Главный музей страны
Несмотря на невероятных размеров коллекцию, главный музей страны устроен вполне рационально: на первом этаже — древность (отечественная археология и классическая античность), второй — искусство Ренессанса, барокко и классицизма, с картинами Рафаэля, Эль Греко, Рубенса. На третьем этаже продолжение истории европейской живописи (XIX — начало ХХ века) — Ренуар, Моне, Матисс — и экспозиции «Индия», «Иран», «Китай». В фильме режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» камера за полтора часа успевала побывать в 33 залах музея. Всего же их — 365.
Официальный эпицентр статусного современного искусства
Полная реконструкция здания по проекту архитектора Никиты Явейна завершилась в 2013 году и сделала из ведомственного здания эпицентр статусного современного искусства. В новых интерьерах практически сразу провели европейскую биеннале «Манифеста», а после ее закрытия заполнили залы работами из Зимнего дворца. Сюда переехали полотна Матисса, Сезанна и других эрмитажных модернистов. Параллельно на временных экспозициях в Главном штабе можно увидеть работы международной группы «Флюксус», скульптуры немца Маркуса Люперца и британца Тони Крэгга, лучшие образцы финского дизайна и живопись Фрэнсиса Бэкона. Здесь же работает и книжный магазин, где можно купить выставочные каталоги и книги по искусству.
Собрание ювелирных изделий Карла Фаберже в Шуваловском дворце
Один из немногих частных музеев Петербурга расположился во дворце Нарышкиных-Шуваловых на набережной Фонтанки рядом с Невским проспектом. Начало музейной коллекции положил в 2004 году предприниматель Виктор Вексельберг, выкупив на аукционе коллекцию изделий Карла Фаберже единым лотом. Произведения русского ювелира, в том числе знаменитые пасхальные яйца для императорской семьи, обосновались в здании в 2013 году, сразу после реставрации. Там же, в парадных залах, можно увидеть и живопись отечественных мэтров — Ивана Айвазовского, Константина Маковского и Карла Брюллова.
Наб. реки Фонтанки, 21, Шуваловский дворец
Просторный частный музей с театральной площадкой, кафе и сувенирными магазинами
Частный музей на Васильевском острове — это огромное пятиэтажное пространство с собственной коллекцией отечественного искусства в качестве ядра. В основной экспозиции музея около двух с половиной тысяч произведений конца XX — начала XXI века: от работ ленинградских нонконформистов до живописи Сергея Шнурова. В другой части здания ежемесячно открывается восемь совершенно разных временных выставок: от зарубежной модной фотографии и дизайнерской обуви до искусства российских регионов и современного поп-арта. Кроме того, в музее есть своя театральная площадка, где выступают независимые коллективы вроде театра Post и проходят регулярные встречи с культурными героями. Картина была бы не полной без кафе — здесь их два, и магазинов с продукцией музея — четыре, с разным ассортиментом, сосредоточены на первом этаже.
История и актуальное состояние фотографии в просторных залах дома на Большой Морской
Один из пионеров музейного подхода к фотографии в России, центр «Росфото» занимается коллекционированием и научно-исследовательской деятельностью. В его выставочных залах в красивом доме в стиле модерн на Большой Морской регулярно проходят фотовыставки, рассказывающие об истории фотографии и ее нынешнем состоянии. Барбара Клемм, Владимир Антощенков, Франко Фонтана, Борис Смелов — лишь небольшая часть известных авторов, показанных в «Росфото» за последние годы. Активная выставочная деятельность зачастую подкрепляется образовательной программой, а посещение экспозиции нередко заканчивается в музейном магазине с хорошей подборкой книг по визуальным искусствам.
Прибежище уличной культуры в индустриальном пространстве
Музей располагается на территории действующего завода слоистых пластиков, а его выставочные помещения — это бывшие цеха и котельные. Большинство из них были заброшены в 1990-е и получили новую жизнь только в 2014 году, когда здесь открылась первая выставка «Повод к миру». С тех пор каждый сезон в музее появляются новые работы уличных художников из России, Европы и Америки. В индустриальных пространствах есть где размахнуться: на многометровых стенах общей площадью 200 тысяч квадратных метров появляются росписи Кирилла Кто и Тимофея Ради, а в большом, засыпанном гравием дворе каждые выходные проходят мероприятия, по большей части музыкальные.