Роскошная графика известного французского модельера с русскими корнями
Настоящее имя известного французского модельера Эрте — Роман Петрович Тыртов. Юноша уехал из Петербурга в Париж, когда ему было двадцать — в 1912 году. Его карьера началась с сотрудничества с кутюрье Полем Пуаре. Вскоре Эрте заключил контракт с журналом Harper's Bazaar — его рисованные обложки для модного американского издания занимают центральное место в экспозиции в Зимнем дворце. Другая часть выставки — театральная графика Эрте: как художник сцены он создал сотни эскизов декораций и костюмов. Все рисунки — воплощение стиля ар-деко с его этническим геометризмом и роскошными орнаментами.
Эрмитаж, до вс 18 сентября
Ученики важнейшего отечественного художника XX века
Отправная точка экспозиции в Русском музее — преподавательская деятельность Кузьмы Петрова-Водкина. Сменив в 1910 году на учительском посту Льва Бакста в частной школе Званцевой, Петров-Водкин собрал вокруг себя несколько десятков учеников. Когда он был профессором в Академии художеств, число его последователей в разы увеличилось. При этом художник был строгим педагогом, во многом довлеющим над подопечными и однажды заметившим: «Я не плодил дилетантов». Выставка впервые собрала произведения тех авторов, кто сохранил свою индивидуальность, переосмыслив установки учителя, — Александра Самохвалова, Герасима Эфроса, Владимира Малагиса и других.
Русский музей, до чт 22 октября
Актуальные проблемы западного общества
Эрмитаж откликнулся на повсеместные музейные попытки понять, что же такое современный реализм, привозом трех западных художников – британца Митча Гриффитса, американцев Тони Мателли и Джима Шоу. Фотореалистичная живопись Гриффитса отсылает к классическим сюжетам и иконографии, но его картины полны атрибутов тем, актуальных сегодня, — патриотизма, войн и консюмеризма. Живопись Шоу исследует культы в американском обществе. А Мателли представит свою знаменитую скульптуру «Fucked» (аккуратно переведенную музеем как «Истерзанные»). Максимально реалистичные фигуры выглядят устрашающе, напоминая о том, что все происходящее с полимерными героями работы, случается, вообще-то, и с живыми людьми. Все трое реалисты лишь отчасти, но общее для их искусства — реакция на события современности.
Эрмитаж, до вс 18 сентября
Красочный и умный стрит-арт на территории Завода слоистых пластиков
В новом сезоне Музей стрит-арта обратится к актуальной теме миграции. В рамках исследования понятий «граница» и «ограничение» организаторы пригласили международную команду художников. Как и прежде, свои проекты авторы вписали в индустриальное пространство Завода слоистых пластиков и максимально задействовали его исходные. Предводительствовал ими куратор Рафаэль Шактер — британский антрополог, настоящий знаток стрит-арта и автор научных публикаций по этой теме. В итоге получилась первоклассная красочная и наполненная смыслом экспозиция, так и стремящаяся попасть в ленту вашего инстаграма.
Street Art Museum, до сб 24 сентября
Выставка художников — стипендиатов московского «Гаража»
Сезон на острове Новая Голландия открывается экспозицией «Чувственные опыты». Она разместилась в деревянном домике с большими окнами, специально оборудованном под выставки и лекции, — его назвали «Павильон». Все девять участников — стипендиаты программы музея «Гараж» по поддержке молодых художников. Среди них действительно важные современные авторы — Аслан Гайсумов, Евгений Гранильщиков, Александра Сухарева и другие. Их работы посвящены художественной интуиции и фигуре художника-наблюдателя, который берет из внешней среды то, что его действительно волнует или удивляет. Николай Алексеев изображает старые, но милые сердцу предметы — например, покосившийся стул, а Илья Долгов максимально натуралистично зарисовывает растения после длительного медитативного наблюдения за фауной российских регионов.
Новая Голландия, до вс 25 сентября
Выставка одной картины великого нидерландского живописца
Предположения о том, кто же изображен на картине Яна Вермеера «Географ», разнятся. По самой распространенной версии, мужчина, склонившийся над развернутой картой с циркулем в руках, — известный натуралист и изобретатель микроскопа Антони ван Левенгук. Вермеер и Левенгук, родившиеся в Делфте в один год, скорее всего, знали друг друга. С другой стороны, картина отсылает и к политическому статусу Голландии в XVII веке: география становится символом открытия новых земель и стремительного развития науки. На три месяца картину привезли в Эрмитаж из немецкого музея Штедель. К слову, в музеях и коллекциях России нет ни одного произведения художника.
Эрмитаж, до пн 20 ноября
Кренделя, нарядные жестянки и советские тетрапаки: тысяча объектов продвижения городской торговли
Жестяные кренделя, перчатки и окорока или живописные вывески, написанные масляными красками, — неотъемлемый элемент городского пейзажа середины XIX века. Облик центральных улиц Петербурга на рубеже веков определяли рекламные кампании дома «Зингер» и производителя кондитерских изделий фирмы «Абрикосов». В советское время с развитием промграфики появились культовые торговые упаковки — молочный треугольный пакет или эмблема «Советского» шампанского. В Петропавловской крепости собрали около тысячи объектов рекламы и торговой упаковки, которые за два века стилистических метаморфоз не утратили своей главной функции — продавать товар лицом.
Музей истории Санкт-Петербурга, до сб 31 декабря
Масштабные графические полотна московского художника
Московский художник Кирилл Челушкин прославился своими масштабными графическими полотнами. Среди его сюжетов была и порнография, и футуристический городской пейзаж, и военные действия. Новая экспозиция «Счастливый человек» — это история о мимолетных мгновениях жизни, которые приносят ощущения счастья. По мнению автора, осознание счастья возможно даже тогда, когда все вокруг говорит о драме и трагизме. Челушкин изображает именно такие моменты: в катастрофических или просто нелепых ситуациях он ищет едва уловимые позитивные частицы.
Галерея Марины Гисич, до сб 1 октября
Вариации на тему русского костюма от главного отечественного кутюрье
Павловопосадские узоры, красный цвет, золотое шитье и тончайшее кружево — неотъемлемые элементы коллекций Вячеслава Зайцева. Зайцев, подобно Сергею Дягилеву, посланник традиционно русской эстетики в Париже. Карьеру едва ли не главного отечественного модельера Зайцев начинал в Иванове в начале 1960-х, а в 1988-м он впервые показал во французской столице свою коллекцию «Русские сезоны в Париже». В Эрмитаже можно увидеть филигранные работы дизайнера, которые объединены его неизменной любовью к традиционному русскому костюму.
Эрмитаж, до вс 25 сентября
Фотографии военного времени из официальной советской прессы
Известный советский фотожурналист Александр Устинов начинал как фотограф-любитель: в начале 1930-х он купил в рассрочку свой первый «Фотокор». Постепенно его репортажи появляются в журнале «Огонек» и газете «Красная звезда». С последней Устинов стал официально работать в 1939-м: он отправляется на Карельский перешеек, чтобы запечатлеть советско-финскую войну, в 1941-м на Украину и на Волховский фронт в Ленинград. Снимки первых месяцев войны не отражают ее ужасов, а показывают скорее бытовые сцены. В «Росфото» собрали почти сто фотографий Устинова, которые дают понять, как происходил отбор фотографий для печати в официальной советской прессе.
Музейно-выставочный центр «Росфото», до вс 2 октября