уж слишком скользкой была тема гражданской войны, с которой на тот момент прошло всего-то 74 года.

К тому же в 1915 году вышел потрясающий (с точки зрения формы) и совершенно ужасный, абсолютно расистский (с точки зрения содержания) фильм Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации», в котором афроамериканцы были выведены животными, от которых кровь стынет в жилах (большинство темнокожих, кстати, сыграли актеры в блэкфейсе). Поэтому создатели «Унесенных ветром» (фильм начал делать Джордж Кьюкор, а заканчивали Виктор Флеминг и Сэм Вуд) во время работы над картиной наверняка держали в уме то, что ее выход вызовет протесты (собственно, так и произошло: в частности, против была Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения).


Как Скарлетт О’Хара стала ролевой моделью?

Вообще, за 80 лет «Унесенным ветром» от кого только ни прилетало. Внутренний раскол почти сразу же сформировала авторка оригинального романа Маргарет Митчелл — еще на стадии создания литературного произведения. Сама того не желая, она подарила Америке новую героиню, хотя и считала Скарлетт весьма и весьма нехорошей особой. Но, о чудо, взбалмошная, упрямая, циничная и прущая как танк к заветной цели (главное — больше никогда не голодать!) южанка полюбилась всему миру. А Вивьен Ли настолько хорошо справилась с ролью, что ее Скарлетт уже почти век является ролевой моделью для миллионов женщин.

Своей героиню отчасти считают и некоторые феминистки (она, self made woman, сумела выстоять и возродить родную Тару), и сторонницы выгодного брака (мастерски окрутила троих мужиков и стала богатой). А уж сколько предположений выведено на тему, что Мелани (возлюбленная Эшли Уилкса) и Скарлетт — это две стороны одной и той же медали или, наоборот, лютые антагонистки. Сколько копий сломано в спорах о том, кто тут леди, а кто — девушка с низкой социальной ответственностью, просто не счесть. А насчет того, что представляют собой Ретт Батлер и Эшли Уилкс — и кто из них больше подходит (и не подходит) главной героине, — сказано столько слов, что хватит, наверное, на несколько поколений вперед.


Что не так с дисклеймерами?

Безусловно, при разговоре об «Унесенных ветром» невозможно игнорировать контекст (рабство и войну Севера и Юга), а также тот вопиющий факт, что темнокожая актриса Хэтти МакДэниел, первая афроамериканка, взявшая «Оскар», не получила приглашения на премьеру, а на церемонии вручения премии сидела в отдельной части зала, предназначенной «для цветных». Однако, несмотря на романтизацию довоенного Юга, война в фильме — это все же не ее содержание, а фон (к тому же южане выглядят как люди, которые сами навлекли на себя беду). В первую очередь картина рассказывает о человеческом несовершенстве и, напротив, невероятном благородстве, которые лезут сквозь все благообразные социальные маски в самые трудные времена. Все же это не прямой побратим «Рождения нации». В картине содержится больше нюансов, чем в великом и ужасном фильме Гриффита.

Silver Screen Collection/Getty Images

Об «Унесенных ветром» стоит спорить, но одного дисклеймера в этой ситуации явно недостаточно. Вообще, со стороны крупных студий (Warner Bros. или «Диснея», неважно) такие предупреждения выглядит как желание подстраховаться и снять с себя всю ответственность за происходящее на экране. Неужели они уверены, что зрители не могут думать самостоятельно? Что зрители не понимают, что любое произведение искусства не существует в вакууме? Не для того ли человеку дан ум, чтобы проводить простейший анализ, не принимая на веру все, что сказано художником? Дисклеймер — слишком простой и удобный рецепт: грубо говоря, отмазка. Нет ничего проще, чем написать, что «произведение содержит устаревшие этические нормы». Быть может, гораздо адекватнее снабдить фильм не дисклеймером, а развернутой исторической справкой? К тому же у HBO она есть: к выпуску юбилейного бокс-сета «Унесенных» владеющая стримингом студия Warner Bros. сделала 30-минутный док с комментариями историка Гари Лева. И, быть может, об этом студиям стоит задуматься не завтра, а уже сегодня.