Москва
14 сентября 2018

Людмила Петрановская: «Снизить уровень тревожности можно, лишь осознав одну истину — родитель не всемогущ»

16 сентября в лектории «Прямая речь» психолог Людмила Петрановская прочитает лекцию для родителей «Про школу». Мы встретились с Людмилой и задали ей три больных вопроса про детей, родителей и школу.

—  Почему мы так переживаем и боимся, когда ребенок идет в первый класс, и как снизить уровень тревожности? Насколько эта тревога оправдана?

—  Беспокойство находится в очень древних слоях мозга, это такая инстинктивная программа, реакция на стресс. Когда взрослый сталкивается с ситуацией, которой он не может управлять, ситуацией, когда он не знает, что будет дальше, — у него появляются первые признаки беспокойства. Непростую ситуацию «доводят до ума» в школе, где после многочисленных тестов вам, к примеру, сообщают, что «класс собрался слабый», подталкивая тем самым вас к очевидному выводу, что ваше чадо уже не соответствует нормам. А если родитель является активным участником родительских форумов, где обсуждают, сколько кружков ребенок должен посещать и в каком возрасте какими навыками обладать, — даже самый устойчивый к стрессу взрослый начинает заметно нервничать и поддается общему настроению истерии. Но важно понимать — за этим состоянием невроза стоит очень неверное убеждение о том, что родитель может все, особенно если он постарается. А школа по-прежнему воспринимается родителями как судилище, которое определяет, нормальная вы семья  или нет, хороший вы родитель или наоборот… печально только, что школа, как правило, делает резюме: вы привели нам «типичное не то». Снизить уровень тревожности можно, лишь осознав одну истину — родитель не всемогущ, это всего лишь фантазия. Далеко не все зависит от родителя: все дети очень разные, с разными характерами, темпераментами, с разными личностями, особенностями — понимание этого поможет принять вам себя как родителя и своего ребенка — не каким-то идеально подходящим под стандарты, а таким, как есть.

—  Все ли дети испытывают стресс, когда начинают учиться в школе? Как помочь ребенку пережить этот стресс? 

—  Когда родители нервничают, они начинают давить на детей, требуя от них соответствия «тому, не зная чему»… Дети, в свою очередь, тоже могут занервничать. Нужно понимать, что школа — это часто смена привычной обстановки. Вы жили в одном режиме, теперь он изменился. И самая основная задача родителей — перестать нервничать и помочь ребенку выработать адаптационные возможности, которые у каждого ребенка свои. То есть каждому из нас требуется время для адаптации в новом месте. Понять, насколько удачно прошла эта адаптация, достаточно просто, нужно всего лишь уяснить смысл этого термина. Адаптация — это когда ты изменился настолько, чтобы остаться самим собой, но при этом функционируешь в этой среде более эффективно. И в этой самой адаптации в школе лучшее, что может сделать сейчас родитель, — максимально снизить напряжение и дать ребенку время привыкнуть, поняв, что новая среда безопасна и интересна.
 
—  Стоит ли ругать ребенка за плохую оценку или невыполненное домашнее задание?  

—  Процесс обучения — это новые тропинки в сети нейронов нашего мозга. Появление этих тропинок может происходить только в состоянии покоя, что позволяет сказать, что  процесс обучения проходит только тогда, когда мы спокойны. Поэтому ругать и запугивать ребенка — это худшая для него ситуация для появления мотивации к обучению. Когда мы начинаем злиться, что у ребенка что-то не получается, активно демонстрируя ему свои переживания, — тем самым еще больше провоцируем стрессовую ситуацию. Не надо концентрироваться только на оценках и домашних заданиях. Спросите, что ребенок сегодня узнал нового, поговорите о том, что еще интересного произошло за день. Он должен быть уверен, что нравится семье такой, как есть, независимо от школьных оценок.

На лекцию Людмилы Петрановской еще можно успеть записаться здесь
 

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все