Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
29 июня 2022

Красота за 5 долларов, динозавры и луна: что показывают на Фотобиеннале-2022 в МАММ

Дарья Мартыненко
До 28 августа в МАММ проходит традиционная Фотобиеннале. Она включает девять выставок, среди которых и осмысления 25-летней работы музея, и снимки 90-х, и экспозиции, выходящие за рамки фотографии, и редкие в Москве сегодня проекты зарубежных авторов. Рассказываем, чем Мультимедиа-арт-музей удивляет на этот раз.

«МАММ25», «Памяти Светланы Рословой» и «#МАММлюди»

На первом этаже расположились три небольшие «домашние» выставки, посвященные 25-летию музея, который отмечали в конце прошлого года. Он открылся в 1996 году, как раз после Первой международной «Фотобиеннале». В экспозиции «МАММ25» показывают фото главных выставок музея, которых за это время было аж более 2500. Среди них — проекты Сары Мун, Альберта Уотсона, Ребекки Хорн и других звезд современного искусства. Выставка «Памяти Светланы Рословой» посвящена умершей от коронавируса смотрительницы МАММ, которая восемь лет работала в музее, много общалась с посетителями и фотографировали их для своего популярного блога «Выставочные люди» — на него были подписаны многие российские и зарубежные художники. А в «#МАММлюди» представлены фото, которые уже сами посетители делали в экспозициях и публиковали под этим хештегом.

«Габриэле Галимберти. Мой личный динозавр и Домашняя аптека»

Впервые в Москве показывают работы известного итальянского фотографа Габриэле Галимберти, который создает серии портретов людей в окружении различных предметов, путешествуя по миру. Так он раскрывает культуру и ценности своих героев и фиксирует контрасты современности. В МАММ представлено сразу два проекта Галимберти. В серии «Домашняя аптека» он выкладывает перед героями все содержащиеся в их доме лекарства и показывает колоссальный разрыв в возможностях управлять своим здоровьем. Кто-то хранит таблетки про запас или постоянно поддерживает иммунитет. У кого-то, как у бедных гаитян, в доме вовсе нет лекарств — они приобретают их у уличных торговцев в строго необходимом количестве при болезни. А кто-то предпочитает лечиться гомеопатией, травами и эфирными маслами.

Второй проект «Мой личный динозавр» посвящен популярному сегодня среди состоятельных людей коллекционированию ископаемых динозавров. Их покупают как на художественных аукционах, так и в онлайн-магазинах за баснословные деньги (цена может достигать миллионов евро) и украшают дома гигантскими скелетами и окаменелостями как произведениями искусства — примеры таких интерьеров и их хозяев и запечатляет Галимберти.

«Игорь Мухин. Москва — Париж — Вена»

Под стать прошедшему юбилею показывают снимки времен основания музея живого классика отечественной фотографии Игоря Мухина, который много лет преподает в Школе фотографии им. Родченко и не раз выставлялся в МАММ. На этот раз собрали три его классические черно-белые серии «Москва» (1996–2000), «Париж» (1999–2000) и «Вена» (2002). Причем последние две фотограф создал ​​по приглашению Министерства культуры Франции и венской галеристки Урсулы Кринцингер, которые оценили его московские хроники времен перестройки. На снимках Мухин зафиксировал атмосферу трех мегаполисов на рубеже веков, но его интересовали не узнаваемые архитектурные образы, а молодежь, причем чаще всего влюбленная. За каждым фото словно стоит целая история — случайные прохожие обнимаются, целуются, танцуют, спешат с работы и гуляют по шумным улицам города.

«Сергей Борисов. Сказка о потерянном времени»

Ностальгию по 90-м продолжает проект еще одного классика российской фотографии, выставлявшегося еще на биеннале 1996 года, — Сергея Борисова. Его «Студия 50A» стала сосредоточением неофициальной культуры 1980–1990-х годов. Здесь он и создавал свои легендарные постановочные фото с художниками, актерами, музыкантами, модельерами, а также всячески поддерживал их творческую свободу в кадре. На выставке представлены эпатажные снимки о культуре коммунизма с Сергеем Ануфриевым и Бугаевым (Африкой), ироничные инсценировки исторических ситуаций, где Влад Мамышев-Монро предстает то в образе Шаляпина, то Мэрилин Монро, и просто портреты того времени. Среди героев Борисова также — Жанна Агузарова, Эдуард Лимонов, Анатолий Зверев, Борис Гребенщиков, Виктор Цой и Гоша Острецова с моделями в его . От них веет свободой и энергией жизни — увидеть атмосферу такой Москвы можно во фрагментах из видеоархива художника с интервью и съемками с тусовок. 

«Леонид Тишков. Ближе Луны только звезды»

Пожалуй, самый атмосферный проект биеннале — «Ближе Луны только звезды» Леонида Тишкова. В приглушенном свете здесь представлены снимки светового объекта «Частная луна» (отсылающего к картине Магритта), который за 20 лет уже стал личным брендом художника. Он путешествует со светящейся луной по миру и создает поэтичные кадры: на краю крыши с видом на Эйфелеву башню, на берегу Южно-Китайского моря, в Арктике, Москве, Вашингтоне и тайваньских двориках. Эта выставка выходит за рамки одной лишь фотографии: здесь также представлены три инсталляции художника, эскизы и тексты к ним. С помощью них можно бесконечное количество раз загадать желание, глядя на падающую звезду, пофантазировать о переселении людей в космос и вспомнить всегда актуальные цитаты из «Маленького принца» Экзюпери — именно эта книжка выступает своеобразным камертоном всего художественного мира Тишкова.

«Дмитрий Булин. Codex rescriptus»

Под личным кураторством директора МАММ Ольги Свибловой показывают выставку фотографа и режиссера Дмитрия Булина, созданную в сотрудничестве с Фондом Still Art. Латинское название «Codex rescriptus» переводится как рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в употреблении, — так и Булин наслаивает свои идеи на узнаваемые культурные сюжеты и создает их интерпретации в стиле фешен-фото. Серия «Венера 2.0» отсылает к «Рождению Венеры» Боттичелли, «Тайной вечере» да Винчи, «Сотворению Адама» Микеланджело и другим изображениям Итальянского Возрождения.

В другом проекте фотограф снимает инсценировки фламандских пословиц, соединяя композиционные приемы Питера Брейгеля-старшего и винтажные коллекции Вивьен Вествуд. Заканчивается экспозиция остросоциальной и созданной специально для выставки серией «Красота за 5 долларов» — она отсылает к голливудским звездам 1920–1930-х годов. Стилизованные под них модели в дешевых китайских приборах для изменения лица — от прищепок для носа до приспособлений для растяжки губ — иллюстрируют, на что способны люди в погоне за навязанными идеалами, например искусственно созданными скулами Марлен Дитрих.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все