Лучшие выставки июня в Санкт-Петербурге
Семья Кранахов между Ренессансом и маньеризмом
Живопись и графика немецкой художественной династии
Открывшись сначала в Пушкинском музее в Москве, выставка художественной династии Кранах теперь разместилась в залах Зимнего дворца. У истоков семьи художников — Лукас Кранах Старший — придворный живописец курфюрста Саксонского. Именно он организовал художественную мастерскую, которой позже стал управлять его сын Лукас Кранах Младший, затем его внуки и правнуки. То, что создавалось в этой мастерской, для XVI века было дерзким новаторством: Кранах Старший был достаточно смелым в изображении женских тел, людских лиц и вообще в выборе сюжетов. Поэтому, пожалуй, центральной картиной выставки можно считать полотно «Венера и Амур», изображающее едва ли прикрытую прозрачной вуалью языческую богиню.
Эрмитаж, 8 июня — 11 сентября
Круг Петрова-Водкина
Ученики важнейшего отечественного художника XX века
Отправная точка экспозиции в Русском музее — преподавательская деятельность Кузьмы Петрова-Водкина. Сменив в 1910 году на учительском посту Льва Бакста в частной школе Званцевой, Петров-Водкин собрал вокруг себя несколько десятков учеников. Когда он был профессором в Академии художеств, число его последователей в разы увеличилось. При этом художник был строгим педагогом, во многом довлеющим над подопечными и однажды заметившим: «Я не плодил дилетантов». Выставка впервые собрала произведения тех авторов, кто сохранил свою индивидуальность, переосмыслив установки учителя, — Александра Самохвалова, Герасима Эфроса, Владимира Малагиса и других.
Русский музей, 2 июня — 22 сентября
Реализмы
Актуальные проблемы западного общества
Эрмитаж откликнулся на повсеместные музейные попытки понять, что же такое современный реализм, привозом трех западных художников – британца Митча Гриффитса, американцев Тони Мателли и Джима Шоу. Фотореалистичная живопись Гриффитса отсылает к классическим сюжетам и иконографии, но его картины полны атрибутов тем, актуальных сегодня, — патриотизма, войн и консюмеризма. Живопись Шоу исследует культы в американском обществе. А Мателли представит свою знаменитую скульптуру «Fucked» (аккуратно переведенную музеем как «Истерзанные»). Максимально реалистичные фигуры выглядят устрашающе, напоминая о том, что все происходящее с полимерными героями работы, случается, вообще-то, и с живыми людьми. Все трое реалисты лишь отчасти, но общее для их искусства — реакция на события современности.
Эрмитаж, 7 июня — 18 сентября
Надежда Эверлинг. Большая прогулка
Непарадный Петербург: окраины, ларьки, переулки
Автобусные остановки, окраинные дворы, одинокие продуктовые ларьки и тусклые петербургские переулки — главные сюжеты живописи Надежды Эверлинг. Она продолжила ленинградскую традицию «арефьевцев» и «митьков» с их любовью ко всему низовому и непарадному в этом городе. Как и у предшественников, маргинальные закоулки изображены максимально красочно. Безусловно, это особенная палитра — охра, болотный, умбра и серый. Выставка в «Эрарте» — масштабное музейное осмысление наследия Эверлинг после ее смерти в 2014 году.
Эрарта, до 21 августа
Роберт Индиана. To Russia with Love
Культовые скульптуры американского поп-артиста
За пятьдесят лет с момента создания скульптуру «Love» американского поп-артиста Роберта Индианы можно было увидеть в Нью-Йорке, Бостоне, Валенсии и Сингапуре. Кроме того, это слово-образ было переведено на несколько языков, включая иврит, испанский и китайский. Изначально же броская надпись, сделанная шрифтом Times New Roman, была напечатана на рождественской открытке Музея современного искусства в Нью-Йорке в 1966 году. Четыре года спустя появилось первое изваяние из стали — оригинал и по сей день хранится в Музее искусств в Индианаполисе. На выставке в Русском музее будет представлено двадцать графических произведений Индианы и две скульптуры: «Art» и «Love».
Мраморный дворец, до 4 июля
Дмитрий Жуков и Влад Кульков. Парящее барокко
Современные барочные причуды
По определению стиль барокко отличается причудливостью и динамикой форм. Выставка «Парящее барокко» в Елагином дворце — пример живучести стиля и того, как его главные принципы перекочевали из XVIII века в современное искусство. Витиеватые и спиралевидные завихрения — основные элементы кислотной абстрактной живописи Влада Кулькова. Художник Дмитрий Жуков исполняет воздушные структуры в металле — несмотря на массивность материала, его тяжелые скульптуры будто парят в воздухе. Совместная экспозиция двух авторов привела к изобретению ими нового термина — стимбарокко — сочетание барочной легкости с викторианской эстетикой стимпанка.
Елагин дворец, до 19 июня
Через границы/Сквозь ограничения: маргинальное искусство в эпоху миграции
Красочный и умный стрит-арт на территории Завода слоистых пластиков
В новом сезоне Музей стрит-арта обратится к актуальной теме миграции. В рамках исследования понятий «граница» и «ограничение» организаторы пригласили международную команду художников. Как и прежде, свои проекты авторы вписали в индустриальное пространство Завода слоистых пластиков и максимально задействовали его исходные. Предводительствовал ими куратор Рафаэль Шактер — британский антрополог, настоящий знаток стрит-арта и автор научных публикаций по этой теме. В итоге получилась первоклассная красочная и наполненная смыслом экспозиция, так и стремящаяся попасть в ленту вашего инстаграма.
Street Art Museum, до 24 сентября
Евгения Мачнева. Нерентабельность
Редкая для современного искусства техника шпалеры
Художница из Петербурга Евгения Мачнева работает в редкой для современного искусства технике шпалерного ткачества. Ее масштабные рукотворные полотна посвящены индустриальному упадку, который она запечатлела на местном заводе «Красная заря» или на Каслинском заводе художественного литья в Свердловской области. На последний она попала в прошлом году в качестве участника III Уральской биеннале современного искусства. Проект «Нерентабельность» — сожаление по поводу утраты мощной промышленности, а сама техника шпалеры — ответ на массовость и тиражность современных производств.
Галерея Art Re.Flex, до 30 июня