Знаменитый барочный коллектив и opera seria
Французский скрипач и дирижер Жан-Кристоф Спинози организовал ансамбль «Матеус» в 1991-м. В XXI веке музыканты считаются большими специалистами в области старинной музыки. Убедиться в этом можно на концерте: французы исполнят оперу «Ксеркс» Генделя, по сюжету которой персидский царь ввязывается в напряженную любовную интригу. Музыкально опера более всего знаменита первой арией главного героя, но и помимо нее здесь много прекрасного — например, утонченные лирические фрагменты или утвердительные быстрые части (в них от «Матеуса» можно ждать интересного барочного грува).
Концертный зал Чайковского Московской филармонии, 12 апреля
Пианист-мистик исполнит музыку Кейджа и собственные сочинения
Батагов — знаменитый академический пианист, не менее знаменитый антиакадемист, знаток и проповедник буддистских практик, автор телевизионной музыки и постминималист. Не случайно программа такого харизматичного музыканта заметно отличается от привычных концертных форматов: в паре с Джоном Кейджем и его хулиганской «Living Room Music» (в качестве музыкальных инструментов здесь используются в основном столовые приборы) будут звучать не менее неклассические произведения самого Батагова, которые притворяются наивной и сладкой мелодичной музыкой.
Дом музыки, 15 апреля
Все хиты династии Штраусов
Штраусам повезло — их музыка не нуждается в аутентичном исполнении. Штраусианская музыкальная преемственность не прерывалась: в 1966-м Эдуард Штраус, племянник Иоганна Штрауса Третьего, основал оркестр, названный в честь Иоганна Штрауса Первого (если вы потеряли нить, то помните — самый известный из них Штраус-сын, стало быть, Второй). Впрочем, повезло им не только поэтому: их музыку, будь то блистательные вальсы или знаменитые арии из оперетт, до сих пор слушают по обе стороны океана. Концерту династийного оркестра можно смело ставить десять Штраусов из десяти (тем более в программе запланированы балетные номера солистов Венской оперы); знакомые с детства мелодии и гедонистическое музыкальное удовольствие гарантированы.
Дом музыки, 19 апреля
Любимец Пьера Булеза исполняет первый том «Хорошо темперированного клавира» Баха
Пианист Пьер-Лоран Эмар, любимец великого Пьера Булеза и ученик Дьердя Лигети, везет в Москву классическую, даже академическую программу. Музыкант целиком исполнит первый том «Хорошо темперированного клавира» Баха, который должен был стать иллюстрированным (нотными примерами) справочником по всем возможным тональностям, а вместо этого стал одним из памятников гению великого немецкого композитора. Интересно, как распорядится пугающим совершенством прелюдий и фуг музыкант, который в первую очередь знаменит исполнениями современной музыки.
Концертный зал Чайковского Московской филармонии, 28 апреля
Ранние фортепианные концерты Бетховена
Один из самых известных представителей русской фортепианной школы исполнит программу без привычных филармонических застрельщиков — отличная возможность послушать Березовского в образе эрудита. Специфический подход ему действительно понадобится: Второй фортепианный концерт Бетховена (хронологически он первый) звучит почти как сочинение времен Моцарта, бетховенские черты в нем скорее улавливаются, чем слышатся, а в Третьем композитор только начинает эксперимент по внедрению симфонической формы в жанр концерта. Интересно, как звездный пианист интерпретирует эти сочинения: постарается показать их отличие от позднего Бетховена, попытается выделить бетховенские черты или придумает что-то еще?