Николай Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой (на фоне стены), 1916. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Когда мы рассматриваем портреты, часто возникает вопрос: кем были эти люди? Благодаря портретам можно узнать не только о внешности человека, но и о его социальном статусе, увлечениях и даже характере. Например, героиня работы Надежда Сапожникова увлекалась искусством. На это намекают книги, пианино и картины. Она даже ездила во Францию, где брала уроки у современных художников, а потом сама преподавала рисование. Ученики вспоминали гостеприимную художницу, которая часто угощала своих гостей кофе.
Однако особое внимание зрителей привлекают ажурные обои. Художник Николай Фешин использовал особую технику трафаретной печати, с помощью которой и получился орнамент из множества цветов.
Чтобы придумать дизайн обоев, возьмите несколько листов плотной бумаги А4, масляную пастель и акварель. Пастелью нарисуйте разные геометрические и природные формы. Главное, чтобы элементы время от времени повторялись. В завершение покройте весь лист акварелью. Попробуйте использовать контрастные цвета для декоративных элементов и фона, например, оранжевый и синий.
Слева: Лев Бакст. Эскиз костюма беотийца к балету «Нарцисс» Николая Черепнина в постановке Михаила Фокина. «Русские сезоны» (Антреприза Сергея Дягилева). Около 1911. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Справа: Лев Бакст. Эскиз костюмов двух беотиек для Брониславы Нижинской и Веры Фокиной к балету «Нарцисс» Николая Черепнина в постановке Михаила Фокина. «Русские сезоны» (Антреприза Сергея Дягилева). Около 1911. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Лев Бакст много работал для театра: оформлял постановки, создавал дизайн костюмов и расписывал декорации. Придумать костюм ― нелегкая задача, так как он должен передавать характер героя, отражать суть постановки, сочетаться с декорациями и быть удобным для танцовщиков, ведь хореографы придумывали для артистов невероятные причудливые движения! Лев Бакст стремился к тому, чтобы наряды дополняли танец и подчеркивали движения танцоров. Не последнюю роль в этом играли и цвета, которые выбирал художник для той или иной постановки.
Прежде чем приступить к работе над костюмом, придумайте персонаж. Это может быть принцесса, рыцарь, шут и даже преступник. Нарисуйте и вырежьте контур своего героя. Затем на отдельном листе нарисуйте костюмы, которые можно вырезать и примерить бумажному манекену. Попробуйте раскрасить костюм, как Лев Бакст, используя яркие цвета и декоративные элементы.
Узнать, какие идеи можно подсмотреть у современных художников, можно в этом материале, а увидеть работы Николая Фешина и Льва Бакста — на выставке «Журнал красивой жизни» до 6 октября.