Москва
8 июня 2016

Лучшие балетные спектакли Санкт-Петербурга

В Москве и Петербурге балетов хватает, особенно летом. «Афиша» выбрала самые лучшие из них: бессюжетные миниатюры и трехактные мелодрамы, трагедию Шекспира и сельскую комедию.

Золушка

Тревожный балет Прокофьева без сказочной патоки

«Золушку» Прокофьева привычно считать сказочкой с добрыми феями, завитками и позолотой: мало кто слышит в музыке тревогу и отчаяние, совсем не детские. Алексей Ратманский услышал и впервые на российской сцене осмыслил «Золушку» как взрослое сочинение. Он легкой рукой смешал блеск голливудских 1930-х и нищету российских 1990-х, а хеппи-энду предпочел тревожный и бесприютный финальный дуэт, отчего спектакль оставляет странное, иронически-горькое послевкусие. И даже не пытайтесь возмутиться, что вас оставили без балерины в пачке и сказочных сюси-пуси, — иначе придется признать, что вы ошиблись балетом.

Мариинский театр

 

Concerto DSCH

Виртуозное эссе на тему «Мне двадцать лет»

В группах атлетичных юношей в комбинезонах можно усмотреть рабочих (с ними и колхозницы) или физкультурный парад, но это необязательный слой ассоциаций. Сюжет балета — Второй фортепианный концерт Шостаковича, его содержание — царящий в оркестре и на сцене кайф от бесконечного движения. Прыгучий и ершистый двадцатиминутный спектакль можно заподозрить в легковесности и отсутствии глубоких смыслов. Да! Каков глубокий смысл детских догонялок и обливаний водой летом во дворе? Или юношеских прогулок с друзьями в белую ночь. Или романтических путешествий по водосточной трубе на балкон к любимой девушке.

Мариинский театр

 

Симфония до мажор

Парадный портрет одной из лучших балетных трупп мира

Самый грандиозный классический ансамбль ХХ века: в финале на сцену выходят 52 человека, лучшие силы Мариинского предстают во всем блеске — кордебалет, корифеи, премьеры, балерины. Все вместе образуют строгих линий и ослепительного блеска строение, «Хрустальный дворец», как назывался балет в первой редакции. Только музыка и движение, чей счастливый брак не потревожит ничто. Удовольствие для утонченных эстетов — и отличный случай для первого знакомства с искусством балета, его поэтикой и механикой.

Мариинский-2

 

Тщетная предосторожность

Изящная сельская комедия

Вдовушка Симона желала выдать дочь Лизу за дурачка сына местного богатея, а непослушная дочка предпочла ему крестьянина Колена — и оставили они Симону с носом. Не лишенную пикантности сельскую комедию с серпами, снопами, пикником и свадьбой танцуют во всем мире уже третье столетие. В позднейшей (1960) версии Фредерика Аштона наивно-буколический дух балета доведен до абсолюта: мультяшные декорации, пляшущие курочки в человеческий рост и чисто английский бытовой юмор. Что такое чисто английский юмор? Если помните шоу мистера Бина и Бенни Хилла, то отчасти сможете представить.

Михайловский театр

 

Ромео и Джульетта

Прекрасный священный монстр советского балета

Прекраснейший священный монстр сталинского довоенного балета. Спектакль, поставленный в 1940 году с размахом, искусностью и психологизмом поздних исторических фильмов Сергея Эйзенштейна. Спектакль, населенный предметами, увешанный гобеленами и задрапированный тканями так, как это возможно было только в Ленинграде: когда культура зрения и понимание антикварных вещей воспитаны сразу и Эрмитажем, и комиссионками.

Мариинский театр

Подборки Афиши
Все