Москва
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Абакан
  • Азов
  • Альметьевск
  • Анапа
  • Ангарск
  • Арзамас
  • Армавир
  • Артем
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Ачинск
  • Балаково
  • Балашиха
  • Барнаул
  • Батайск
  • Белгород
  • Белорецк
  • Белореченск
  • Бердск
  • Березники
  • Бийск
  • Благовещенск
  • Братск
  • Брянск
  • Бугульма
  • Бугуруслан
  • Бузулук
  • Великий Новгород
  • Верхняя Пышма
  • Видное
  • Владивосток
  • Владикавказ
  • Владимир
  • Волгоград
  • Волгодонск
  • Волжский
  • Вологда
  • Вольск
  • Воронеж
  • Воскресенск
  • Всеволожск
  • Выборг
  • Гатчина
  • Геленджик
  • Горно-Алтайск
  • Грозный
  • Дербент
  • Дзержинск
  • Димитровград
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Екатеринбург
  • Елец
  • Ессентуки
  • Железногорск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Зеленоград
  • Златоуст
  • Иваново
  • Ивантеевка
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Искитим
  • Истра
  • Йошкар-Ола
  • Казань
  • Калининград
  • Калуга
  • Каменск-Уральский
  • Камышин
  • Каспийск
  • Кемерово
  • Кириши
  • Киров
  • Кисловодск
  • Клин
  • Клинцы
  • Ковров
  • Коломна
  • Колпино
  • Комсомольск-на-Амуре
  • Копейск
  • Королев
  • Кострома
  • Красногорск
  • Краснодар
  • Краснознаменск
  • Красноярск
  • Кронштадт
  • Кстово
  • Кубинка
  • Кузнецк
  • Курган
  • Курск
  • Лесной
  • Лесной Городок
  • Липецк
  • Лобня
  • Лодейное Поле
  • Ломоносов
  • Луховицы
  • Лысьва
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Магадан
  • Магнитогорск
  • Майкоп
  • Махачкала
  • Миасс
  • Можайск
  • Московский
  • Мурманск
  • Мытищи
  • Набережные Челны
  • Назрань
  • Нальчик
  • Наро-Фоминск
  • Находка
  • Невинномысск
  • Нефтеюганск
  • Нижневартовск
  • Нижнекамск
  • Нижний Новгород
  • Нижний Тагил
  • Новоалтайск
  • Новокузнецк
  • Новокуйбышевск
  • Новомосковск
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Новоуральск
  • Новочебоксарск
  • Новошахтинск
  • Новый Уренгой
  • Ногинск
  • Норильск
  • Ноябрьск
  • Нягань
  • Обнинск
  • Одинцово
  • Озерск
  • Озеры
  • Октябрьский
  • Омск
  • Орел
  • Оренбург
  • Орехово-Зуево
  • Орск
  • Павлово
  • Павловский Посад
  • Пенза
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Петергоф
  • Петрозаводск
  • Петропавловск-Камчатский
  • Подольск
  • Прокопьевск
  • Псков
  • Пушкин
  • Пятигорск
  • Раменское
  • Ревда
  • Реутов
  • Ростов-на-Дону
  • Рубцовск
  • Руза
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Салават
  • Самара
  • Саранск
  • Саратов
  • Севастополь
  • Северодвинск
  • Северск
  • Сергиев Посад
  • Серпухов
  • Сестрорецк
  • Симферополь
  • Смоленск
  • Сокол
  • Солнечногорск
  • Сосновый Бор
  • Сочи
  • Спасск-Дальний
  • Ставрополь
  • Старый Оскол
  • Стерлитамак
  • Ступино
  • Сургут
  • Сызрань
  • Сыктывкар
  • Таганрог
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тихвин
  • Тольятти
  • Томск
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Улан-Удэ
  • Ульяновск
  • Уссурийск
  • Уфа
  • Феодосия
  • Фрязино
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Химки
  • Чебоксары
  • Челябинск
  • Череповец
  • Черкесск
  • Чехов
  • Чита
  • Шахты
  • Щелково
  • Электросталь
  • Элиста
  • Энгельс
  • Южно-Сахалинск
  • Якутск
  • Ялта
  • Ярославль

Новые русские «ЛСП»: изобретательный белорусский хип-хоп с песнями

Минский студент-лингвист Олег Савченко делает музыку, которую проще всего будет обозвать заимствованным термином «хипстер-хоп», — рэп, где вместо старого бита — новый звук, а вместо речитатива — полноценные песни. «Афиша» представляет проект «ЛСП» и его первую EP «Видеть цветные сны».

Текст: Александр Горбачев

Родился Олег Савченко — он же «ЛСП» — вообще-то в Витебске, но сейчас живет и учится в Минске

 

К тому, что Белоруссия регулярно поставляет заслуживающих самого пристального внимания новых музыкантов, мы уже привыкли — равно как и привыкли к тому, что музыканты эти, как правило, проходят по разряду чудачеств, дикостей и сокровенных диковин. Витебский уроженец и обитатель Минска, 22-летний студент, обучающийся на лингвиста, Олег Савченко и его проект «ЛСП» (единоличный, но все-таки не совсем: иногда музыку Олег делает сам, иногда ему ее поставляют разнообразные знакомые битмейкеры) — история вроде бы совсем иная: это музыка отчетливо, простите за выражение, модная; не то чтобы стремящаяся вписаться в какой-то своевременный контекст, а скорее органично в нем существующая. Но если приглядеться, окажется, что и тут имеет место какая-то близкая модель общения с внешним миром — условно «тамошние» находки в «ЛСП» не просто берутся в оборот как они есть, но словно бы пропускаются через какой-то очень специальный местный фильтр. Примитивизируются, вышучиваются, десакрализуются и все такое прочее. «ЛСП» — это вроде как (русскоязычный) хип-хоп, но очень своеобразного толка. Почти без речитатива в чистом виде — но с пением, мелодекламацией и автотюном. Без всякого почтения к «старой школе» — но с мелодиями и очень многообразным звуком, отсылающим сразу к нескольким свежевылупившимся жанрам. Совсем без пафоса, пацанского нахрапа, нарочитой полублатной маскулинности — но с (само)иронией, уместной романтикой и какой-то удивительной легкостью. Ну и еще — с натуральными хитами и строчками, которые западают в голову на раз.

 

 

За душой у «ЛСП» пока всего-то пять песен (была и шестая, но ее, как честно признается автор, «прое...али на флешке» — для человека, в текстах которого нет вообще ни одного дурного слова, он вообще на удивление много и виртуозно матерится в разговоре), но и в них разнообразия хватит на иной рэп-альбом длиной треков эдак в 20. Жанровую принадлежность этой музыки проще всего было бы определить как «хипстер-хоп» — давно уже возникшее в западной критике обозначение для рэпа, который, сохраняя номинальные признаки жанра, производит крупномасштабную экспансию на смежные и далекие стили (другой вопрос, что злоупотреблять термином не хочется в силу понятно каких коннотаций, присущих понятно какому слову). «Видеть цветные сны» — это, в общем, оно и есть. В первом треке Савченко, по сути, пускает в расход чиллвейв; в «Хиппи» (см. выше) оригинальным образом употребляет дабстеп в его самом коммерческом изводе; также имеется песня «Улицы» — традиционная для хип-хопа элегия о городской злобе и отчуждении, исполненная с какой-то неожиданно обнадеживающей точки зрения; на «Ламбаде» парадоксальным образом сводятся вместе ретрошлягер и ультрамодный синтетический звук — получается примерно как у Канье Уэста на альбоме «808's & Heartbreak», только вместо пресловутого хартбрейка сердце радуется. Плюс к тому все эти разгильдяйские строчки и рифмочки исполнены с каким-то дивным обаянием — вот вроде бы человек и признается, что в голове звонко и пусто, время есть, а денег нет, но делает это так изящно и непосредственно, что предъявить ему вроде как и нечего. Короче говоря, если прибегать к грубым аналогиям, «ЛСП» — это как если бы в группе Narkotiki было меньше угара и больше любви и инфантилизма. Об остальном лучше расскажет сам автор — тем более что язык у него, как оказалось, подвешен тоже совсем иначе, чем у большинства русскоязычных хип-хоп-артистов.

 

 

«Музыкой я заниматься начал так. Мне папка нанял женщину — пианино заниматься. Что она с папкой делала, я не знаю. (Смеется.) Ну я учился, учился, запоминал наизусть порядок, в каком клавиши надо нажимать, а когда уже невозможно стало физически запомнить какое-нибудь «Лебединое озеро», закончил. Потом я начал много играть в компьютер, попутно минимально пописывал какие-то стихи. И где-то в восьмом классе случилась «Фабрика звезд-4», где были Тимати, Доминик Джокер и вся эта пи...добратия. И как-то раз я смотрю и вижу: бит пропадает, Тимати становится в такой позе бога, как «glory, glory, Man United», и заявляет — «Тимати читает рэп на Первом канале»! Представляешь, как это для меня в 14 лет было?! Рэп на Первом канале! Значит, пора. Значит, надо е...ашить.

Слушал и слушаю я массу всего. С Децла начал слушать рэп, потом на русский рок перешел, слушал разные сборки — «Мультфильмы», Найк Борзов; ну, лучшая группа, по моим понятиям, — «Мумий Тролль», у меня и мамка с папкой его слушали, и я до «Точно ртуть алоэ» вообще все наизусть знаю. Ну и потом начал слушать американский рэп — потому что негры, свэг и все такое. Сначала не понимал — кто их знает, что они говорят, может, что я м...дак, и зачем мне это тогда слушать? Но потихоньку начал прокачиваться и понял: даже когда я не разбираю, о чем речь, слушается это круто; звучание так же важно, как смысл, а иногда даже, может быть, важнее.

 

 

«Мама, когда послушала, сказала: мол, по поэзии ты подрос нех...ево»

 

 

Некоторые песен из этих я писал еще три года назад. Например, «Мага» сделал на втором курсе — приехал к чуваку, он мне поставил этот биток простой и минималистичный, я сказал: именно это мне и надо. И решил сделать такую простенькую придурочную песенку. Я вообще люблю, когда вроде бы все легко и придурочно, но человек, у которого мозги работают, поймет, что все не так просто, как кажется. Песня «Улицы» тоже три года назад сочинена. И не всему, что я там говорю, я на тот момент верил — иногда это такая актерская игра, только ты не рассказывай никому. (Смеется.) Ну, там же детская х...ня такая, ее слушают шестнадцатилетние и говорят: вот это круто, а остальное я не понимаю. Песня «Ламбада» изначально вообще была в два раза длиннее — когда я ее делал, только вышел альбом Канье Уэста «808's & Heartbreak», я его слушал, не вынимая, и там это много где видно, к сожалению. Я вообще думал летом всю EP с нуля сочинить, но не вышло — я работал в лагере с детьми, к нам приезжал президент на военную игру, мозги е...али по полной программе. Так что за все лето я написал две строчки: «сумасшедший хиппи стал моим отцом, металлистка в рваных джинсах стала мамой». Из этого потом за один день выросла песня «Хиппи». Ну и «Мир стал пустым без тебя» я тоже осенью сочинил. Когда мама послушала, сказала: мол, по поэзии ты подрос нех...ево. Хотя мне казалось, что все, наоборот, упростилось. Есть в этой песне какая-то простейшая сложность.

 

 

В какой-то момент у меня случился кризис, и мне стало казаться, что рэп — это музыка конченая. Ну не конченая, но тупая достаточно. Во всяком случае если человек просто читает без мелодии, он должен так читать, чтобы тебе все остальное было неинтересно. А таких сейчас не очень много. И я подумал, что было бы прикольно читать и петь одновременно. Тогда еще мало кто это делал — не было еще Кида Кади и Виза Калифы, арэнбишники были отдельно, рэперы отдельно. А потом постепенно читать мне совсем стало неинтересно — так что читка у меня теперь только в качестве фишки. А так — ни то ни се, получитка, полупение, х...й пойми. Вообще, когда я начинаю себя повторять, мне сразу плохо становится. Я, когда пишу, представляю себя разными людьми, пытаюсь понять, как это слушается, и как-то подкачивать. Я вообще хочу, чтобы людям было хорошо.

Дабстеп сейчас даже у нас уже п...дец. Но минусу-то в «Хиппи» два с половиной года. Ну да, эта пила там такая дешевая, что даже немного стыдно. Но мне кто-то сказал, что это даже и хорошо. Если бы там был качественный дабстеп — получилась бы явная попытка во что-то влиться. А так — просто играет какая-то ерунда.

Я бы не сказал, что это такие уж позитивные песни. «Маг» — да, согласен. «Улицы» — грустная. «Ламбада» — очень грустная песня! «Мир стал пустым без тебя» — ну тем более. Да и «Хиппи» — грустная песня на самом деле. Как жвачка-шок: вроде жуешь, все нормально, а внутри такая кислятина, что ну ее! Я ее спел одному чуваку знакомому, поэту, он говорит — блин, я чуть не умер, так за душу задело. Это про нас песня, про моих сверстников, которые не знают, чего они хотят, что им надо, которые вообще х...й пойми что такое. Я думаю, раньше трава была зеленее и люди лучше понимали, что делают. Потому что информация вот эта за...бывает мозги, и им сложнее понять, кто они. Я вот себе интернет подключил, и все — через два месяца уже перестал понимать, здесь живу, там или где.

 

 

Что касается ситуации в Белоруссии... У меня папка — ну, типа, рантье. Я прихожу и ему говорю: ну, у нас там то, се, проблемы, а он отвечает — да какие проблемы?! Все нормально! То есть все от отношения зависит. Я же говорю, я человек веселый, поэтому у меня все хорошо сейчас. А у людей, которые от промывания мозгов зависят и от материальных вещей, — у них пох...евее, да. Потому что денег становится мало. Вот у нас был один большой хип-хоп-фестиваль хороший, а в этом году не будет, потому что денег нет. Самая известная рэп-группа белорусская, «Нестандартный вариант», распалась на прошлой неделе — тоже, считай, знак. Притом что рэперов дофига. Витебск, Гомель, Могилев, Брест — везде хватает, особенно малолеток. Но это все типа кружка по интересам. Все держится на энтузиазме и юношеском максимализме, все друг друга знают. Маленькая закрытая система — и нет варианта, чтобы она куда-то открылась, при такой-то ситуации в стране.

 

 

«Когда люди рассказывают, какие они крутые, не очень интересно. Особенно при нашем менталитете нищеты, жадности и зависти»

 

 

Главный за...б русского рэпа, мне кажется, в том, что они зачастую хотят кому-то что-то доказать. А это же такая юношеская херня. Нормальный человек лет в 20 или в крайнем случае в 25 уже осознает, что люди в основном все понимают, а тех, кто не понимает, ничему не научишь. А тут эта интонация назидательная — поэтому и скучно. Когда люди рассказывают, какие они крутые, тоже не очень интересно. Особенно при нашем менталитете нищеты, жадности и зависти. Это на Западе негры могут говорить: «Я ох...енный». Потому что, во-первых, они и говорят это ох...енно. А во-вторых, у тех, кто их слушает, у них и самих все неплохо, они не парятся. А у нас если ты говоришь: «Я ох...енный, у меня денег много», обычная реакция примерно такая: «Вот сука! А у меня мало!» Поэтому мне хотелось сделать такой рисовательный рэп, что ли. Описательную музыку с текстом. Меня в какой-то момент очень электроника привлекла — знаете почему? Потому что рэп — это когда ты идешь по лесу, тебе навстречу выскакивает чувак и начинает загонять историю. Американский рэп — когда опять же выскакивает чувак, но заодно еще и шоу показывает, и даже если ты не понимаешь, о чем он, на него смотреть интересно. А электроника — это как когда ты идешь по лесу и видишь какое-то явление: водопад, костерок или светящиеся «Виспы» волшебные. Вот я и хотел сделать такой рэп, когда человек тебе что-то рассказывает, но у него внутри как будто шарманка, и что-то при этом рисуется».

 

Версия песни «Хиппи», которая присутствует на ЕР «Видеть цветные сны», несколько отличается от того, что звучит в вышеразмещенном клипе

 

Скачать EP «Видеть цветные сны» бесплатно и легально можно здесь.

Горизонт: смотрите также

Комментарии

Ваш комментарий

strong em del
a

Действительно удалить?

  • похоже на Ласковый Май в аранжировке электро и дабстеп)))

  • уп

  • Интересно, но слишком похоже на TTC.

  • «Хиппи» совсем не понравилась, но послушал «Мага» и «Ламбаду» и понял за что ЛСП сюда попал — действительно круто. И еще круто, как он слишком Канье вдохновился (В «Мир стал пустым без тебя» привет Robocop, к примеру).

    • мне тоже "Маг" больше всего нравится, на самом деле.

  • прикольно!
    земляк)

  • про Ассаи лучше бы написали

    • нуднее его альбома в русском рэпе в этом году вообще ничего не было, имхо

  • Уродство.

  • совсем херня

  • какая ж адская поебень! пол года сюда не заглядывал до прошлой пятницы, ну нахуй, ещё тайм аут на полгода.

  • да клёвое музло! сколько злых людей вокруг

  • Очень понравилось! Удачи в творчестве!!!!

  • Да ну, хрень какая-то.
    Слушать еще такое

  • Чувствуется влияние Миши Крупина

  • только витя и максим, только восточный округ, да исключительно сурапов

  • Очень-очень неплохо, молодец парень!)

  • если на белорусском языке было бы записано, то возможно интересно звучало. а так школо-реп

  • ламбада крутая

  • Да не гоните, круто же. Ниша в русской музыке особо не разработана, звучит свежо (тем более с учетом того, что записано даже не в этом году), так что всё окей.
    "Ламбаду" вообще можно в эфир европоплюсов и диэфэмов отправлять смело, и при этом вещь нестыдная нисколько, про кого ещё так сказать можно. Надеюсь, Олег темпы сочинительства ускорит после такой публикации.

    • А в контакте ксть ещё треки и ряд фитов, но все совсем малоинтересны в сравнении с этой ипишкой. Плюс, есть старая версия Ламбады, та самая здесь описанная, с ещё куплетами и более близкая к Уэстовскому 808&HB

  • Норм) мне понравилось, всё стильно и интересно!

Комментировать

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо авторизоваться

Итоги года Читатели «Афиши» выбирают лучшие сериалы 2017 года

Масштабные игры для больших команд

Космический квест, который точно понравится детям

Игровые площадки для лучшего торжества

Квест Морфий

Мир сновидений с элементами перформанса

В субботу, 16 декабря, команда лейбла System 108 проведет последнее в этом году событие Test 4 в...

Месяц назад в Москве открылся магазин детских книг «Маршак», который до этого полгода существовал в...

Кратко рассказываем, что достанется «Диснею» после исторической сделки по приобретению корпорации...

Instagram разрешил подписываться на хэштеги как на обычные профили. «Афиша Daily» собрала 15...