Москва

Концерты, фестивали и другие офлайн-события: когда они вернутся и как это будет

Массовое распространение коронавирусной инфекции по всему миру привело к практически полной остановке индустрии офлайн-развлечений и массовых мероприятий. Зрители на несколько месяцев остались не только без концертов, фестивалей, кино и спектаклей, но и свободы передвижения, а тысячи специалистов, организаторов, музыкантов и ведущих — без работы.

    Уже сейчас многим странам удалось преодолеть пик заболеваемости и приблизиться к постепенному снятию строгих карантинных мер. Кажется, пройдет еще немного времени и все вернется на круги своя. Но каким будет первый концерт после отмены самоизоляции? Пойдут ли зрители смотреть выступление любимого артиста, если придется отправиться в концертный зал в маске и перчатках? Какие изменения ждут ивент-индустрию в целом? Об этом мы расспросили экспертов отрасли.

    Первые мероприятия после карантина. Что это будет?

    Денис Максимов, ивент-продюсер, генеральный директор компании Артего, организатор церемоний награждения Олимпийских игр в Сочи, реалити-шоу M1 Fighter, Redbull paper wings National finals 2019, коммерческих музыкальных событий: «Думаю, первыми вернутся ивенты, связанные со спортом. В целом спортивные мероприятия вообще не требуют зрителей — вся монетизация осуществляется за счет трансляций, а потому эта сфера может выйти из кризиса практически моментально. Следом стартуют концерты-квартирники по приглашению и концерты с ограниченным количеством гостей. После снятия всех официальных ограничений пройдет бум государственных мероприятий, бюджет на которые уже выделен — их необходимо провести как можно скорее. А вот крупные частные концерты и фестивали вернутся самыми последними. Кстати, несмотря на предложение организаторов вернуть деньги за билеты перенесенных событий, большая часть зрителей предпочла дождаться новой даты. Они ждут приезда своих кумиров, а значит, спрос ожидается даже более высокий, чем ранее».

    Роман Цыганов, генеральный продюсер и основатель 2BTREND Group. Один из крупнейших игроков ивент-рынка в государственном секторе: «Все зависит от сроков отмены самоизоляции. Если это будет лето, то, конечно, первыми мероприятиями станут фестивали. Но, скорее всего, все начнется с государственного сектора. У мероприятий, связанных со спортом, молодежью, так называемых стратегических, бюджет никто не отбирал.  Следом вернутся ивенты, связанные с промоутированием алкоголя и сигарет — а это зачастую вечеринки. И именно по ним: по эмоциям, танцам, веселью, красивым нарядам, по живому общению — люди соскучились больше всего.  У вечеринок есть еще одно преимущество. Поскольку во главе организации любых мероприятий посткоронавирусной эпохи будет безопасность и организаторы обяжут гостей носить маски и перчатки, вечеринки позволят органично вписать эти требования в антураж мероприятия. Тусовщики наденут скафандры, противогазы, маски, что угодно — и это будет круто! Думаю, нас ждет всплеск постапокалиптических тем».

    Когда состоятся первые офлайн-события?

    Юлия Жоля, исполнительный директор и член правления Национальной ассоциации организаторов мероприятий (НАОМ), владелец агентства Show&Motion: «Первое реально крупное мероприятие состоится в 2021 году. Будет это концерт или выставка. Возможно, это случится чуть раньше, если официально снимут ограничения, но я сомневаюсь. Думаю, в любом случае, это будет очень позитивно. Люди соскучились по мероприятиям. Так что, уверена, на будущий год мы без работы не останемся».

    Азат Галямшин, учредитель и генеральный продюсер компании по организации зрелищных событий iPro.Show: «Первое масштабное офлайн-событие произойдет тогда, когда это будет безопасно для организаторов и участников. Учитывая, что на подготовку крупного фестиваля или зрелищного мероприятия необходимо в худшем случае три-четыре месяца, а в лучшем — от полугода, вряд ли стоит ждать эти события раньше осени 2020 года. Учитывая множество ограничений как для посетителей, так и для организаторов, даже осенние коммерческие фестивали ввиду потенциально низкой посещаемости могут быть перенесены на 2021 год».

    Будет ли спрос?

    Роман Цыганов: «Будет страх. Думаю,  даже когда объявят о возобновлении массовых мероприятий, люди никуда не пойдут. Во-первых, мы отвыкли от такого досуга. Многие сменили образ жизни и отправились за город. Есть мнение, что люди истосковались по ивентам и пойдут куда угодно, но я считаю иначе. Скорее наоборот: люди станут разборчивее, потому что за два-три месяца самоизоляции они нашли более полезные и интересные варианты времяпрепровождения, занялись спортом, начали читать книги. И нужно время, чтобы вернуться в ритм тусовок».

    Денис Максимов: «Вероятно, старшее поколение предпочтет дольше оставаться дома и воздерживаться от массовых мероприятий. Это может сказаться на театрах, концертах классической музыки — они дольше будут терпеть убытки. А вот на концертах российской эстрады это, скорее всего, не отразится, так как они финансируются за счет телетрансляций, а зал можно будет заполнить за счет снижения цен на билеты. Безусловно, какое-то время люди будут соблюдать меры предосторожности, но не более».

    Что ждет ивент-индустрию?

    Денис Максимов: «Крах индустрию точно не ждет. Музыкальные мероприятия в течение года восстановятся полностью. Скажем, в Канаде после эпидемии птичьего и свиного гриппа и достаточно суровых ограничений в начале 2010-х ивенты вернулись в полном объеме. Мы пойдем по этому же пути. С большой вероятностью сократятся или полностью уйдут корпоративы, что, конечно, повлияет на доходы звезд. Но ничто не остановит людей, которые захотят попасть на концерт любимого исполнителя. Потому что эти эмоции не заменит ни один онлайн-суррогат».

    Роман Цыганов: «Концерты, безусловно, вернутся. Ни война, ни конец света не могут выбить из человека потребность в коллективном восторге. А вот ивент-индустрия в целом претерпит изменения. Не восстановятся в полном объеме презентации, фешн-показы, потому что онлайн-формат этих мероприятий дает те же результаты, что и офлайн, при меньших затратах. Вообще ивент-индустрия в последние годы перенасыщена, сплошное месиво. Скажем, в 2008 году (мировой финансовый кризис. — Прим. ред.) рынок мероприятий тоже существенно пострадал, потребовалось два-три года на его восстановление. При этом прежние масштабы так и не были достигнуты: остались в прошлом грандиозные вечеринки, рейв. Сейчас нас ждет примерно то же самое, зато ивент-индустрия может выйти на новый уровень. Появятся новые лидеры и новые перспективы».

    Азат Галямшин: «Одно скажу точно: впечатления, за которыми наши посетители приходят на мероприятия, не получить в онлайне, какой бы степени диджитализации они ни достигли».


    В ситуации карантина и самоизоляции переходим на домашнее киносмотрение. Чтобы не растеряться во всем разнообразии, советуем найти фильм в наших подборках или огромном каталоге по жанрам или годам с непредвзятыми кинорецензиями наших читателей.