Если вашему ребенку нравится гулять по освещенным солнцем аллеям, смотреть, как свет отражается от луж, наблюдать, как розовеют облака на закате и подмечать, как блестят окна в соседних домах на рассвете, то он точно импрессионист. Дело за малым: нарисовать это все. Без примеров не обойтись: увидеть передающие впечатления картины можно с 14 февраля на выставке «Изображая воздух. Русский импрессионизм», а на какие детали обратить особое внимание, рассказывает специалист просветительского отдела музея Константин Цаликов.
Родина импрессионизма — Париж. В середине XIX веке столица Франции полностью изменила свой облик и из средневекового города с темными узкими улицами (даже с неприятным запахом) превратилась в модный мегаполис с широкими проспектами, кафе и театрами, которые так любили изображать импрессионисты.
Николай Тархов. Париж, 1903. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых, Киров
Русские художники часто ездили во Францию, а Николай Тархов даже переехал в Париж. Здесь он был как рыба в воде: благодаря няне-француженке прекрасно знал язык, дружил с известными художниками и показывал на главных выставках свои картины.
Художника вдохновляла кипящая на улицах жизнь: на картине «Париж» едут повозки с лошадьми, бегут люди. Когда мы пытаемся сфотографировать проезжающую машину, то она получается размытой. Такой же эффект вышел и на холсте. Яркие краски, жирные мазки словно создают шум. Кажется, если долго всматриваться в картину, то можно услышать звук мотора, скрип колес и громкие разговоры.
Константин Коровин. Бульвар в Париже, 1912. Из серии «Парижские огни». Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева
Константин Коровин был настоящим русским импрессионистом. Свою первую импрессионистическую картину он написал еще до путешествия во Францию. Юный художник почувствовал, что искусство меняется, и стал экспериментировать со светом и ярким цветом. Позже он навсегда влюбится в Париж, в котором жизнь не угасала даже ночью. Мы видим, что солнце давно село и город освещают только фонари и блеск витрин, но улица полна людей. Так же, как и у Николая Тархова, все кажется немного размытым. Это сделано специально: быстрые и широкие мазки передают атмосферу наполненного смехом и разговорами бульвара.
Иван Куликов. Фонарики в саду, 1906. Муромский историко-художественный музей
Иван Куликов был отличником Академии художеств в Санкт-Петербурге. За успехи в учебе художника наградили золотой медалью и путешествием по Европе. Конечно, мастер не мог не побывать в Париже, где увидел модные работы импрессионистов.
Герои на картине стоят спиной к нам, тем не менее ночная сценка создает радостное настроение. Темный фон помогает выделить горящие фонарики и одежду, яркие пятна на платье, скатерти и самоваре сделаны легкими, воздушными мазками, как будто свет от фонарей бликует и играет!
Давайте тоже нарисуем ночную картину в стиле импрессионистов. Для этого нам понадобится плотная бумага, гуашь, палитра, несколько кисточек и банка с водой. Для начала делаем подмалевок — первый этап, на котором необходимо наметить цветными пятнами основные объекты. На палитре смешиваем синий с каплей черной краски — так получится глубокий оттенок, напоминающий ночное небо. Теперь покроем темно-синей краской весь лист. Осталось самое сложное — подождать, пока первый слой полностью высохнет, зато есть время подумать, что вы хотите нарисовать: городской пейзаж, портрет или бытовую сцену. Начинаем рисовать от темного к более светлому. Фиолетовым и синим цветом намечаем основные объекты. После добавляем к синему цвету немного белого и прорисовываем детали. В конце можно добавить свечение мазками белой и желтой краски.
Ближайшие несколько месяцев будут посвящены русскому импрессионизму и художникам, которые смело экспериментировали и изображали на картинах свет и воздух. Больше узнать о них можно на детских занятиях в Музее русского импрессионизма.