Москва
Колечко и резиночка: как вернуть детей во двор и почему старые подвижные игры — это важно
В 70–80-е годы дети росли во дворе. Там завязывались знакомства, появлялись друзья, а главное — проходили самые веселые игры. Сегодня у детей есть гаджеты, бесчисленное множество секций, и родители задаются вопросом: а так ли нужны ребенку XXI века эти активности из советской эпохи? Да, причем еще больше, чем тогда. Чем полезны старые игры, каким детям они подходят больше и что делать, чтобы заинтересовать ребенка, — разбираемся вместе с психологом-логопедом Марией Болоховой, экспертом направления «Начальное и дошкольное обучение» онлайн-школы «Фоксфорд».
30 июня 2020

Зачем нужны старые активные игры и почему о них нельзя забывать

В советское время «Тише едешь — дальше будешь», колечко, ручеек и многие другие игры собирали и чем-то занимали во дворе большую компанию разновозрастных детей. В квартире тесно и скучно, а самое безопасное место на улице — двор, где дети под присмотром. Чтобы ребята гуляли именно в ближайшем дворе, их что-то должно удерживать вместе — игра, например. К тому же для такой активности не нужны никакие специальные приспособления. 

Подвижные игры развивают у детей целую массу полезных навыков, необходимых для гармоничного взросления. Вот некоторые из них: 

  • крупная и мелкая моторика, внимание, память (двигательная, словесная, зрительная), мышечная выносливость, ловкость — все это значимые навыки как для психического, так и для физического здоровья ребенка;
  • умение сотрудничать и договариваться, распределять роли, действовать по общегрупповым правилам — одни из важнейших навыков в социальной жизни человека;
  • эмоциональный интеллект: способность мыслить интуитивно, испытывать разные эмоции — и от проигрыша, и от выигрыша, и от процесса самой игры;
  • нетворкинг: в игре взаимодействуют и обмениваются опытом дети разных поколений.

К задачам таких игр в XXI веке добавилась еще одна — переключить внимание от гаджетов к физическому миру. А это значит не только сохранить здоровье глаз и нервной системы, но и подготовить ребенка к реальной жизни.

Резиночка

Резиночка — одно из самых модных детских развлечений в 80-е годы. В нее играли в каждом советском дворе, на переменах в школе и вообще при любом удобном случае. 

Что развивает: 

  • ловкость, настойчивость, силу воли; 
  • навыки счета, память;
  • умение грамотно конкурировать; 
  • способность сопереживать и поддерживать;
  • умение работать в трио.

Кому подходит:

  • подвижным и часто склонным к гиперактивности: ребенок выплескивает активность, находясь на одном месте;
  • застенчивым и робким, неуверенным в себе: в процессе игры ребенок видит, как потихоньку повышается планка собственных достижений; 
  • малоподвижным детям: аккуратно увеличивая высоту резиночек, можно увеличивать физическую ловкость;
  • малообщительным детям: трое игроков — небольшая группа, в которой развиваются коммуникативные навыки и не создается дискомфорта для малообщительного ребенка.

Как сделать резиночку еще интереснее:

Используйте для конструирования самой резиночки необычные подручные материалы — яркие и разные по фактуре. Предложите ребятам решить, какую из самодельных резиночек взять на улицу сегодня, какую завтра, пусть показывают друг другу и соревнуются на изобретательность.

Колечко

«Колечко, колечко, выйди на крылечко» — любимая игра вожатых и воспитателей. Ее сложнее организовать (нужно больше участников, хотя бы 5–6), но и навыки она развивает чрезвычайно важные.

Что развивает:

  • умение испытывать тактильные ощущения, важные как для развития нервной системы ребенка, так и для развития положительных эмоций;
  • мастерство скрывать свои эмоции радости от других — по правилам нельзя выдать, что у тебя колечко;
  • наблюдательность к эмоциональным проявлениям других — нужно угадать, кому досталось колечко;
  • умение бережно относиться к партнерам — задерживать, но аккуратно, не причиняя физической боли;
  • слуховую память и интонационную выразительность, например, фразу «Колечко-колечко, выйди на крылечко» нужно не только запомнить, но и по-разному, интересно произносить, чтобы игра была увлекательной.

Кому подходит:
застенчивым и малоподвижным детям (не нужно двигаться много, но появляется желание периодически подключаться к процессу задержания игроков);
в целом подходит всем детям вне зависимости от пола, возраста и склонностей.

Как сделать еще интереснее:

Замените колечки разными фишками, фигурками, пуговицами, бусинами. Предложите детям складывать их в свою копилку и выбирать каждый раз перед игрой. Обсудите, как по лицу обнаружить владельца колечка и, наоборот, как не выдать себя.

«Тише едешь — дальше будешь»

Целая маленькая жизнь происходит за спиной у водящего, пока он произносит эти четыре слова. Бежать по команде к водящему, стараться замереть и не упасть, когда фраза заканчивается, и при этом стремиться добраться до финиша первым — настоящий спорт! Участвуя в этой игре, дети развиваются на глазах, понемногу улучшая свой уровень и становясь опытными игроками. 

Что развивает:

  • процессы переключения активности: умение быстро набрать скорость и быстро остановиться;
  • целеустремленность и одновременно аккуратность;
  • навыки самоконтроля (не шевелиться, когда того требует момент игры);
  • у водящего — умение в рамках правил расшевелить партнера и перейти на его место.

Кому подходит: 

  • детям, которые недостаточно контролируют свое поведение, быстро меняют настроение;
  • детям, которые часто устают физически (в этой игре несколько коротких дистанций по 2–3 секунды бега, а затем пауза); 
  • всем детям вне зависимости от пола, возраста и склонностей.

Как пересадить ребенка с гаджетов на активные игры

Выведите детей на улицу и организуйте игру. Сами объясните правила, распределите роли, возьмите в команду еще пару взрослых, чтобы показать, как играть. На самом деле детям часто не хватает взрослых в игре, и это отличный повод показать ребенку, что можно получать удовольствие от таких активностей. Затем, когда дети уже увлеклись, оставьте их играть дальше самостоятельно. 

Играйте на площадке весело и громко, вовлекайте окружающих незнакомых детей, и ваш ребенок увидит, что это популярно. Дети часто сами начинают видоизменять игру под свои интересы, главное — не мешать этому процессу.

Для воспитателей и педагогов активные игры — настоящее спасение, когда нужно придумать что-то новое и интересное. Устройте соревнование между двумя группами, классами. Покажите любителям посидеть на перемене в гаджетах, что активные игры вызывают положительные эмоции, и мозг ребенка сам сделает выводы без каких-либо убеждений со стороны педагога. Потом останется только побудить отдельного ребенка присоединиться к группе подвижных детей и помочь ему начать играть.

В конце концов, просто позвольте самим себе переключиться: играйте с детьми и верните себе ощущения вашего детства.