«Мы не музей»: зачем идти в новый «Эрьзя-центр» в Москве

2 декабря 2021
Дарья Мартыненко
2 декабря 2021
К 145-летию российского скульптора Степана Эрьзи 30 ноября в Москве открылось новое арт-пространство — «Эрьзя-центр». Это первая офлайн-площадка Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи. «Афиша» рассказывает об экспозиции скульптур и ближайших планах культурного центра.

Кто такой Степан Эрьзя?

Степан Эрьзя родился в Мордовии в крестьянской семье, отсюда и псевдоним, отсылающий к его родному народу — эрзя. Художник выучился на скульптора в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Затем успешно работал с мрамором в Италии и Франции, на Урале и Кавказе, а также экспериментировал с материалом: например, с помощью цемента и оливкового масла имитировал дорогую бронзу. В этот период Эрьзя много участвовал в европейских выставках и прославился за рубежом.

Главным же открытием художника стало твердое субтропическое дерево кебрачо. Эрьзя обнаружил его в Аргентине, куда приехал в 1927 году по приглашению президента. Благодаря выразительному природному рисунку на коре и живописным наростам скульптуры из кебрачо получились необычными и пластичными. Чтобы усилить декоративный эффект, художник комбинировал необработанную и отшлифованную поверхность. Именно работы из этого материала сформировали неповторимый стиль художника. Он оставался в Аргентине больше 20 лет: изучал возможности кебрачо, ездил на его родину в провинцию Чако и общался с местными жителями.

В 1950 году Эрьзя решил все-таки вернуться на родину и привез на пароходе более 300 работ, которые не хотел продавать за рубежом. Советское правительство обещало ему открыть собственный музей в Москве. Но художник получил лишь мастерскую и единственную персональную выставку 1954 года. Поэтому штаб-квартира Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи появилась в Москве не случайно  — так его руководители воплощают давнишнюю мечту художника.

Постоянная экспозиция

«Мы не музей, мы более мобильны, нам интересно не выставлять известные произведения, а искать утраченные», — говорит вице-президент фонда Елена Бутрова. В постоянной экспозиции представлена коллекция слепков работ Эрьзи. В этом есть плюсы: экспонаты можно трогать, а некоторые даже крутить. Да и копии эти не совсем обычные. С 2007 года фонд ищет по всему миру малоизвестные и гибнущие работы скульптора. Реставратор Александр Толокин (много лет проработал в мастерской Мордовского республиканского музея изобразительных искусств на родине Эрьзи в Саранске) восстанавливает их по собственной методике и делает идентичные слепки. Затем оригиналы возвращаются своим правообладателям, а копии попадают в коллекцию фонда.

Сейчас в «Эрьзя-центре» уже можно увидеть около 20 слепков скульптур из частных собраний России, Аргентины, Италии, Франции, Азербайджана и Аджарии. И за каждым стоит своя история спасения. Например, «Еву» из уральского мрамора Эрьзя создал в Екатеринбурге в 1919 году, а через год уехал в Марсель, и скульптура с другими работами попала в Новосибирск. Там в конце 1990-х на одной из свалок ее обнаружили местные краеведы — полуразрушенную «Еву» хотели раздробить на строительную крошку. Однако специалисты узнали стиль Эрьзи и передали работу в детскую художественную школу. Туда же она вернулась после реставрации.

 

А «Портрет поэта Орасио Кироги» Эрьзя изготовил из кебрачо в 1937 году за одну ночь к похоронам аргентинско-уругвайского писателя. В затылочную часть бюста поместили капсулу с его прахом и установили его в гроте на берегу реки Уругвай. Из-за высокой влажности через 15 лет скульптура сильно обветшала. Сейчас отреставрированная работа находится в мемориальном доме Кироги. 

Помимо скульптур в экспозиции Эрьзя-центра представлены архивные и библиографические материалы, статьи из старых журналов и фотографии, посвященные скульптору. А еще машинка, которой он работал, ее фонду подарил последователь Эрьзи — скульптор Михаил Ильяев. Здесь же можно увидеть 500-килограммовый ствол кебрачо и различные женские портреты из него: от нимфы Калипсо до девушки в кокошнике. После ближайших экспедиций в Грузию, Францию и Южную Америку коллекция пополнится новыми экспонатами.

На открытии выставки презентовали оригинальную работу Эрьзи 1938 года, которую фонд приобрел месяц назад. По аналогии с другими скульптурами президент фонда Михаил Журавлев назвал ее «Девочка из Филадельфии» — именно оттуда ее привезли несколько дней назад. Вскоре Толокин отреставрирует работу. Также в «Эрьзя-центре» откроют постоянную выставку «Один шедевр Степана Эрьзи»: на ней по очереди будут демонстрировать оригиналы из различных собраний.

Как попасть и где находится

Новое арт-пространство разместилось в трехэтажном конструктивистском здании 1934 года по адресу ул. Автозаводская, 1. Раньше в нем заседали силовые государственные структуры. Здание отреставрировали, сохранив его исторический облик. Основная экспозиция разместилась на втором этаже — в светлом пространстве с акцентными кирпичными колоннами и мраморной плиткой на полу. Третий этаж еще не до конца обустроили, но и бетонные стены в стиле лофт смотрятся вполне приемлемо. Ремонт планируют завершить до Нового года, до этого в центр можно попасть бесплатно по предварительной записи. Потом билет будет стоить 200 рублей, для льготников — 100. Работает центр со вторника по субботу с 11.00 до 20.00.

Какие мероприятия здесь будут проходить?

 

На втором этаже, рядом с постоянной экспозицией, откроется творческая гостиная. Здесь будут проходить камерные музыкальные и театрализованные вечера, лекции, мастер-классы по скульптуре и рисунку для детей и взрослых, а также кинопоказы. На открытии уже презентовали пятисерийный документальный фильм о пяти этапах жизни художника «Степан Эрьзя. Точка возврата». Его скоро представят публике, но где и когда — пока секрет.

На третьем этаже собираются проводить выставки молодых художников из стран, где жил и работал Эрьзя, благотворительные аукционы и биеннале современной скульптуры. А еще показывать работы победителей Международного конкурса детского творчества «Миры мастера Эрьзи», который фонд проводит каждый год.

Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Самые ожидаемые российские фильмы 2022 года
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
Онлайн-премьеры недели: «Позолоченный век», новые сезоны «Миллиардов» и «Засланца из космоса»
7 хороших музейных квестов для детей
7
хороших музейных квестов для детей
7 хороших музейных квестов для детей
15 альтернативных финалов известных фильмов
15
альтернативных финалов известных фильмов
15 альтернативных финалов известных фильмов