Москва

Лучшие русские сериалы десятилетия по версии кинокритиков

Главный вывод, который можно сделать из завершившегося на прошлой неделе 31-го «Кинотавра», — русское кино практически не занимается осмыслением современности. По счастью, это делают отечественные сериалы. «Афиша» решила подвести промежуточные итоги и попросила дюжину кинокритиков назвать лучшие шоу за минувшее десятилетие.
21 сентября 2020

Маша Токмашева

Редактор «Кино-Театр.Ру» и The Digital Reporter:


«Оттепель» (2013)

Небанальное ретро, к тому же на тему кино и условно советской киноиндустрии, по большому счету мало чем отличающейся от нынешней. Непризнанные гении, срывающие съемки артисты, не только рабочие отношения, царящие на площадке. Получилось не хуже «Безумцев», вдохновивших Тодоровского на «Оттепель».


«Сладкая жизнь» (20142016)

Пожалуй, первый по-настоящему откровенный (в версии 18+) сериал в современной, уже заблюренной России, борющейся с сексом, наркотиками, курением, алкоголем и вообще всем подряд. И, пожалуй, первый проект, сконцентрированный на отношениях, так сказать, среднего класса. Когда все вроде бы сложилось неплохо, но чего-то по-прежнему не хватает. Главным образом — откровенности. В мыслях и чувствах.


«Закон каменных джунглей» (2015-2017)

Самый, на мой взгляд, энергичный и напористый сериал десятых. Отголоски «Бумера», «Бригады» с их лихими 90-ми, которые в нашей стране не заканчиваются никогда, и какая-то настоящая пацанская лирика в чувствах главных героев. Настоящие парни с района.


«Звоните ДиКаприо!» (2018)

Рок-опера нашего времени с самым популярным артистом, здесь почти не использующим свои рабочие штампы. Может быть, потому, что играет отчасти себя. Так же, как и режиссер Жора Крыжовников отчасти и показывает в этом круговороте ВИЧ отдельно взятой тусовки, в том числе и отечественную индустрию — с ее «Сирийским песком» и «Первой градской», работа над которой забывается и запирается в первом попавшемся баре или сразу же на фуршете после премьеры.


«Обычная женщина» (2018)

Для меня самый страшный сериал нового времени, наконец показывающий все бессилие этой русской вечно сильной женщины, тянущей свою семью. Маятник между «Все сама» и «Сама виновата», беспощадное хождение по кругу обыденности, съедающее все живое и искреннее ради навязанной условными традициями обязанности сохранить семью.


Василий Говердовский

Редактор раздела «Сериалы» на afisha.ru:


После материала на SRSLY о лучших российских фильмах десятилетия видел несколько грустных комментариев о том, как измельчал национальный кинематограф. Эх, это вы еще не пытались найти бриллианты среди русских сериалов. Подозреваю, у кого ни спроси — у всех выйдет более-менее одинаковый список обычных подозреваемых. В моем топе «Чики» Эдуарда Оганесяна находятся на недосягаемой высоте от ближайших конкурентов. Это не идеальный сериал: где-то во второй половине первого (и, надеюсь, не последнего) сезона сценарий несколько механистически сводит героинь-бунтарок с мужиками. Но, пожалуй, это малая кровь за жирнейшее изображение провинциального юга России, ярких персонажей и классные актерские работы. На вторые-третьи места я бы отправил «Домашний арест» и «Последнего министра», тоже неидеальные, но обаятельные штуки, каждая по-своему. Кстати, все три сериала вышли на стриминговых сервисах, так что если и есть свет в конце туннеля однообразных ситкомов, то находится он в интернете.


Жан Просянов

Главный редактор сайта «Кино-Театр.Ру», директор по развитию веб-кинотеатра Chill:


«Измены» (2015)

Парадоксально, что сериал, который дал начало «киносериальной революции», был написан Дарьей Грацевич по ночам, в свободное от работы на «Интернах» время. Автор номинированного на «Оскар» «Дома из песка и тумана» Вадим Перельман в режиссерском кресле, точнейшая работа Елены Лядовой, небывалый накал общественной дискуссии и простая мысль, что «женщина может сама выбирать, с кем ей спать», делают сериал важнейшей вехой в развитии индустрии.


«Звоните ДиКаприо!» (2018)

Главный комедиограф страны Жора Крыжовников снял самый безжалостный и пронзительный телепроект десятилетия, замешав античную драму и юморески на тему отечественного телепроизводства. Александр Петров в пародии на самого себя, впервые драматически убедительный Андрей Бурковский, истеричная Юлия Александрова и уверенная режиссура — это то, что нужно предъявлять в ответ на «наши о высоком на телеке не умеют».


«Закон каменных джунглей» (2015-2017)

Яркая, насыщенная, дерзкая история о «гангстерах во времена хипстеров» вернула на ТВ молодежную аудиторию и доказала, что в стране «Бумера» и «Бригады» есть место постмодерну, а рифмовать Тарантино и «Капитана Врунгеля» можно без картавости и без объяснений в стиле «Это как шестой, но на один повыше».


«Озабоченные, или Любовь зла» (2014)

Просто самый смешной сериал декады. Гуманнейший юмор Бориса Хлебникова, проблемы секса внутри и за пределами МКАД, гениальная сцена с песцом, актриса Ольга Дибцева в лучшей форме и великий диалог Сергея Астахова с народом о сути российского ТВ. Если еще не смотрели — срочно бегите!


«Трудные подростки» (2019)

Когда во времена победившего тиктока все медиахолдинги дружно побежали делать контент про и для подростков, ребята во главе с Рустамом Ильясовым и Никитой Волковым собрали самую зубодробительную команду и рассказали о жизни в пубертате так, что все «синие киты» всплыли вверх брюхом, а вопрос «тру или не тру» был закрыт навсегда.


Зинаида Пронченко

Шеф-редактор сайта журнала «Искусство кино»:


Назову «Обычную женщину» — я ее хотя бы досмотрела. И первый сезон «Содержанок» — за редкую для наших широт попытку запечатлеть гламур.

 


Павел Воронков

Кинокритик («Газета.Ru»), сооснователь телеграм-канала «Молодая критика»:


«Чики» (2020)

Главный отечественный сериал последних лет, после которого стало совсем уж неудобно говорить, будто мы от кого-то там отстаем. Местами жесткая, местами смешная, местами трогательная история о четырех проституированных женщинах и их отчаянных попытках открыть свой фитнес-клуб. Все по глокал-заветам Netflix: конкретные время и место (юг России 2010-х), универсальные размышления о женской силе и сестринстве. В результате — удивительная смесь околошолоховских интонаций с чем-то вроде классической драмы HBO (там недавно вышла, например, «Долина соблазна», во многом с «Чиками» пересекающаяся). Но главное, за что стоит смотреть сериал, — освежающая концентрация жизни и воли к этой самой жизни. В наше тревожное время особенно актуально.


«Трудные подростки» (2019)

Бойкая тинейджерская драмеди, оперативно отреагировавшая и на дело Кокорина и Мамаева, и на выход сериала «Эйфория». Отсидевший за драку футболист устраивается физруком в родной детский дом — и ныряет в водоворот подростковых проблем. С виду стандартная байка про «перевоспитавшегося козла», если бы не прилежное соответствие заголовку: это в первую очередь история о российских зумерах, искренняя и откровенная, лишенная как треша «Школы» Валерии Гай Германики, так и пошлости многих современных ситкомов местного разлива. А еще жутко аутентичная: хотя производством занимались вполне взрослые люди, тут нет и намека на разговор свысока. Здешний остроумный и изобретательный визуальный язык вполне созвучен сегодняшней тикток-реальности, а сборная маленьких артистов (Виталий Андреев, Анастасия Крылова, Тимофей Елецкий и другие) — вообще отдельное чудо.


«Моими глазами» (2012)

Несколько подзабытый эксперимент ТНТ первой половины 2010-х, закрывшийся после первого сезона — и так и не получивший обещанную западную адаптацию. «Моими глазами» появился на волне моды на субъективную съемку: в ютьюбе безумствовал «Наркоман Павлик», кинотеатры должны были через пару лет принять «Хардкор». Илья Куликов, который позже ударился в откровенный китч с «Чернобылем: Зона отчуждения», снял атмосферный и увлекательный научно-фантастический триллер на стыке «Лоста» и «Очень странных дел». Небольшой российский городок, секретная лаборатория — полигон для страшных экспериментов, а в эпицентре — ничего не подозревающие школьники, которые рассчитывают отпраздновать выпускной. В качестве бонуса — стильное интро под зловещий стишок британского поэта-панка Джона Купера Кларка «Evidently Chickentown».


Игорь Кириенков

Шеф-редактор «Кинопоиск HD»:


Одни отсчитывают зарождение самобытного российского телеискусства с «Ликвидации» (2007), другие — с «Оттепели» (2013), а меня покорили вадим-перельмановские «Измены» — точный, живой, грустный сериал о семейной жизни, который при этом не выглядит калькой западных образцов (ближайший референс, понятно, «Любовники»). Многое тут строится на выдающейся, чуть холодноватой игре Елены Лядовой: ее героиня смотрит на окружающих мужчин с усталой иронией — и все равно оказывается с ними на одном балконе, постели, полу. В этой безнадежной повторяемости чувствуется какая-то глухое отчаяние, тупик, в котором оказались герои и, в середине 2010-х, вся страна; сексология тут нечто производное от политологии. Потому — и нелепый рублевский гламур (пикирующие со второго этажа загородного дома рубашки), словно и не было кризиса 2014-го. Оттого — и полицейский на мотоцикле как надежда на выход из порочного круга. При пересмотре рекомендую отдельно проследить линию Ольги (Надежда Борисова): сейчас, в эру русских стримингов, ее дивная арка была бы куда более queer.


Татьяна Алешичева

Кинокритик:


После того, как эпохальные «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитский Петербург» в предыдущем десятилетии закрыли тему лихих девяностых, наступило время для фарса на означенную тему, и он явился во всей красе. «Физрук», согласно классической литературной традиции, рассказывает о «лишнем человеке», которому нет места в изменившемся мире, и в нем отлично сочетаются глум и лирика. Что Нагиев универсальный актер с огромным комедийным даром, было понятно еще со времен скетчкома «Осторожно, модерн!», и его Фома — мелкий бандюган, который привык «решать вопросы» по-старому и никак не может перековаться, — это снайперское попадание в десятку.

В российском сериалостроении 2010-х была заметна мощная тенденция снимать ретроистории, и лучший сериал в этой нише — «Оттепель» (2013), где речь идет про советские 1960-е. Кроме него тут хочется отметить еще «Обратную сторону Луны» (2012–2018). Формально — это ремейк британской «Жизни на Марсе» про манчестерского копа, который попал в прошлое. Та же история приключается в Москве с капитаном Соловьевым, который фантастическим образом попадает во времена своего детства, в СССР 1979 года, своего рода «небесный Совок» — не настоящий, а идеализированный, потому что Соловьев таким его запомнил. Второй сезон это уже забавная антиутопия о том, что СССР не распался в начале 90-х, а существует за железным занавесом до сих пор.

Сериал «Чудотворец» (2014) — тоже из этой ниши. Это хорошо придуманная и сыгранная история о том, как на развалинах страны в начале 1990-х зарождались новые социальные типы, а люди простодушно верили в магов, гипнотизеров и заряженную с телеэкрана воду. Оба главных героя обладают экстрасенсорными способностями, а Федор Бондарчук вдобавок еще и загримирован под Кашпировского. Лучшая мыльная опера десятилетия — «Молодежка» (2013–2019) про романтического сбитого летчика, тренера, который ушел из большого спорта из-за травмы и теперь учит жизни команду юниоров. Хороша «Частица вселенной» (2018) — мелодрама про семейные дела, страсти в клочья и измены на фоне космоса. А в приключенческом жанре лучший сериал последних лет — «Эпидемия» (2019), подоспевший прямо к пандемии, где Россия показана постапокалиптическим диким полем, где человеку не выжить одному. 


Эдуард Голубев

Кинокритик («Котонавты», «Афиша», SRSLY):


«Воронины» (2009–2019)

Этот сериал попал в мой список по трагической причине. 1 сентября умер великий Борис Клюев. Интернет взорвался стоном. Стало ясно, что за 11 лет и 24 сезона «Воронины» превратились в неотъемлемую часть нашего культурного кода. А за историей горемычной семьи в той или иной степени наблюдали примерно все. И, конечно, в эпицентре истории всегда находился Николай Петрович — нравственный ориентир для остальных героев. Странноватый, но мудрый дед с пытливым взглядом Майкрофта Холмса и непреодолимым желанием построить диалог «с молодежью» (за нее отвечают 49-летний Георгий Дронов и 47-летний Станислав Дужников). Может быть, порой выходит чересчур слащаво, но, вообще-то, и смешно, и трогательно, и feel good. А подобного в российских сериалах жуть как не хватает. Египетская сила!


«Шторм» (2020)

В провинциальном городке в кои-то веки случился праздник. Глава местных застройщиков, который метит на пост мэра, открывает дом искусств и спорта. Но прямо посреди торжественного концерта крыша здания падает на головы зрителей. Погибают дети. Правда, на скамье подсудимых оказывается не бизнесмен, а его зам-спойлер и главный инженер. Вроде все как всегда. Однако в разгар суда к следствию подключается честный опер из антикоррупционного отдела. Слава богу, Борис Хлебников («Аритмия») — это Юрий Быков («Дурак») здорового человека. Поэтому «Шторм» фокусируется не на хтони, а довольно правдиво описывает нашу действительность. Здесь вообще довольно много смысловых пластов: вседозволенность силовиков, отсутствие гражданского общества, кризис института брака. А конфликт по итогу не скатывается в вечное бедные vs богатые. Напротив, Хлебников изо всех сил пытается показать, что приход светлой России будущего зависит только от нас. Пропусти на дороге скорую помощь, не давай взятку, цени окружающих — и вот она, страна, из которой не хочется бежать.


«Физрук» (2014–2017)

Дмитрий Нагиев в роли застрявшего в 90-х упыря. Только ради этого зрелища «Физрука» стоит посмотреть. А посмотрев — сложно не влюбиться. Вообще, феномен этого сериала в России еще нужно изучить. В свое время «Физрука» смотрели и любители «Настоящего детектива», и ваш отец за ужином. Постоянные отсылки к тогдашней реальности, сатира, которую сейчас невозможно представить на ТВ: Болотная, Майдан, Путин. Приветы «Горько», Гайдаю и великий финал третьего сезона, который точь-в-точь как «Бердмэн». При этом происходящее не скатывается в беспорядочный набор хохм. Характеры персонажей развиваются — особенно это касается задрота Вали в исполнении Даниила Вахрушева — и создают нетривиальные комбинации, история регулярно делает крутые виражи, шутки, в конце концов, реально смешные. Правда, в четвертом сезоне ситком скатывается в тартарары и теряет весь шарм. Но и тут создатели показали себя молодцами и быстро закрыли шоу. В условиях, когда ТНТ вот уже десять лет доит «Реальных пацанов», — уйти на вираже в какой-то степени подвиг. (Впрочем, говорят, что нас все-таки ожидает еще и пятый сезон. — Прим. ред.)


Юлия Шагельман

Кинокритик газеты «Коммерсант»:


Возможно, мое участие в опросе не совсем честное, поскольку российские сериалы я не смотрела много лет — пока не заставила новая карантинная реальность. В лучшем случае меня хватало на пару серий, после которых никакого желания погружаться в эти истории не возникало. Поэтому я слегка смухлюю и назову лучшим сериалом «Чики» — первое российское шоу, которое мне действительно было интересно смотреть дальше, за героинь которого я болела и на многие фактические несоответствия в котором закрывала глаза (ну да, ну да, не могут в маленьком северокавказском городке местные девчонки работать проститутками и проживать при этом тут же) ради какой-то ощутимой нутряной правды — не ситуаций, а характеров. Сами сюжетные ходы тут могут быть шаблонными, излишне мелодраматичными, неправдоподобными (при этом выстроена история так, что оторваться все равно невозможно вплоть до самого финала), но вот эти Жанна, Марина, Светка, Люда, как и мент Юра, и сутенер Валера, и психованный псевдоказак Данила с пустыми глазами маньяка, и hot priest отечественного разлива отец Сергий — они настоящие. Отдельно радует, что в нашем сериале наконец-то говорят живыми голосами и живой уличной речью, что лица в кадре не только русские, а линия мальчика Ромки, пусть и довольно осторожно, но все-таки раздвигает границы гетеронормативности — и делает это так, как будто ничего более естественного и быть не может.


Денис Виленкин

Кинокритик SRSLY:


Конечно, десятые годы абсолютно изменили игру на телевидении. Мы увидели десятки совершенно разных, но одинаково качественных шоу. Главным стал «Звоните ДиКаприо!». Страшный, неповторимый, умный. Одно из главных авторских высказываний в сериальном формате на российском ТВ за минувшее десятилетие. Затем «Школа» — первое, пожалуй, из важнейших для нового российского телеландшафта кино. Авторское, беспринципное, неподдельное. Восход Германики. И, наконец, «Измены». Сериал, который никого бы не удивил в остальном мире своей прогрессивностью, произвел фурор в России. И, что самое удивительное, все три сериала стали пока что вершинами в творчестве их авторов, в обход полных метров.


Евгений Ткачёв

Редактор разделов «Кино» и «Сериалы» на afisha.ru:


Со «Звоните ДиКаприо!» (мировой уровень) и «Чиками» все понятно, но хотелось бы также отметить никем не упомянутый «Мир! Дружба! Жвачка!» — и дело тут не в ностальгическом девяностническом вайбе и не в том, что это наши «Очень странные дела», а в том, что пятая серия первого (и, кажется, не последнего) сезона целится прямо в сердце и попадает туда без промаха. Одно из самых сильных впечатлений года, да и, пожалуй, всего десятилетия.


Александр Горбунов

Телекритик, корреспондент КТА «Телескоп»:


Прошедшее десятилетие ознаменовано прорывом российских сериалов за рубеж и в то же время все большей ограниченностью тем, вызванных боязнью создателей нарушить те или иные законодательные акты страны. Возлагаемые надежды на появление онлайн-сервисов, на которых, как предполагалось, будет отсутствовать цензура, а в кадре появятся новые лица, рухнули после того, как зрителям были представлены первые проекты, часть из которых прошли для широкой аудитории практически незамеченными. Свобода и отсутствие цензуры в понимании сегодняшних создателей русских сериалов — это далеко не рассуждение на злободневные темы, волнующие каждого из нас, а демонстрация в кадре излишней агрессии и жестокости, аморального поведения, мата, обнаженки и секса.

Неслучайно, что лучшие телесериалы 10-летия были созданы в первую пятилетку. Революционными проектами, безусловно, являются «Школа» Валерии Гай Германики, «Салам Масква» Павла Бардина, «Однажды в Ростове» Константина Худякова, «Физика или химия» Рамиля Сабитова, «Моими глазами» Заура Болотаева, «Бессонница» Андрея Мармонтова, «Ленинград 46» Игоря Копылова, «Озабоченные, или Любовь зла» Бориса Хлебникова. Удаются нашим создателям и большинство экранизаций литературных произведений, среди которых наиболее достойными получились сериалы «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Куприн» Владислава Фурмана, Андрея Эшпая и Андрея Малюкова, «Молодая гвардия» Леонида Пляскина и «Хождение по мукам» Константина Худякова. В жанре исторического сериала порадовала «Екатерина».

Особое наслаждение доставляют прекрасные ретроистории «Восьмидесятые» Федора Стукова, Юлии Левкиной, Филиппа Коршунова и Романа Фокина, «Оттепель» Валерия Тодоровского, «Уходящая натура» Дмитрия Иосифова и «Шифр» Веры Сторожевой. Из адаптаций зарубежных проектов в России удались «Закрытая школа», «Корабль», «Ищейка», «Кости», «Бесстыдники» и «Мост». Наиболее увлекательными детективами стали «Мосгаз»«Мажор», «А у нас во дворе» и «Анна-детективъ». Из комедийных проектов следует обратить внимание на «Домашний арест», «Ольгу», «ИП Пирогову» и «Жуков». Любителям приключений придутся по вкусу «Пока цветет папоротник», «Беловодье. Тайна затерянной страны» и «Игра на выживание». Особенно ценно, что среди многообразия проектов находится возможность сделать истории, затрагивающие струны нашей души. Хотелось бы, чтобы таких великолепных проектов, как «Красные браслеты», «Света с того света», «Толя-робот» и «257 причин, чтобы жить», становилось только больше.

Похожие подборки
Все подборки