Москва

«Мама, ты хейтишь Uzi» — как перестать бояться и полюбить киберспорт

Серьезная должность, научные исследования и взрослые дети не мешают допоздна смотреть китайскую League of Legends, а за утренней чашкой кофе обсуждать окончание карьеры Sneaky. Проректор Московского государственного областного университета и заместитель директора Федерального института развития образования РАНХиГС рассказывают об увлечении киберспортом и о том, почему не нужно пугаться, если ребенок решил стать киберспотсменом.

    Многие думают, что киберспорт — это территория, где ребёнку не место. Родители, воображая, что компьютерные игры нечто среднее между казино и наркозависимостью, ограничивают детям доступ к играм. В действительности, киберспорт имеет массу плюсов для развития ребёнка. В «боевой арене»
     или «стратегии реального времени» развиваются стратегическое мышления и скорость реакции, в командных дисциплинах — навыки взаимодействия с другими игроками и лидерские качества, в «соревновательных головоломках» — тоже стратегическое мышление, умение просчитывать ситуацию.

    Конечно, как в любом спорте, в киберспорте закаляется воля к победе, умение признавать и прорабатывать свои ошибки, с уважением относиться к соперникам и учиться у них. 

    Чтобы быть уверенным в содержании игры и исключить неподходящий для детей контент (например, жестокость),  нужно просто выбирать игры с нужным возрастным ограничением. В киберспортивных дисциплинах эксперты разрешают Apex Legends с 16 лет, популярные во всем мире League of Legends и Fortnite с 12 лет, а симулятор футбола FIFA 20 имеет возрастной ценз «3+». В соревнованиях Федерации киберспорта России можно участвовать с 14 лет, например, во Всероссийской интеллектуально-киберспортивной лиге

    Еще один родительский страх — проблемы со здоровьем, например, падение зрения и гиподинамия. Но здесь не больше опастности, чем в любом другом виде деятельности, например, работе в офисе, за компьютером.  Ребенку можно и нужно рассказывать про заботу о здоровье. А еще лучше показать: научить гимнастике для глаз и обустроить игрового место, — подобрать удобное кресло, чтобы сохранить осанку, купить качественный монитор с чётким изображением, а также следить за достаточной влажностью в помещении. Это поможет снизить нагрузку на глаза, поскольку при игре человек чаще фокусируется и реже моргает. Кроме того, киберспорт инклюзивен. Ребята с ОВЗ могут участвовать в общих соревнованиях и быть в команде с теми, у кого нет инвалидности. 

    Есть родители, которые не только преодолели страх перед киберспортом, но и по-настоящему полюбили его. Старший сын Эвелины и Виталия Алиевых — Фаик Shorty Алиев, комментатор Континентальной лиги, сейчас он тренирует греческий состав WLG по League of Legends, а младший — Эмиль Pooh Алиев — играет в коллективах из СНГ на позиции керри. Во время чемпионата мира по League of Legends 2016 года Shorty в деталях объяснил родителям про киберспорт, и им настолько понравилось, что теперь они не только следят за мировыми лигами, но и нашли любимчиков среди игроков в LoL.

    Виталий Алиев:
    «Мы смотрим все основные мировые лиги. LCS сейчас пересматриваю в записи, так как матчи идут поздно, я уже спать ухожу — они заканчиваются в четыре утра. Европу смотрю практически всю, Корею полностью тоже». 

    Старшие Алиевы играют в Hearthstone и Teamfight Tactics — на отдыхе зависают в них до трех-четырех утра. Они также следят за трансферным рынком League of Legends и оценивают игроков. Эвелина обожает Faker — наверное, самого известного лолера в мире.

    Эвелина Алиева:
    «Faker для меня вне конкуренции, но поскольку Эмиль — керри, я больше смотрела за этой позицией. Не то чтобы я ему в укор ставила, почему он не Teddy или Ruler, но я всегда говорила, что есть на кого равняться.

    В Китае мне нравится Doinb. Мне ребята говорят: «Мама, ты хейтишь Uzi». Мне он как игрок нравится, но, например, Зидан как футболист — гений, но Криштиану Роналду мне нравится больше. Сердцу не прикажешь».

    Алиевы смотрят и Dota 2, но большой любви не случилось только потому, что некому было объяснить тонкости игры, а вот League of Legends начали смотреть даже бабушки и дедушки.

    Эвелина Алиева:
    «Мы так этим увлеклись, что даже мои родители смотрели все матчи Эмиля. А когда мы смотрели их вместе, а он совершал удачный мув или делал килл, мама, его бабушка, подбегала к экрану и кричала: «Пух, Пух!» — хлопала и посылала воздушные поцелуи. Они тоже понимали, что творится на экране, а им уже за 80 лет». 

    Киберспорт заинтересовал Эвелину настолько, что она совместила научную деятельность и свое хобби. В институте они провели исследование и выяснили, что у студентов, которые любят Dota 2, League of Legends и другие игры, правое и левое полушария развиваются быстрее, просыпаются правополушарные творческие возможности. Алиева также сотрудничает с Институтом физкультуры: на кафедре вуза есть специальная программа под названием «Мама, затылок и компьютер» — для просвещения родителей, которые находятся в конфликте с детьми из-за чрезмерного увлечения ПК. 

    Виталий Алиев считает,  нужно работать с молодыми родителями и воспитывать в них мысль, что киберспорт — это еще одна хорошая профессия. 

    Виталий Алиев:
    «Родители спят и видят, что сын стал Рафаэлем Надалем, зарабатывает миллионы долларов и так далее, и прикладывают к этому кучу усилий. Я сомневаюсь, что есть родители, которые серьезно планируют, что их ребенок станет киберспортсменом. Сейчас киберспорт как одна из возможных версий развития ребенка пока отсутствует, и это надо менять».

    Эвелина также затронула тему инклюзивности: «Это просто особый простор для деятельности. Паралимпийские игры — это хорошо, но играть в онлайне и стать чемпионом на равных — теперь и это возможно». Киберспорт, по ее мнению, открывает горизонты для детей с проблемами со здоровьем и мобильностью.

    Помимо основного образования в Политехническом университете Эвелина окончила психфак МГУ — в киберспорте она изучала проблематику токсичности, а также обращала внимание на вопросы дисциплины и самоконтроля, так как от игроков обычно не требуют никакой отчетности по личным тренировкам. С тиммейтами Фаика и Эмиля они подолгу беседовали и обсуждали возникающие внутри коллектива конфликты. 

    Подготовлено совместно с Cybersport.ru. Погрузиться в киберспорт