— Почему мы так переживаем и боимся, когда ребенок идет в первый класс, и как снизить уровень тревожности? Насколько эта тревога оправдана?
— Беспокойство находится в очень древних слоях мозга, это такая инстинктивная программа, реакция на стресс. Когда взрослый сталкивается с ситуацией, которой он не может управлять, ситуацией, когда он не знает, что будет дальше, — у него появляются первые признаки беспокойства. Непростую ситуацию «доводят до ума» в школе, где после многочисленных тестов вам, к примеру, сообщают, что «класс собрался слабый», подталкивая тем самым вас к очевидному выводу, что ваше чадо уже не соответствует нормам. А если родитель является активным участником родительских форумов, где обсуждают, сколько кружков ребенок должен посещать и в каком возрасте какими навыками обладать, — даже самый устойчивый к стрессу взрослый начинает заметно нервничать и поддается общему настроению истерии. Но важно понимать — за этим состоянием невроза стоит очень неверное убеждение о том, что родитель может все, особенно если он постарается. А школа по-прежнему воспринимается родителями как судилище, которое определяет, нормальная вы семья или нет, хороший вы родитель или наоборот… печально только, что школа, как правило, делает резюме: вы привели нам «типичное не то». Снизить уровень тревожности можно, лишь осознав одну истину — родитель не всемогущ, это всего лишь фантазия. Далеко не все зависит от родителя: все дети очень разные, с разными характерами, темпераментами, с разными личностями, особенностями — понимание этого поможет принять вам себя как родителя и своего ребенка — не каким-то идеально подходящим под стандарты, а таким, как есть.
— Все ли дети испытывают стресс, когда начинают учиться в школе? Как помочь ребенку пережить этот стресс?
— Когда родители нервничают, они начинают давить на детей, требуя от них соответствия «тому, не зная чему»… Дети, в свою очередь, тоже могут занервничать. Нужно понимать, что школа — это часто смена привычной обстановки. Вы жили в одном режиме, теперь он изменился. И самая основная задача родителей — перестать нервничать и помочь ребенку выработать адаптационные возможности, которые у каждого ребенка свои. То есть каждому из нас требуется время для адаптации в новом месте. Понять, насколько удачно прошла эта адаптация, достаточно просто, нужно всего лишь уяснить смысл этого термина. Адаптация — это когда ты изменился настолько, чтобы остаться самим собой, но при этом функционируешь в этой среде более эффективно. И в этой самой адаптации в школе лучшее, что может сделать сейчас родитель, — максимально снизить напряжение и дать ребенку время привыкнуть, поняв, что новая среда безопасна и интересна.
— Стоит ли ругать ребенка за плохую оценку или невыполненное домашнее задание?
— Процесс обучения — это новые тропинки в сети нейронов нашего мозга. Появление этих тропинок может происходить только в состоянии покоя, что позволяет сказать, что процесс обучения проходит только тогда, когда мы спокойны. Поэтому ругать и запугивать ребенка — это худшая для него ситуация для появления мотивации к обучению. Когда мы начинаем злиться, что у ребенка что-то не получается, активно демонстрируя ему свои переживания, — тем самым еще больше провоцируем стрессовую ситуацию. Не надо концентрироваться только на оценках и домашних заданиях. Спросите, что ребенок сегодня узнал нового, поговорите о том, что еще интересного произошло за день. Он должен быть уверен, что нравится семье такой, как есть, независимо от школьных оценок.
На лекцию Людмилы Петрановской еще можно успеть записаться здесь.